|
|
Кириллов Иван Кириллович
Кириллов Иван Кириллович (1892 - 1969) - участник Империалистической и Гражданской войн, помощник начальника Красного Воздушного флота Крыма и Украины (Юго-Западный фронт), заместитель председателя Всероссийского воздухсовета, начальник Военной Воздухоплавательной школы имени "Аэро Радио Хим", участник Великой Отечественной войны, подполковник ПВО (аэростаты заграждения).
Тов. Кириллов И.К. Страна должна знать своих героев
Тов. Кириллов родился в 1892 г., в дер. Ерошево-Ключищи Псковской губернии. В 1903 году окончил сельскую школу, потом учился дома, так не было средств и возможности продолжать образование. Познал крестьянскую сиротскую долю, занимаясь хлебопашеством с 12-летниего возраста. В 1913 году был призван на действительную военную службу, которую отбывал солдатом в Свеаборгской крепости в воздухоплавательно роте (в Финляндии).
Во время февральской революции принимал активное участие в перевороте и был избран членом 1-го Гельсингфорского совета Р.С. и М. депутатов, примыкая к фракции большевиков. Участвовал и качестве делегата от Свеаборгского гарнизона на 2-м областноя сезде советов Финляндии.
В дальнейшем, на 1-м Всероссийском с'езде воздухоплавания был избран в совет воздухоплавания РСФСР, а позднее, в конце 1918 г., - во Всероссийский совет воздушного флота. Участвовал в качестве делегата на 4-х съездах воздушного флота республики, а на последнем был членом президиум.
С августа 1918 года принимает участие в боевых действиях против чехословаков и Колчака, и с тех пор, вплоть до полной ликвидации фронтов, несет боевую службу на командных и политических должностях Красного воздушного флота. За энергичную и умелую организацию воздухочастей на фронтах награжден званием "Красного военного воздухоплаватезоя". Будучи позже переброшен в авиацию, неоднократно отличался и воздушных разведках, неизменно проявляя необычайное мужество и хладнокровие, несмотря на тяжелые условия полетов, под жесточайшим обстрелом противника.
За боевую воздушную работу против Колчака и за ряд ценных разведок конной группы белый при ликвидации мамонтовского прорыва награжден орденом Красного Знамени № 1170 (приказ РВСР от 1920 г., № 378). Состоит почетным красноармейцем многих частей Красного воздушного флота и в настоящее время занимает должность пом. нач. воздушного флота округа.
Во время Гражданской войны Кириллов И.К. служил помощником начальника Красного Воздушного флота Крыма и Украины (Юго-Западный фронт) и организовывал совместную работу аэростатов с флотилией и с бронепоездами. Свой практический опыт он изложил в книге "Красный аэростат" (под общей редакцией С. Далина и С. Хорькова), изданной в 1926 году издательством "Авиоиздательство" тиражом в 5000 экземпляров и щедро делился им с курсантами Военной Воздухоплавательной школы имени "Аэро Радио Хима" Северо-Западной области (г. Ленинград), где служил служил начальником школы (1925-1926). В 1925 году был назначен ответственным по воздухоплаванию авиационной секции Авиахима. Как начальник школы, отвечал от СССР за организацию встречи и сопровождения дирижабля "Норвегия" экспедиции Амундсена и Нобиле на Северный полюс, проходившей через воздушное пространство Советского Союза.
Стоит целиком процитировать выдержку из годового отчета начальника управления авиации и воздухоплавания Юго-Западного (быв. Южного) фронта, которую Кириллов И.К. привёл в своей книге. Итак:
Фото: Н.Д. Анощенко Воздухоплаватели, 1960
Работа требовала крайней интенсивности и напряженности, так как определенных рамок и директив применения воздухоплавания на красном фронте еще выработано не было, а был лишь период строительства и собирания красных воздухоплавательных частей.
Части, сформированные центром и выдвигаемые на фронт, как готовые боевые единицы, далеко не соответствовали своему назначению и плохо были снабжены специальным имуществом; к тому же они не имели и достаточного количества боевых специалистов-воздухоплавателей. Поэтому, воздухоплавательному отделу управления зачастую приходилось чуть ли не снова перекраивать присылаемые фронту воздухотряды, дабы можно было на них возложить боевую задачу и взять ответственность за их работоспособность перед центром.
Одновременно с организацией, строительством и разработкой вопросов применения аэростатов нужно было налаживать связь между воздухотрядами и войсковыми частями. Бывали моменты, когда во время неприятельских прорывов воздухотряды не имели связи не только с управлением фронта, но даже со своими начавиармами и начдивами.
Так, зачастую приходилось отступать походным порядком, принимая оборону и зашиту своего имущества в пехотном бою, передвигаясь по проселочным дорогам с большими трудностями, минуя взорванные мосты под постоянной угрозой обхвата конными и пешими частями противника.
Подготовка специалистов для пополнения убывающих производилась урывками во время затишья фронтовой работы, поэтому какого-либо плана в этой работе не было и приходилось выкручиваться, особенно в первый период, при помоши доморощенных специалистов, которые, не имея достаточной теоретической подготовки, выносили всю тяжесть низовой работы по обслуживанию аэростата.
