Хронология Родионова
Альманах
ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Правда
Известия
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Вокруг света
Разное

Поиск

     

Гроховский Павел Игнатович - идеи и концепты, дела и проекты



Авиахим

к оглавлению | Техника-молодёжи, декабрь 1938
 
Защита городов
Есть 9 планеров на буксире!
Фото ТМ 1941-07
[...] Несомненно в будущей "большой" войне найдут применение новые, более сложные и совершенные средства и приемы пассивной противовоздушной обороны.
Мы пытаемся ниже заглянуть в это возможно недалекое будущее и представить себе какими новыми средствами пассивной ПВО могут обладать города во время войны.
При помощи дымовой маскировки можно помешать авиации противника бомбардировать город. Но, чтобы закрыть с воздуха густой дымовой завесой столичный город, понадобится около тысячи самолетов. Можно быстро поднять дымовую завесу, если самолеты будут вести на буксире планеры. Так как один самолет может вести девять планеров, то в этом случае для дымовой маскировки понадобится значительно меньше самолетов. Кроме того, на планере нет моторной установки - это значительно увеличивает его грузоподъемность.
В фюзеляже маскировочного планера можно поместить два бака для химических составов. Стекая по трубам, которые идут от баков наружу, химические составы смешиваются в раструбе. При этом образуется дым. Встречный поток воздуха проходит через систему каналов и равномерно распределяет за планером дымовую завесу.

П.И. Гроховский
рисунки Н. Преображенского

Сельхозавиация

к оглавлению | Техника-молодёжи, январь 1939
 
Самолёт над полем
Вспашка и удобрение поля
В предутренней мгле над просторами колхозных полей величественно плывет самолет…
Он летит низко над землей, широко распластав свои огромные крылья. Из хвостовой части косым дождем стремительно падают какие-то круглые тельца. Они погружаются в землю, и раздается глухой треск, напоминающий трескотню ружейных залпов. Мелкие комья земли слегка взлетают вверх.
Неужто самолет бомбит мирные и тихие, еще невспаханные колхозные поля?
Этого не может быть: самолет советский. На борту его надпись: "Новоколхозная МТС", и номер машины.
Вот он пролетел мимо и скрылся за перелеском. Вы подходите к месту, где должны были упасть загадочные шарики… и вашему удивлению нет границ! Как раз вдоль трассы самолета по земле проходит ровная глубоко вспаханная полоса шириной в 50 м.
Так вот оно что - самолет пашет землю!
Да! И не только пашет. Те чудесные шарики, которые, взрываясь в почве, взрыхляют ее, одновременно производят и удобрение почвы.
Каким образом?
Пройдемся на аэродром Новоколхозной МТС.
Речь идет о будущем, а в машинном парке МТС будущего несомненно большое место займет авиамашина. Самолет в качестве сельскохозяйственной машины будет выполнять самые разнообразные работы в колхозах и совхозах…
Перед нами самолет, обладающий большой полезной грузоподъемностью.
Сеяние с самолёта
Весь фюзеляж и межкрыльевые пространства наполнены грузом. Убрано все лишнее и ненужное. Нет громоздких бензиновых баков для запасов горючего. К чему они? Ведь каждый рейс самолета над полем продолжается не более 10-15 минут. И за это время машина вполне успевает рассеять на огромной площади в 100-200 га весь свой 10-тонный груз. Если учесть время, необходимое на взлет, посадку и погрузку самолета, то вспашка и удобрение 100-200 га земли (в зависимости от количества вносимых удобрений) будут выполнены в течение получаса. Какие наземные сельскохозяйственные машины могут показать такую поистине гигантскую производительность?
Что же представляет собой груз, который так аккуратно выполняет столь огромную работу?
Это - прессованные шарики, сделанные из удобрительной массы. Внутри шарика имеется пороховое ядро.
От этого ядра наружу выходит узкий канал. Канал заполняется медленно горящим веществом.
Шарики из грузового ящика фюзеляжа скатываются в особые камеры, из которых с помощью подающего механизма направляются в выхлопные патрубки мотора. Эти патрубки устроены в виде целой батареи труб с диаметром, чуть большим диаметра шариков. Здесь под влиянием высокой температуры выхлопных газов происходит, воспламенение медленно горящего вещества шариков. Дальнейшее понятно: шарики падают на землю и, углубляясь в нее, разрываются. Величина углубления их в почву легко регулируется высотой полета, и самолет все время строго держится на заданной высоте. Самолет имеет регулирующее устройство, позволяющее разбрасывать шарики равномерно с большей или меньшей густотой.
Итак, земля хорошо вспахана и удобрена. Остается произвести сев. Эту работу опять-таки выполняет самолет. Теперь он нагружается посевным материалом. Под крыльями привешиваются особые посевные камеры. Сюда по каналам подается зерно, и отсюда силой сжатого воздуха оно выбрасывается вниз. Семена падают на землю проливным дождем и углубляются в почву. Заделка семян в почву необходима по агрономическим соображениям, а также для того, чтобы семена не стали добычей птиц.
Воздух в посевную камеру нагнетается с помощью насоса. Равномерность и густота посева регулируются величиной давления сжатого воздуха.
Посев с самолета во много раз повышает производительность сельскохозяйственного труда. Самолет большой грузоподъемности сможет за один рейс, т.е. в течение 10—15 минут, засеять 60-100 га.
Так самолет может стать мощной, высокопроизводительной сельскохозяйственной машиной, выполняющей в удивительно короткий срок самые трудоемкие и сложные работы.

