![]()
|
![]() |
ВОЗРОЖДЕНИЕ АЭРОСТАТНОГО СПОРТА
С 12-го октября т.г., в Москве, по иинциативе Воздухцентра спортивной секции ОДВФ СССР начинаются Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания, которые должны послужить мощным толчком к широкому развитию аэростатного спорта.
Свободные полеты на воздушных шарах до войны в России получили довольно большое распространение: в мировой семье воздухоплавателей Россия занимала третье место по количеству ежегодно совершаемых полетов. Перед мировой войной, нас перегнала Бельгия и Испания: Россия оказалась на пятом месте.
В дальнейшем, война 1914-18 гг. и революция временно прервали развитие воздухоплавательного спорта. И только во второй половине 1920 года, когда мы, покончив с внешними фронтами, получили возможность развивать наше дело, - мы вспомнили и о свободном воздухоплавании.
Сознавая важность возрождения свободного воздухоплавания, Республика приняла срочные меры к воссозданию аэростатного спорта. 1920 явился годом первых свободных полетов в свободной России.
ЗАЧЕМ НАМ НУЖНЫ ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ?
Прежде чем приступить к развитию аэростатного спорта, мы постарались детально выяснить вопрос о том, целесообразно ли это делать теперь, когда есть другие средства передвижения по воздуху (самолеты). Ответ получился категорический: полеты на воздушных шарах нам необходимы по самым разноообразным причинам.
Прежде всего, свободные полеты на воздушных шарах необходимы всем красным военным воздухоплавателям, работающим на привязных аэростатах, так как в случае обрыва тросса, на котором запускается привязной аэростат или при перебитии его осколками снарядов, (а такие случаи на фронте бывали), их всегда может ожидать вынужденный свободный полет. Поэтому мы должны были подготовить их к этим полетам практическим путем (чего до того времени в РСФСР не делалось).
Свободные полеты великолепная и необходимая подготовительная школа для водителей будущих дприжаблей (капитанов, управляемых аэростатов), так как одним из наиболее трудных элементов управления воздушным кораблем является умение работать с балластом и с расходом газа и твердое знание свойств воздушной среды.
Полеты на сферических аэростатах пеобходимы и для научных работ, и для исследования атмосферы, и для серьезного ознакомления всех воздухоплавателей с аэрологией.
Нам нужно было подготовить кадр опытных красных пилотов, которые могли бы продолжать и развивать дело свободного воздухоплавания, так как в противном случае, преемственность в работе могла бы оборваться и много ценных данных опыта погибнуть.
ПЕРВЫЕ УСПЕХИ
Придя к выводу, что свободное воздухоплавание нам необходимо, мы решили его возродить явочным порядком.
Подобрав группу лиц, любящих воздухоплавание и желавших работать на сферических аэростатах, мы предприняли розыски оболочек воздушных шаров для отправки их в Москву, которая, по своему положению, вдали от морей и границ, являлась наиболее желательным пунктом для создания в ней центра свободного воздухоплавания.
После долгих поисков нужное было найдено в трофейном имуществе (спасвою Колчану - он о нас позаботился!...) и мы решили лететь.
По нашей инициативе Штавоздухом было получено от Реввоенсовета разрешение на совершение первого свобольшого полета в РСФСР, и день парада в честь II конгресса III Интернационала. 27-го июля 1920 года с Красной площади с того места, где теперь хранится тело нашего Великого Вождя, перед лицом представителей пролетариата всего мира, красный стяг РСФСР был поднят в свободном полете на высоту около 5.000 метров. Неделю спустя привезенная обратно в Москву оболочка снова была наполнена газом и те же воздухоплаватели, которые совершили и первый полет (автор этих строк, И.И. Олеринский и Л.Э. Куни) снова отправились в воздушное путешествие с заданием продержаться в воздухе всю ночь, что и было ими выполнено (аэростат пробыл в воздухе без спуска 10 ч. 6 м., покрыв расстояние в 250 верст, идя почти все время в дыму от горящих лесов).
РАСЦВЕТ КРАСНОГО ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ
Наши первые полеты были отмечены специальным приказом РВС, нашей и заграничной прессой. Дальнейшая работа красных пилотов, летавших на старых, выслуживших все сроки (постройки 1909 года), собранных из старья аэростатах, подчас угрожавших жизни пилотов (постоянно рвались сети аэростатов), при самых трудных условиях (во время массовых лесных пожаров 20 года, в сильные морозы зимой, в сильный ветер; при полной разрухе транспорта, когда обратная доставка оболочки являлась прямо-таки подвигом; при обилии банд и невежественном, а подчас и враждебном отношении населения) - блестяще доказали, что кадр преданных делу, смелых и опытных пилотов у нас имеется налицо.
