![]()
|
![]() |
ДЕСЯТЬ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД
Десять лет тому назад, к началу мировой войны, воздушного флота, которому прочили, и не без основания, огромную роль, собственно говоря еще не было. Были лишь отдельные воздухоплавательные и авиационные приборы (аэростаты и самолеты) военного ведомства различных стран, которые еще не умели ими пользоваться.
Не следует забывать, что к началу войны авиация еще не вышла из младенческого возраста, т.к. прошло всего 56 лет со дня осуществления первых "перелетов" (знаменитый перелет Блерио через Ла-Манш в 35 верст). Поэтому вполне понятно, что военные лишь присматривались к новому средству войны, пока не особенно доверяя этим утлым и ненадежным воздушным "жердочкам". И вот, большинство стран вступило в войну, имея лишь небольшие сотни, а иногда всего и десятки самолетов и аэростатов/
ВОЗДУШНОЕ ЕДИНОБОРСТВО
При первых раскатах военного грома, борющиеся державы бросили на фронт все, что имелось под руками. Воздушный флот был брошен в первую очередь. Лучшие военные самолеты (французские "Вуазены" и "Фарманы", немецкие "Альбатросы", "Таубе", наши "Ньюпоры IV") были еще далеко не совершенными машинами, тихоходными (скорость всего около 100 килом. в час, а то и меньше), обладающими небольшой грузоподемностью (до 300-400 килогр. полезного груза), с еще слишком слабыми (100150 лош. сил) и ненадежными моторами.
Естественно, что на таких машинах можно было лишь "полететь и посмотреть", что творится у противника.
Воздушная разведка невооруженным глазом - вот основная задача, которую в начале войны выполняли военные самолеты.
Неприятные встречи с воздушным противником заставили летчиков вооружаться пистолетами и карабинами, пользуясь которыми, при случае, вступать с врагом в единоборство.
Воздушные одиночки осуществляли работу воздушного флота в начале войны. Это был период рыцарского единоборства.
ПОБОЛЬШЕ ТЕХНИКИ
В дальнейшем, когда первые удачные опыты блестяще доказали, что воздушный флот может работать на поле брани, постепенно стали отказываться от кустарщины и стремиться к использованию технических возможностей. Вместо визуальной разведки стали прибегать к фотографированию позиций противника. Фотографический снимок - вернейший документ и самый наблюдательный разведчик позволял летчикам бороться и с маскировкой противника.
Целыми днями беспрестанно реяли стальные птицы в небе, высматривая хитрости врага и ведя фотографирование его позиций. По немецким данным в конце войны немецкие летчики делали до 4.000 снимков в неделю, общей площадью до 24.000 клометров!... Фотография облегчила и уточнила воздушную разведку. Применение радиотелеграфа и телефона связало воздушный аппарат с землей и устранило его оторванность от обслуживаемых им частей.
Улучшение моторов и вообще всей материальной части позволило создать за время войны настоящий военный воздушный флот.
"КОЛБАСЫ"
Привязные аэростаты или, как их у нас обычно называют "колбасы", эти превосходные воздушные наблюдательные вышки, за минувшую кампанию получили громадное распространение (за врем время войны 1914-18 г., число воздухочастей с привязными аэростатами в Германии увелинилось с 10 до 200; во Франции - с 4 до 76; в Англии-с 4 до 83; в России-с 11 до 93 и т.д.).
Привязные аэростаты являются в полном смысле "глазами артиллерии", где бы она ни находилась (в крепости, в поле, на колесах бронепоездов или на воде - с речными флотилиями или с морским флотом).
Непрерывное длительное наблюдение (целыми днями, а вногда и ночами), надежность непосредственной двухсторонней связи с обслуживаемыми и частями (обыкновенным телефоном) и невысокая стоимость работы составляют их преимущес мущество перед самолетом при выполнении длительных наблюдений за ближайшим тылом.
В виде примера укажу на работу немецких привязных аэростатов 5 сент. 1916 года, когда 23 воздухоотрядами за 1 день было обнаружено около 270 батарей противника!..
Вполне понятно, что такая продуктивная работа заставила противника стремиться убрать ненавистную ему "колбасу". Вражеские летчики зажигательными пулями или ракетами стараются поджигать аэростаты. Появились особые "охотники за колбасами", как, например, французский летчик Жан Буржад, сбивший 24 аэростата. О размерах охоты за аэростатами можно судить хотя бы по тому, что Германия за время войны потеряла 65 аэростатов (всего в Германии за время войны было построено 1.870 привязных аэростатов; во Франции - 2.750 аэростатов).
ВОЗДУШНЫЕ ДРЕДНОУТЫ
Управляемые аэростаты (дирижабли) или, как их у нас чаще называют "Цеппелины", в начале войны 1914 г. уже являлись довольно серьезными воздушными кораблями (обем до 22.500 куб. метров, 3 мотора по 160 лош. сил, полезная грузоподемность ок. 8.700-10.000 килогр., скорость до 22 метров в сек. и высота полета около 2.500 метров).
Однако, неумение использовать их в первое время не дало широкого распространения дирижаблями (обычно им давали разведку над сушей). Когда же дирижабли начали работать с морским флотом - картина переменилась.
Правда, этому способствовало и техническое улучшение кораблей. Всем памятен перелет немецкого цеппелина L-59 (обемом в 68.500 куб. метров с пятью моторами по 260 лош. сил каждый, с грузоподемностью в 52.000 килогр., скоростью до 30 м. в сек. и высота полета в 6.850 метров) из Германии в Африку (в Хартум) с грувом боевых припасов в 12.000 килогр. и обратно без остановки, в продолжении 96 часов, когда был покрыт в воздухе путь в 7.000 верст.