П.И. Гроховский
рисунки Н. Преображенского

Аэропоеезд

к оглавлению | Красная звезда 1932 № 52, 3 марта
 
Москва-Ленинград в 2 часа НАЗЕМНЫЙ ЦЕППЕЛИН
В прошлом году всю мировую прессу обежало сенсационное сообщение о скоростном пробеге немецкого наземного цеппелина между Берлином и Гамбургом. Скорость, достигнутая при этом, в несколько раз превышала скорость экспресса. Цеппелин даже двигался быстрее летевшего параллельно самолета. Принимавшие участне в пробеге единодушно отметили отсутствие качки и явлений морской болезни, а также удобство и безопасность во время скоростного рейса.
Советскому пилоту инженеру-конструктору Гроховскому удалось сконструировать новый тип наземного цеппелина, который не только в деталях, но и в своих главнейших составных частях резко отличается от немецкого.
Немецкий цеппелин одноэтажный и с одним мотором. Советский будет двухэтажный и с 2 моторами. К тому же он будет двигаться почти в полтора раза быстрее и иметь автоматически действующие тормоза. Советский цеппелин по проекту снабжен жироскопическим управлением, немецкий цеппелин этого не имеет.
Технические и конструктивные данные жироскопического цеппелина Гроховского следующие. Внешний вид цепцелина представляет собою гигантскую цельностальную сигару, идеально удобообтекаемую воздушным потоком при движении. По своим размерам палемный жироскопический цеппелин Гроховского будет превосходить по ширине, высоте и длине советский пятимоторный воздушный гигант АНТ-14.
Цеппелин должен иметь 2 мощных дизельных мотора по 750 HP, расположенных тандемом (т.с. в носовой и кормовой части, с тянущим и толкающим воздушными винтами). Общая мощность моторов равна 1.500 лошадиных сил. Это дает цеппелину (по точным расчетам) скорость 350-375 км/час., что вполне позволит в 2 часа покрывать расстояние между Ленинградом и Москвой (при чем рейсы будут совершаться в течение круглого года в любое время суток).
В верхнем этаже цеппелина будут расположены в три ряда места для пассажиров (на подобие существующих в советских многомоториых самолетах типа АНТ-14). Первый цеппелии рассчитан на 30 человек, а в последующей конструкции их число возрастег до 200. В передней - отдельной остекленной кабине будут расположены места для двух пилотов, бортмеханика, инженера и радиста, там же наверху будут расположены 2 винтомоторные дизельвые установки. По обеим сторонам стальной сигары цеипелина вделаны широкие окна.
Нижняя часть цеппелипа должна включать в себя помещения механиков, отделение управления жироскопом, тормозными пневматиками (действующими от сжатого воздуха из 2 особых баллонов, вделанных в корпус первого этажа).
Горючее расположено симметрично по бокам цеппелина в первом этаже. По своему составу это должен быть частично блау газ (для облегчения веса), частично - состав из смеси бензина и бензола.
В передней части внизу будут расположены два больших ярких прожектора, которые свыше чем на 150 метров впереди себя будут освещать путь цеппелину при его ночных рейсах. Киль проходит вверху вдоль корпуса. Каркас корпуса цеппелина должел быть сделан и рассчитан по принципу самолетного.
Вдоль корпуса расположены несколько дверей, дающих возможность быстро преизводить прием на борт и выпуск пассажиров при их прибытии в аэропорт Москвы и Ленниграда.
Боковые колеса - откидные. Они должны булут действовать автоматически при разбеге или остановке движения цепиелина.
