![]()
|
![]() |
![]()
- В каждой такой гирлянде около ста шаров, — поясняет руководитель экспериментальновоздухоплавательного отдела ЦАО, старейший инженер- аэронавт А. Масенкис. — Кстати, на высоте, плывя по волнам воздушных рек, автоматический стратостат вовсе не одинок. За ним постоянно ведется наблюдение с помощью радиолокатора...
Но вот исследования закончены. По заданной программе там, за облаками, автоматически срабатывает отцепной механизм, и научная аппаратура на грузовом парашюте спускается на землю. Ее подберет специальная поисковая команда. А наполненные водородом шары, по одному отсоединяясь от подъемной системы, улетают все выше и лопаются от сверхдавления. Так- еще до запуска — было рассчитано на земле. Ведь небо должно быть чистым.
спец. корр. «Известий» В. Корнеев, РЫЛЬСК, Курская область ![]() Фото инженера-синоптика Л. Шумановой
Свободный полет аэростата СССР ВР-106 начался.
... Не одну неделю на Рыльской экспериментальной базе Центральной аэрологической обсерватории (ЦАО) Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды ждали у неба погоды. Осень принесла в этот уютный русский городок дожди и слякоть, заволочив небо низкими тучами. И вот дождались. Утром синоптики сообщили: на ближайшие сутки прогноз благоприятен, ожидается антициклональная погода со слабым ветром у земли и на высотах - словом, то, что и нужно воздухоплавателям. Решение приняли незамедлительно - лететь.
В районной поликлинике экипаж аэростата СССР ВР-106 - классный пилот-аэронавт В. Трофимов и его молодой коллега инженер В. Шуманов — прошел обычный предполетный медосмотр.
Интересной была подготовка к такому полету. На косу, там, где расположена стартовая площадка и в ровные штабеля выложены баллоны с водородом, вывезли и расстелили по кругу серебристый гигантский «блин» из двухслойной материи. С этого момента до старта прошел не один час...
В среднем на техническую подготовку полета уходят сутки, скажет после начальник базы В. Коренев. - Все идет по этапам: от закрепления 12 поясных - прочных капроновых тросов, удерживающих разбухающий от водорода шар перед взлетом, до последней команды стартера «В полете!», когда аэростат оторвался от земли и всецело подвластен опыту и умению экипажа.
Через полтора часа в убранное пшеничное поле к западу от городка мягко опустилась гондола. Здесь ее ждали - весь полет между небом и землей шел двусторонний сеанс связи. Тут же, отстегнув лямки нагрудного парашюта, Трофимов как командир знакомит с экипажем и аэростатом.
- Нынешний полет СССР ВР-106 был для Виктора Шуманова первым на подобном типе аэростата, хотя привязные шары ему уже знакомы - не раз поднимался. В полетную задачу входило обучение пилотированию, технике взлета и посадки. Что успели? Провели уравновешивание аэростата на заданной высоте: когда добрались до отметки 500 метров, началась работа клапаном и балластом. - Виталий Васильевич показывает красно-сине-белую веревку, тянущуюся из гондолы через нутро бывшего шара к его «макушке», туда, где расположился клапан - пружинная калитка для газа. - Этой тягой стравливали водород, а из балластных мешков понемногу высыпали просеянный и промытый (для чистоты неба) песок. Вот и получилось, как на весах. Уравновешенный аэростат точно притормаживал, и начинался полет в горизонте- по волнам воздушных рек.
Ну, шар шаром, а особо заинтересовала гондола. Это в прямом смысле корзина - её по специальному заказу ЦАО сплели из упругого ивового прута голицынские мастера.
- Ива- лучший материал, замечает Трофимов, - ведь при самых разных условиях посадки (она бывает и жесткой) корзина из неё хорошо амортизирует при ударе о грунт, гасит его. И еще прочна необычайно, другого материала мы бы просто не напаслись.
Не менее интересна и «начинка» корзины. Здесь две радиостанции для связи с землей, барографы-самописцы, следящие за режимом полета по высоте и времени. Есть даже приборный щиток - с авиационными часами, вариометром (он показывает скорость взлета или спуска) и высотометром.
И все-таки здесь, как на любом корабле, главное - экипаж, люди, поднявшиеся в небо, управляющие всем ходом полета. Какими же навыками должен обладать современный воздухоплаватель?
- Сегодня, например, я был в четырех лицах, - шутит Трофимов. - Одновременно и пилотом, и штурманом, и радистом, и инструктором. А если серьезно, то здесь в первую очередь нужно довольно много знать. Аэронавт должен разбираться в метеорологии, радионавигации, аэростатике, аэродинамике...
![]() Фото инженера-синоптика Л. Шумановой
В пилотском свидетельстве Трофимова записано, что ему разрешено производить полеты на аэростатах и субстратостатах до высоты 10 тысяч метров при любых метеоусловиях, кроме, разумеется, грозы. Замечу, кстати, что сейчас такое свидетельство - единственное в своем роде. Да и в штатном расписании Центральной аэрологической обсерватории только Виталий Васильевич значится как пилот-аэронавт.
Неужто этого ветерана неба с 33-летним стажем можно назвать последним из могикан увлекательной и романтичной профессии, а сам пилотируемый воздушный шар - парадоксом во времена сверхзвуковой авиации и многократного использования космических станций?
Вовсе нет, - возражает старейший инженер-аэронавт, руководитель экспериментально-воздухоплавательного отдела ЦАО А. Масенкис. - Спору нет, сейчас удобные и совершенные автоматические стратостаты, поднимающиеся с тяжелыми научными приборами на более чем 30-километровую высоту, самолеты-лаборатории и иная современная техника по многим показателям обгоняют воздушный шар - небесный тихоход с ручным управлением. Но есть такие стороны в исследовании физических процессов, происходящих в атмосфере, которые просто немыслимы без использования свободного аэростата. Ведь как он летит? Плавно, вместе с потоком воздуха. Здесь нет завихрений, обгона ветра, обычно сопровождающих самолет.
При изучении облаков исследователь, например, будучи в гондоле, черпает нужный ему научный материал, как из реки прямо за бортом. Непосредственно находясь в облаке, он может спокойно и сосредоточенно вести через микроскоп наблюдение буквально за любой капелькой, находящейся в воздухе.
A изучение температуры, влажности, наличия различных примесей в атмосфере? Что и говорить, такой воздушный шар - летающая лаборатория в прямом смысле слова! А чтобы поднять ученых до нужных им небесных высот, обеспечить там выполнение различных научных исследований, и нужны классные пилоты-аэронавты. Вот почему готовим и тренируем молодых. Инженер В. Шуманов, выпускник Рыльского авиационно-технического училища, - в их числе.
...На пшеничном поле под Рыльском после посадки аэростата я спросил Виктора о впечатлениях первого полета. «На высоте поразили тишина и чувство парения», - ответил он.
спец. корр. «Известий» В. Корнеев, РЫЛЬСК |