![]()
|
![]() |
Кто полетит на шаре?
Целую серию экспедиций за облака готовятся провести в нынешнем году воздухоплаватели Центральной аэрологической обсерватории Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды.
![]()
А первый в истории воздушный полет с чисто ученой целью состоялся в четверг, 30 июня 1804 года. Аэростат поднялся « в присутствии многих знатных особ, членов Академии наук и многих ученых мужей » в 7 часов 15 минут вечера с с плаца 1- го Кадетского корпуса в Петербурге и медленно поплыл в сторону Невы. Этот полет был проведен русским академиком Я. Захаровым и бельгийским профессором Э. Робертсоном. В ходе его выполнялись исследования по широкой программе: по измерению давления и температуры, изучению состава воздуха; кроме того, были проведены наблюдения за акустическими, электрическими и магнитными явлениями, солнечной радиацией...
В наши дни большая часть аэрологических наблюдений основана на применении аэростатов того или иного типа. В летный период на Рыльской полевой экспериментальной базе ЦАО с косы у крутого берега Сейма чуть ли не каждый день взмывают ввысь гирлянды белоснежных шаров. Это автоматические стратостаты, совершенные и удобные, поднимают на более чем 30-километровую высоту самые разные научные приборы для физичегидпроцессов, происходящих в атмосфере.
С той же самой косы отплывают время от времени в небо и свободные аэростаты- воздушные шары с учеными на борту. Без этих небесных тихоходов нынче тоже не обойтись... Ведь как движется воздушный шар? Плавно, вместе с потоком воздуха. Он не создает завихрений, как, скажем, самолет или ракета. Из его гондолы можно спокойно и обстоятельно изучать облака, до которых в самом прямом смысле рукой подать. Метеорологам важно знать не только температуру, влажность на определенных высотах, но и как эти параметры изменяются во времени. Такие наблюдения тоже лучше всего вести из гондолы...
А чтобы вот так поднять ученых до нужных им небесных высот, нужны пилоты-аэронавты. Причем классные.
Сейчас в штатном расписании ЦАО летающим аэронавтом числится только Иван Александрович Шагин. Около сорока лет провел Шагин в небе. Судя по пилотскому свидетельству, он может производить полеты на аэростатах и субстратах до высоты 10 тысяч метров при любых метеоусловиях. Исключая, конечно, грозу. Нынешней весной и летом классный аэронавт Шагин возглавит экипаж воздушного шара. Кто же полетит с опытным командиром?
- Наши стажеры Сергей Колосов и Виктор Шуманов, – говорит руководитель экспериментально-воздухоплавательного отдела ЦАО, старейший инженер-аэронавт А. Масенкис.
- Вообще- то эти парни в небе не новички. Сергей выполнил 105 прыжков с парашютом, летал на планерах, поднимался на привязных шарах. Виктору, выпускнику Рыльского авиационнотехнического училища, уже довелось даже один раз поплавать в небе на свободном аэростате. Правда, вместе с инструктором — опытнейшим аэронавтом Виталием Васильевичем Трофимовым. Теперь ребятам предстоит выполнить в серии тренировочных полетов два самостоятельных. Один из них обязательно ночной.
Многое должен знать современный воздухоплаватель. Помимо отточенной не одним поколением аэронавтов техники подъема и спуска, умения грамотно управляться с балластом и клапанами, надо хорошо разбираться в метеорологии, радионавигации, аэростатике, аэродинамике... Вот взять, к примеру, ночную посадку, когда видимость зачастую — ноль. Как бы темно ни было, должен отличить аэронавт лес от поля, подобрать удобную площадку и точно приземлиться, сверяясь по приборам. А их в гондоле достаточно: барографы-самописцы, следящие за режимом полета по высоте и времени, вариометр, который показывает скорость взлета или спуска, высотомер. Здесь же — две радиостанции, авиационные часы.
Интересная деталь: в полете балласт для аэронавта - груз особый. Его расход постоянно фиксируется в бортовом журнале. Да и расходуют его по-особому: чтобы погасить скорость снижения, не сыплют песок без толку, а осторожно - совком - выбрасывают определенными порциями. Выбросили, скажем, совочек, другой, третий — и смотрят, встала ли стрелка вариометра на ноль. Для высотных полетов берут в небо песок сухой, просеянный...
В. Корнеев |