Двигаться цеппелин будег по одному особого устройства рельсу, как только наберет скорость пробега свыше 180 км/час. Принцин действия опускных боковых колес весьма схож с действием колес у самолета-амфибин. Эти колеса по своему диаметру значительню превосходят рост высокого человека и покрыты сверху (для полной удобообтекаемости и уменьшения лобового сопротивления) дюралюминневыми обтекателями. Основные колеса сделаны из наиболее высококачественной стали.
От всяких, даже малейших отклонений цеппелина от прямого пути во время движения предохраняет гигантский жироскоп, который вращается со скоростью 3.000 оборотов в мин. Это обеспечивает движенне цеппелина в горизонтальной плоскости относительно земли.
В случае необходимости быстро остановиться в пути выпускаются на особые пневматические тормоза сжатый воздух или газ из баллонов, а также автоматически высовываются два боковые колсса, которые предотвращают всякую возможность серьезной аварии или несчастных случаев. При скорости движения цеппелина Гроховского, превосходящей в 5 раз движенне поездов-"молний", это нововведение должно иметь особо важное значение.
Из своего аэропорта цеппелин уходит на 4 колесах. После этого жироскоп приводят в действие и, когда скорость превосходит 180 км/час, боковые колеса убираются. Цеппелин развивает дальнейшую скорость уже на 2 колесах.
Стоимость прокладки всей трассы Ленинград - Москва, постройка цеппелина и открытие бесперебойных цеппелиновских рейсов по расчетам должны стоить не дороже 4 миллионов руб. Все эти затраты окупятся полностью в первые же 5-6 месяцев эксплоатации цеппелина. Кроме того, мы будем иметь исключительно быстрое и удобное сообщение между крупиейшими центрами Союза. Все это показывает, какое огромное значение имеет изобретение инженера-коммуниста Гроховского.
Проект организации, постройки и создание цеппелиновских скоростных наземных рейсов должен встретить дружную поддержку и участие и со стороны всей советской общественности и со стороны таких организаний, как ВОГВФ, Наркомночтель, НКИС, ЦК союза Местран, горсоветы Москвы и Ленинграда, Интурист, Наркомпрос, УВВС и т.д. Силами ЦАГИ, ННИ, ВОГВФ и ряда авиозаводов эта проблема может быть скоро резрешена.
Инженер Гроховский свое ценнейшее изобретение и проект безвозмездно отдает в фонд социалистической стройки.

АНАТ. ТАРАСОВ


к оглавлению | Вечерняя Москва 1932 № 53, 5 марта
 
НАЗЕМНЫЙ ЦЕППЕЛИН ИНЖЕНЕРА ГРОХОВСКОГО
В прошлом году весь мир облетело сообщение о пробеге немецкого наземного цеплелина между Берлином и Гамбургом.
Советский инженер-конструктор Гроховский сконструировал новый тип наземного цеппелина, который не только в деталях, но и в своих главнейших составных частях резко отличается от немецкого. Он будет двигаться почти в полтора раза быстрее немецкого.
Цеппелин имеет два мощных движущих мотора по 750 лош. сил каждый, расположенных тандемом (т.е. в носовой и кормовой части). Это дает цеппелину скорость в 350-375 километров, т.е. вполне позволяет в 2 часа покрыть расстояние между Ленинградом и Москвой.
Двигаться цеппелин будет по одному особого устройства рельсу. От всяких даже малейших отклонений ценпелин от прямого пути во время движения предохранит гигантский жироскоп, который вращается со скоростью трех тысяч оборотов в минуту.
Стоимость прокладки всей трассы Ленинград-Москва, постройки цеппелина и открытия бесперебойных рейсов составит не свыше четырех миллионов рублей.
Инж. Гроховский свое ценнейшее изобретение отдает безвозмездно в фонд социалистической стройки.