За конец 1920 года в РСФСР было совершено 16 свободных полетов (все из Москвы), общей продолжительностью 36 ч. 6 м., при чем аэростаты прошли в воздухе 774 версты - цифры весьма скромные, но для начала вполне удовлетворительные.
Следующий 1921 год, явился годом расцвета красного свободного воздухоплавания. Подзадоренная успешными полетами москвичей, начинает летать и Высш. воздух. школа, которая, несмотря на самые неблагоприятные условия (близость границы, моря и больших озер, сильные туманы и т.п.), продолжает это дело и до сих пор.
В Москве создается специальное "Учебное Отделение со сферическими аэростатами", которое в Кунцево, под Москвой, организует мощную базу свовободного воздухоплавания. Кроме чисто учебных и спортивных полетов в 1921 году впервые в РСФСР начинаются и серьезные научные полеты. Так, во время солнечного затмения 6 апр. 1921 г. в Москве было выпущепо два аэростата, на которых летели научные наблюдатели со специальными приборами, причем они были поражены простотой и удобством наблюдений. В сентябре того же года мы летали на высоту для изучения "болезни высоты" по заданию Научной Комиссии Воздушной Службы при Наркомздраве.
В том же году Высш. воздух. школа производит интересные свободные полеты на змейковых аэростатах (привязанных). Наконец, поздней осенью мы испытываем в продолжительном полете (17 час. 15 мин. без спуска) первую советскую оболочку, построенную в Москве на заводе Резинотреста из русских материалов, руками русских рабочих, на зло блокировавшему нас Западу.
Всего за 1921 год. было совершено 45 свободных полетов, общей продолжительностью 132 часа 55 м., при чем в воздухе был пройден путь в 3802 в[ерст].
НАШИ РЕКОРДЫ
1921 год дал нам не только увеличение общих суммарных достижений, но и значительные реко достижения.
Так, максималная высота полета в 1920 году была 4850 м., а в 1921 г. - 5225 метр.; максимальная дальность без спуска в 1920 г. была 250 верст. а в 1921 году - 55О верст. Максимальная продолжительность полета без опуска в 1920 г. 10 ч. 6 м. и в 1921 году - 17 час. 15 м. Следующий 1922 год. явился годом установления красных рекордов, не побитых еще до настоящего времени.
20 июня, в Питере, тт. Баратов и Наталенко поднимаются на высоту 5330 метров. После 2½ часов полета, они опустились в 7 верстах от границы попали в плен к финнам. Лишь после 50 дней скитаний по тюрьмам они благополучно вернулись в Ленинград. Наконец, в ноябре 1922 г. автору этих строк с тт. Стобровским и Мейскером, в ознаменование сотого свободного полета в РСФСР, удается совершить полет из Москвы в Северную Карелию, продолжительностью в 22 ч. 10 мин., пройдя в воздухе путь в 1200 верст (по линии полета).
Эти достижения являются рекордными для красных пилотов и по сей день и превзойти их является задачей 1-х всесоюзных воздухоплавательных состязаний 1924 г.
ЧЕГО МЫ ЖДЕМ ОТ СОСТЯЗАНИЙ 1924 ГОДА?
На этих состязаниях из Москвы, со стадиона Физкультуры, вылетит до десятка аэростатов, участников первых Всесоюзных воздухоплавательных состязаний. Тут будут аэростаты и ОДВФ Сев. Зап. области, Лепинградской Высш. воздух. школы и ОДВФ СССР и МОДЕФ, "Академия ВоздФлота" и Харьковского САВУКа, и Одесского и Иваново-Вознесенского ОДВФ и др. организаций.
Здесь впервые соберутся представители воздухоплавательного спорта, чтобы померяться своим уменьем летать и знанием воздушной стихии.
Однако, несмотря на обилие аэростатов, принимающих участие в соревнованиях, мы скорее склонны расценивать их, лишь как испытания, так как некоторые чисто технические стороны организации (полет на светильном газу, а не на водороде, малое количество аэростатов крупных объемов, отсутствие тренировки и т.п.) не дают уверенности в выявлении максимальных достижений.
Но это отнюдь не умаляет значения первых всесоюзных воздухоплавательных состязаний. Десяток аэростатов разлетевшихся во все концы СССР, познакомит широкие массы с воздухоплаванием не рассказом, а показом. Реальные результаты состязаний будут заключаться в ознакомлении широких масс с воздухоплаванием, следствием чего явится поддержка нашего дела.
Н. Анощенко
![]() Материалы Анощенко Н.Д. на нашем сайте:
|