Ходячее мнение, что дирижабли слишком часто гибли - неверно. Если мы возьмем статистику за время войны, хотя бы Германии, которая имеет в этой области самые большие потери, то мы увидим, что процент потерь дирижаблей меньше порцента потерь самолетов за тот же период, хотя и он все-таки велик (из 50 сухопутных дирижаблей уничтожено неприятелем 17 дирижаблей; а из 73 морских воздушных кораблей от действий противника погибло всего 23 аэростата).
Опыт англичан и французов дает еще более утешительные данные (в Англии за время войны мы видим рост управляемого воздухоплавания с 3 кораблей, на которых находилось лишь 200 чел. обслужив. персонала, до 103 боевых единиц с 7.000 чел., при чем за всю войну английские дирижабли находились в воздухе 83.360 часов и за это время пролетели 2.500.000 миль. Всего погибло 3 дирижабля).
Современный крупный дирижабль может поднять до 2.500 пудов полезного груза и летать с ним без спуска свыше недели, покрыв воздушный путь в 12.000 километров!
ВОЕННЫЕ САМОЛЕТЫ
В начале войны все задачи выполнялись одним и тем же типом самолета, благо от него требовалось немного - лишь бы он полетел.
В дальнейшем фронт выставил отдельные требования к машинам различных типов. К настоящему времени создались следующие основные их типы: разведчики, бомбометчики и истребители.
Современные разведывательные военные машины отличаются от своих прототипов мощным мотором (нормально 400 лош. сил вместо прежних 100 л.с., который дает им большую скорость (до 200 килом. в час. вместо 90-100) и надежность. Хорошая грузоподемность позволяет хорошо вооружать разведывательные машины, как пулеметами, так и небольшими бомбами.
Появились и грузоподемные бомбометчики (берут вес бомб до 3.000 килограммов), как, например, современный американский "Борлинг-Бомбер", обладающий достаточным радиусом действия.
Были созданы, наконец, и быстроходные юркие истребители, развивающие скорость свыше 300 километров в час.
ВОЗДУШНЫЕ ГОСТИНЦЫ
Десять лет тому назад с самолетов обрасывали в противника различные поражающие средства (банки с бензином, стрелы, пули и т.п.). Потом стали создавать специальные воздушные бомбы. Однако, вследствие малой грузоподемности самолетов того времени, эти бомбочки были весьма скромных размеров 10-12 фунтов.
С развитием техники, развивались размеры и воздушных гостинцев. В настоящее время имеются бомбы в 2.000 килограммов весом, от взрыва которой, морской корабль ломается пополам.
О том, каких грандиозных размеров достигло бомбометание с самолетов за прошлую кампанию, можно судить хотя бы по следующим двум официальныи данным: во время последних боев на р. Марие со стороны союзников принимало участие в боевых операциях около 1.000 самолетов, обросивших колоссальное количество бомб с удушливыми газами и обеспечивших этим успех своим войскам; второй фактза время войны одни только немцы сбросили в расположение противника тридцать два миллиона килогр. бомб различного веса от 12 до 1.000 килогр. каждая. Для наглядности поясним, что если лететь все время вперед и бросать бомбы (по 16 килогр. весом) через каждые 20 метров, т.е. так, чтобы их разрывы образовали непрерывную линию поражаемых участков, то длина этой "полосы смерти" (шириной в 20 метров) от одних только немецких бомб была бы в 40.000 километров, т.е. этой огненной полосой можно было бы опоясать весь земной шар по экватору, и еще остался бы кусочек.
Воздушное бомбометание стало серьезным военным делом.
ОТ БОЙЦОВ ОДИНОЧЕК К СТРОЯМ И ПОРЯДКАМ
"Для того, чтобы продуктивно работать, нужно сбить противника с его воздушных позиций и получить господство в воздухе" - вот тот вывод, к которому пришли наши тактики, анализируя опыт войны.
Вначале, воздушные бойцы-истребители по рыцарски вступали в единоборство с противником. Здесь мы имеем знаменитых "ассов" Рихттофена, сбившего 81 непр. самолет, Фонка, сбившего 75 самолетов, Гюйнемера, сбившего 53, Нингессера, снявшего 43 непр. машины и т.д.
В дальнейшем же от одиночек переходят к более крупным соединениям летают не только отрядами, но эскадрильями и эскадрами.
Переходят к строям и порядкам, когда исход боя решается не отвагой и личной храбростью одного бойца, а силой огня всего соединения. Размеры воздушной войны достигли грандиозного масштаба, о котором никто не мог и подозревать.
За время войны 1914-18 гг., Германия построила 47.637 самолетов и 40.449 моторов, Франция 67.982 самолета и 85.317 моторов, Англия 50.000 самолетов, Америка 11.227 самолетов и 29.500 моторов.
Эти сухие цифры говорят, что военный воздушный флот стал грозной реальностью.
К ЧЕМУ МЫ ИДЕМ
Если за истекшее десятилетие окончательно выкристализовалось ныне бесспорное положение, что воздушный флот не есть нечто подсобное, по третий элемент вооруженной силы страны, наряду с флотом морским и с сухопутной армией, то в ближайшем будущем мы должны ожидать развития этого положения.
Быстрого прогрессирования техники уже ожидать не приходится, т.к. сейчас выжато все, что можно. Скорее прогресс пойдет по пути методов использования средств воздушного флота.
К операциям большими массами воздушных единиц мы идем сейчас медленно, по верно. На смену личному героизму идет организовоность, боевые строи и порядки и сила огня.
Нам же следует помнить слова тов. Троцкого: - "Помножив воздушный флот на химию, мы увеличим свою мощь!"...
Н. Анощенко
![]() Материалы Анощенко Н.Д. на нашем сайте:
|