к оглавлению | Вечерняя Москва 1933 № 170, 27 июля
 
НАЗЕМНЫЙ ЦЕППЕЛИН
За последние несколько месяцев вся наша и заграничная пресса отметила выдающийся проект советского инж. Вальднера о создании первого в мире сверхскоростного аэропоезда.
Имеется уже решение правительства о создании к концу 1933 г. первой опытной трассы для испытания аэропоезда Вальднера.
В связи с этим необходимо отметить проект пилота-конструктора Н.И. Гроховского о введения между Москвою и Ленинградом скоростных рейсов наземных жироскопических цеппелинов.
Эти цеппелины должны развивать крейсерскую скорость в 300-350 км/час. Расстояне между Ленинградом и Москвой будет покрываться всего за 2 часа, путь между Харьковом и Москвой за 4 ч. 40 мин.
В своем настоящем виде скоростной цеппилин пилота Гроховского представляет стальную имеющую по краям мощные моторы по 750 лош. сил (заключенные внутри) и выходящие наружу воздушные тянущего и толкающего типа.
В нижней части наземного цеппелина расположены боковые (могущие автоматически подниматься и опускаться) колеса, которые онабжены обтекателями. В передней части находится опускающаяся дверь для пассажиров, почты, грузов и пp.
В верхней части цеппелина расположены с обеих сторон по 4 больших окна, дающих много света и воздуха.
Цеппелин Гроховского имеет 2 этажа. Внизу - машинное отделение, аппаратная, моторы; вверху - кабины для пассажиров, грузов и экипажа.
Первая опытная конструкция жироскопического цеппелина Гроховского рассчитана на 30 пассажиров и небольшое количество груза. Но вместимость ее может быть доведена до 80 и в дальнейшем до 160-180 человек.
Органам НКНС, "Аэрофлота", ЦАГИ, НКТИ, ЦСОАХ и другим надо заинтересоваться проектом т. Гроховского.

Ан. ТАРАСОВ


Очень часто наземный цепелин Гроховского путают, а то и прямо отождевстляют, с проектом воздушного троллейбуса Диражблестроя. Конечно же, это полная ерунда. При всей похожести проектов (наземный двухэтажный самолётообразный аппарат, два винта: тянущий и толкающий) - это хоть и похожие, но абсолютно разные проекты. Наземный цеппелин Гроховского - рельсовый аэропоезд с авиационными моторами и жироскопным управлением, а воздушный троллейбус Дирежаблестроя - электросамолёт с питанием от низковысотной контактной сети. - прим. ред.

Агитсамолёт

к оглавлению | Правда 1933 № 284, 14 октября
 
НОВЫЙ МОЩНЫЙ САМОЛЕТ
Закончена постройка нового мощного агитсамолета имени ЦК ВЛКСМ.
Он оборудован по последнему слову науки и техники. Приемо-передаточная радиостанция, аппараты для "печатания" световой и дымовой газет на облаках. Небольшая "воздушная" типография, аппарат для сбрасывания агитлистовок "дождем" (над городом) и в цилиндре (при полете над небольшой станцией или колхозом) и, наконец, фото-кино-телеаппараты, всем этим располагает самолет. Имеются на нем также приспособления для подхватывания (с земли - прим. ред.) почты, пакетов и т.д.
В толще крыльев самолета расположены мощные моторы, позволяющие развивать скорость до 300 километров в час, при посадочной скорости не превышающей 85-90 км в час.
Перелет из Москвы во Владивосток самолет может совершить за 32-34 летных часа. Дальность полета без посадки до 2.000 километров. Наибольшая высота подема 6000 метров.
Самолет подымает до 10 пассажиров. Благодаря наличию радио и светового оборудования самолет может производить круглогодовые и круглосуточные полеты.
Пассажирская кабина самолета в случае пожара или аварии отделяется и спускается на автоматически раскрывающемся парашюте.
Постройка воздушного универсального агитсудна велась коллективом ИТР и рабочих под руководством и по проекту пилота-конструктора П.И. Гроховского, при активном участии инженеров Урлапова, Рыбникова, Титова, Потапова и ряда других.

☆ ☆ ☆

Этим же коллективом построен многоместный пассажирский планер, поднимающий до 16-20 человек и буксируемый на дальние дистанции легкими самолетами типа Р-5, К-5 и пр.

А.Т.


Очень странная заметка. Никак не получается нормально сопоставить этот самолёт с другими аппаратами П.И. Гроховского - постоянно "вылезают" нестыковки. Если допустить, что речь идёт о самолете "Универсальное крыло" имени ЦК ВЛКСМ (Г-37), то он был готов к испытаниям только в феврале 1934 года. А тут уже в середине октября 1933 в "Правде"(!) сообщается о его постройке, как о свершившимся факте. Из создателей Г-37 В.Ф. Рентеля, Р.М. Калинина и И.В. Титова в заметке упомянут только последний. На схеме 4-х моторный аппарат, а Г-37 двухмоторный. В проекте полагалось использование толстого крыла большого удлинения, а в Г-37 использовали крылья от списанного АНТ-9. У Г-37 кабина находится на/в крыле, а в проекте - в подвесной гондоле. Состав агитационного оборудования настолько впечатляет, что маловероятно, что оно было добавлено в проект просто так "для красного словца". Значит первоначальное назначение аппарата одназначно - агитационный. Невозможно допустить, чтобы "Правда" - печатный орган ЦК ВКП(б) - опубликовала непроверенные околоавиационные фантазии товарища Ан. Тарасова. Как итог, рабочая гипотеза: возможно перед нами изначальное видение проекта "Универсального крыла", как простой и дешевой альтернативы агитсамолёту "Максим Горький". АНТ-20 - очень многомоторный агитсамолёт с толстым крылом большого удлинения в начале июля 1933 только начинал строиться. Привет А.Н. Туполеву! Тот не очень сильно медлил с алаверды - в ноябре 1936 года приказом ГУАП, который был подготовлен А.Н. Туполевым и подписан М.М. Кагановичем, Осконбюро Гроховского было ликвидировано. - прим. ред.

к оглавлению | Вечерняя Москва 1933 № 236, 14 октября
 
Новый самолет
"ПРАВДА" сообщает сегодня об окончании постройки мощного агитсамолета им. ЦК ВЛКСМ. Конструктор самолета П.И. Гроховский сообщил нам по этому поводу следующее:
- Этот самолет является универсальным самолетом. Он может быть благодаря сменяющимся кабинам пассажирским, санитарным или агитационным. Второй особенностью самолета является безопасность в случае аварии. Кабина при желании моментально отцепляется от несущей поверхности и при помощи парашюта спускается на землю. Скорость 300 км. в час.
1 ноября этот самолет совершит первый пассажирский рейс из Ленинграда в Москву. Здесь он будет проходить государственные испытания.


к оглавлению | Московский большевик 1935 № 164, 18 июля
 
Г-37
Самолёт Г-37 конструкции П.И. Гроховского.
На снимке самолет "универсальное летающее крыло" - Г-37 имени ЦК Ленинского комсомола конструкции П.И Гроховского. Он представляет дюралевый безфюзеляжный моноплан со свободно несущим крылом. Вверху видна кабина для экипажа из трех человек: пилота, бортмеханика и штурмана.
От моторов (М-17 мощностью по 500 лошадиных сил) отходят назад балки, на которых расположено горизонтальное и вертикальное оперение. В обтекателях шасси находятся радиаторы моторов.
Между шасси под кабиной пилота подвешена с'емная кабина, которая может быть приспособлена для перевозки 10 пассажиров, груза, для агитационных и санитарных целей и т.д.
Полетный вес самолета без подвесной кабины 5.500 килограммов, а с кабиной - 6.250 килограммов.
Г-37 может развивать скорость свыше 200 километров в час.
Во время заводских испытаний эта замечательная машина показала хорошие летные качества.

☆ ☆ ☆

Во время авиационного праздника 18 августа этого года над Тушинским аэродромом покажется самолет Г-37. На полной скорости пилот повернет рычаг. Из задней части подвесной кабины выпадает парашют. Раскрывшись, он оторвет кабину с пассажирами от самолета и бережно опустит ее на землю. (редакции не удалось обнаружить в прессе тех лет упоминаний об участии Г-37 в авиапараде на День авиации в 1935 году - прим. ред.)

Skywriting

к оглавлению | Вечерняя Москва 1936 № 26, 2 февраля
 
РЕКЛАМА НА НЕБЕ БУКВЫ ПИШЕТ САМОЛЕТ
На второй сессии ЦИК Союза ССР VII созыва председатель Совета Народных Комиссаров СССР тов. В.М. Молотов в заключительном слове сказал:
"...Бажнейшей задачей пищевой, как и легкой, промышленности является внедрение хороших сортов продукции и их популяризация в населении путем хорошо поставленной рекламы".
Наш сотрудник обратился к директору Экспериментального института Наркомтяжирома, известному изобретателю тов. П.И. Гроховскому с вопросом:
Может ли быть использована на рекламной работе авиация, и кто занимается разработкой этого вопроса?
На наш вопрос тов. Гроховский сообщил следующее:
- В Америке авиация широко используется на рекламной работе. И у нас она может и должна сыграть большую роль в продвижениии товаров в широкие слои населения.
Сейчас Экспериментальный институт Наркомтяжирома как раз работает в этой области. Нами уже разработаны процессы писания самолетом в воздухе рекламных надписей. Разработана также рецептура химических смесей для писания букв в воздухе, и сконструированы необходимые приопособления. Лозунги, написанные летчиком в воздухе химической смесью по разработанной институтом рецептуре, могут держаться, не расплываясь, до 30 минут.
Теперь очередь за летчиками. Писать в воздухе смогут далеко не все летчики. С этой работой справятся только опытные, хорошо подготовленные и натренированные пилоты.
Институт сейчас подготовляет несколько пилотов к проведению опытов воздушной рекламы.
В недалеком будущем москвичи смогут читать в воздухе рекламные надписи.
На написание слова, состоящего из 6-8 букв, по нашим подсчетам, летчику потребуется от 2 до 3 минут. В дальнейшем, совершенствуясь, пилоты будут писать в воздухе скорее.
Мне кажется, что этим делом следовало бы заняться агитэскадрильи им. Максима Горького, которая проводит большую агитационную работу не только в городах, но и в совхозах и колхозах, где реклама еще больше нужна, чем в городе. Кроме того агитэскадрилья располагает кадрами опытных пилотов.
Наш институт разработал также безвредные рекламные "бомбы". В эти "бомбы" укладывается до 1000 экземпляров небольших листовок, плакатов, лозунгов, об'явлений и т.д. Самолет выбрасывает эти "бомбы" над заранее намеченным местом. На высоте 150-200 метров от земли они разрываются, и листовки разлетаются.
Оба этих метода рекламы очень эффектны и безусловно могут содействовать быстрейшему продвижению товаров в широкие слои населения Советского Союза.

Катапульта

к оглавлению | Известия 1935 № 116, 18 мая
 
НА ПАРАШЮТЕ ВВЕРХ
ЛЕНИНГРАД, 17 мая. (По телеф. от соб. корр.). Завтра в Центральном парке культуры и отдыха в случае благоприятной погоды будет показана парашютная катапульта. Она смонтирована на трехосном автомобиле "форд", где установлен авиационный двигатель в 100 лош. сил. Шестилопаточный винт создает мощный воздушный поток, направленный вверх. Парашютист становится на решетку катапульта и раскрывает парашют. После того, как струя воздуха заполняет парашют, мотору дается полный газ, и парашютист отрывается от катапульты на высоту до 30 м.
Катапульта разработана под руководством главного конструктора и начальника Экскспериментального института Наркомтяжпрома тов. Гроховского, тт. Титовым, Соколовым и другими.


Момент под'ёма
парашютиста с катапульты
к оглавлению | Правда 1935 № 178, 30 июня
 
ПАРАШЮТНАЯ КАТАПУЛЬТА
Авиационный стосильный мотор М-11 с пропеллером поставлен вертикально на грузовую машину. Он закрыт железной сеткой, окрашепной в голубой цвет. Это - первая парашютная катапульта, сконструированная начальником Экспериментального института Наркомтяжпрома тов. П.И. Гроховским. Вчера она испытывалась на Центральном московском аэродроме.
Парашютист подымается по лесенке на грузовик, становится на железную сетку над пропеллером. Сильная струя воздуха подхватывает парашют, надувает его и выбрасывает парашютиста в воздух.
Через некоторое время он плавно опускается на землю. Парашютисты на испытании поднимались в воздух до 30 метров.
Парашютная катапульта на-днях будет установлена в Краспопресненском парке культуры и отдыха. Новый аттракцион безусловно найдет много любителей. В отличие от парашютной вышки подымающийся с катапульты совершает свободный спуск с парашютом.
Заканчивается строительство парашютной катапульты с мотором в 400 лошадиных сил. Она будет подбрасывать людей на значительную высоту - по расчетам до 250 метров.


к оглавлению | Вечерняя Москва 1935 № 153, 5 июля
 
НА ПАРАШЮТЕ ВВЕРХ
Новая машина, наконец, была установлена на парашютной поляне парка. Ее обступили взрослые и дети, с одинаковым любопытством разглядывая большие белые шелковые полотна, которые выбрасывала машина.
Полотна - это парашюты. Машина - парашютная катапульта системы Гроховского, которая впервые испытывалась в Краснопресненском парке культуры и отдыха.
Первый смельчак - пионер 5-й школы Сгорский - взбирается на верхнюю площадку катапульты. Мальчику надевают парашютные ремни. Большой парашют надувается и и поднимает парашютиста на высоту 30 метров. Затем пионер плавно опускается на землю среди разбегающейся детворы.
Парашютист Берге из Военно-воздушной академии достигает предельной высоты прыжком с парашютной катапульты - 40 метров.
Парашютная катапульта установлена работает ежедневно на парашютной поляне Краснопресненского парка культуры и отдыха.


к оглавлению | Московский большевик 1936 № 48, 28 февраля
 
Товарищ Н. С. Хрущев на всесоюзной выставке изобретательства
На всесоюзной выставке изобретательства и рационализации собраны многочисленные образцы технических достижений нашей страны и выдающиеся работы многотысячной армии советских изобретателей.
[...]
В связи с восемнадцатой годовщиной Красной армии на выставке организован новый - парашютный - отдел. Здесь представлен ряд интереснейших работ Экспериментального института Наркомтяжпрома, руководимого известным изобретателем тов. Гроховским. Гостям были продемонстрированы действующие модели парашюта, воздушного десантного корабля и пр. Заинтересовавшись катапультой (тренировочный прибор для свободного подъема и спуска с парашютом), Никита Сергеевич указал, что в связи с широкой реконструкцией парков и скверов столицы, в этих местах наибольшего скопления детей, было бы хорошо установить катапульты, которые явятся увлекательным развлечением для детей.


Парашют-змей

к оглавлению | Известия 1935 № 217, 16 сентября
 
ПАРАШЮТНЫЙ ПОЕЗД
За границей недавно были проведены опыты по под'ему воздушного змея в стратосферу. Одному бельгийскому профессору удалось запустить коробчатый змей на высоту в 32 километра. Однако, практически этот полет ничего не дал, так как с помощью змея не были подняты не только люди, но и приборы. Для того, чтобы осуществить под'ем людей, потребовалось бы построить змей величиною с 8-этажный дом, со сложной системой управления. Вряд ли такой громоздкий аппарат мог бы быть использован для подема людей.
B Экспериментальном институте Наркомтяжпрома в течение последних лет были произведены опыты по использованию парашютов наподобие змеев для под'ема на большие высоты. Начальнику и главному конструктору института тов. Гроховскому удалось разработать остроумную конструкцию летающего парашютного поезда, при помощи которого можно поднимать людей на большие высоты, вплоть до стратосферы.
В беседе с сотрудником "Известий" тов. Гроховский по этому поводу сообщил следующее:
- Мы провели много испытаний по запуску ряда конструкций парашютов. Наилучшие результаты дал грузовой парашют нашей конструкции, который становится летающим без каких-либо особых переделок. Для этого стропы обыкновенного грузового парпшюта, имеющего купол от 12 до 20 метров, делятся поровну на две группы, при чем одна группа строп укорачивается В результате этого купол получает наклон и в таком положении начинает играть роль воздушного змея. К нижней укороченной группе строп прикрепляется небольшой груз, и это обеспечивает парашюту наклонное положение. Несмотря на огромную площадь купола, парашют-змей очень легок и вместе с тем обладает большой грузопод'емностью. Во время испытаний летающего змея-парашюта, имеющего в диаметре 20 метров, удавалось поднимать до четырех тонн груза на высоту 1.000 метров при скорости ветра в 7 м в секунду. Это значит, что к такому парашюту-змею можно прикреплять корзины, в роде аэростатных, или герметические гондолы и подниматься на большне высоты, вплоть до стратосферы.
Парашют-змей запускается на тросе толщиной от 2 до 12 мм на разных его участках. Для того, чтобы вес троса не уменьшил подемной силы парашюта-змея, к нему прикрепляется ряд маленьких парашютов-змеев, назначение которых нести трос и создавать добавочную подемную силу.
Таким образом получается летающий парашютный поезд, потолок которого неограничен. На нем можно будет производить научные наблюдения в тропосфере и стратосфере. Змеи-парашюты сыграют также роль молчановских радиозондов с той разницей, что они смогут находиться с приборами в стратосфере весьма продолжительное время.
Полет на парашютном поезде совершенно безопасен для экипажа, находящегося в корзине или в герметической кабине, так как он совершается все время на раскрытом парашюте и, в случае разрыва троса, кабина начнет опускаться на парашюте со скоростью 4-5 метров в секунду.
В ближайшее время группа работников Экспериментального института выезжает в Крым, где между Евпаторией и Симферополем находятся обширные равнины, удобные для запуска парашютного поезда. Запуск будет произведен на высоту до 9.000 м без людей и с людьми.
Из Крыма группа направится на Эльбрус, где будет организована специальная станция для запуска парашютов-змеев.

М. ЗАПОРОЖСКИЙ

Голуби

к оглавлению | Известия 1935 № 217, 16 сентября
 
ГОЛУБЬ ЛЕТИТ С ПАРАШЮТОМ С ВЫСОТЫ 7.000 МЕТРОВ
Экспериментальный институт Наркомтяжпрома, возглавляемый известным изобретателем П.И. Гроховским, провел интереснейший опыт с почтовыми голубями. Институт выпустил с самолета АНТ-7 с большой высоты партию почтовых голубей.
Летчики рассказывают, что голуби, как камни, падали вниз. Потом, примерно на высоте 2-3 тысяч метров, они расправили крылья и полетели. Через два часа первый голубь прилетел к себе домой на голубиную станцию.
Температура воздуха на высоте 7.000 метров была 34 градуса ниже нуля.
Всего институтом с разных высот было выпущено 83 голубя. 49 голубей возвратились обратно. Некоторые из них, главным образом молодые, возвращались домой на другой день после пуска. Интересно отметить, к числу невозвратившихся относятся исключительно молодые голуби. (Что, впрочем, вполне объяснимо. "Уж если в начале карьеры так с нами поступают, то что же будет дальше?" - так, видимо, думала молодёжь - прим. ред.)
В дальнейшем институт предполагает продолжить опыты по изучению полетов почтовых голубей с больших высот. В частности, предполагается выпускать голубей с высоты 8 тысяч метров и выше.
Для почтовых голубей, выпускаемых с большой высоты, институт спроектирует герметические аппараты, в которых будут помещаться голуби. Эти аппараты на определенной высоте (в 3-4 тысячи метров) будут автоматически раскрываться, и голубь будет вылетать, направляясь с донесением на станцию. Это своего рода голубиный парашют.