Снабжение воздухотрядов специальным имушеством и материалами, из-за отсутствия многих необходимых предметов, происходило с перебоями.
Организация питающих органов в виде воздухоплавательных дивизионов была по условиям фронта слишком громоздка, и поэтому приходилось выделять передовые воздухоплавательные базы с потребным количеством ходового имушества и материалов к линии работающих воздухчастей, что ранее было не предусмотрено штатами.
Воздухотряды, по мере выступления на линию фронта, в периоды активного участия в боевых действиях придавались в оперативное подчинение дивизиям, флотилиям, начальникам артиллерии, группам батарей, командирам группы бронепоездов, что давало возможность возложить на аэростат выполнение боевых задач тактического характера, в результате чего у воздухотряда создавалась тесная связь прежде всего с обслуживающими группами войск, куда воздухотряд непосредственно по телефону сообщал результаты своих наблюдений.
Останавливая свое внимание на общей оценке боевой работы красных воздухотрядов южного фронта, несмотря на массу причин и условий, мешающих правильности и планомерности ее, - не преувеличивая можно сказать, что работа их оказалась высоко продуктивной и полезной.
За летнюю кампанию 1919 года на южном фронте особенной интенсивностью боевой работы выделились 3, 22 и 23 воздухотряды.
З воздухотряд первую половину года работал в поле по грунтовым шоссейным дорогам, обслуживая пехотные части.
При изломанной и неустойчивой линии фронта особенно трудно приходилось аэростату выполнять боевые задачи, но он все время своими наблюдениями оказывал громадные услуги пехотным частям.
В моменты неприятельских прорывов, спасая денное имущество, нередко отставая позади своих пехотных частей, он входил в непосредственное с противником соприкосновение и дважды во время прорывов и обхватов уходил из рук неприятеля без всяких потерь.
Второй период 3 воздухотряда - работа с бронепоездами на участке Лиски - Подгорная. При постоянном наблюдении с аэростата была сбита батарея противника, две батареи приведены к молчанию, открыто шесть неприятельских батарей и несколько бронепоездов, которые всегда лишались возможности активно работать.
От наблюдения с аэростата не скрывались никакие передвижения обозов пехотных и кавалерийских частей.
рядом с ним справа – командир 22-го воздухотряда Макаров Тимофей, 1920. Фото wio.ru
Отряду частенько приходилось быть отрезанным от своей базы; лишенный всяких средств передвижения, он принужден был походным порядком под непосредственной угрозой, минуя взорванные мосты и тоннели, спасая свое имушество, пробиваться сквозь цепи врагов и, наконец, благополучно соединяться со своими частями.
23 воздухотряд в первый период работы с Волжской флотилией под Царицыным вписал славные страницы в историю красного воздухоплавания.
Подвергаясь шторму и большим ветрам, он все время корректировал стрельбу флотилии, открывая неприятельские батареи, боевые суда противника и выполняя удачную разведку.
Отряд подвергался почти ежедневно налетам неприятельских самолетов. Дерзость их доходила до того, что однажды отряд ружейным и пулеметным огнем сбил два неприятельских самолета.
В этом отряде был случай, когда пулеметным огнем противника был перебит трос, и змейковый аэростат вынужден был совершить свободный полет.
Характерно, что все работаюшие воздухотряды в первый период начала своей работы встречали некоторое недоверие со стороны армейского командования, которое после ознакомления с боевой работой аэростата меняло свою точку зрения, и аэростат приобретал заслуженное внимание и уважение.
Очень часто аэростатом пользовались для наблюдения и корректирования стрельбы лично начдивы, начарты и командиры бронепоездов и в своих сводках нередко отмечали высокополезную работу аэростата.
Общая качественная оценка состояния личного состава воздухчастей может быть характеризована степенью удовлетворительно.
Иногда комсостав воздухотрядов, не имея достаточной теоретической подготовки, своей отвагой и доблестью, искренним желанием работать с успехом выполнял боевые задачи.
Политическое состояние личного состава можно признать вполне удовлетворительным. В 1919 году, в моменты неприятельских прорывов, личный состав воздухчастей с боем прорывался, защищая грудью свое ценное имущество, считая его народным достоянием, и с честью выходил из выпадавших на его долю боевых испытаний.
В настоящее время воздухотделом управления принимаются все меры к тому, чтобы воздухотряды стянуть как можно ближе к боевой линии фронта, что после быстрого нашего наступления весьма осложняется расстройством транспорта, взорванными мостами, и воздухотрядам месяцами приходится быть в дороге.
Ведутся работы по заготовке и оборудованию бронеплатформ, и разрабатывается проект о применении воздухотрядов на освобожденных морских побережьях.
Работы неприятельских воздухчастей на участке южного фронта в 1919 году не наблюдалось. Они, по имеющимся данным, приказом Деникина все расформированы, а имущество сдано в соответствующие парки.
Когда же белые увидели наш целыми днями назойливо висящий аэростат, то впоследствии и они выставили на железнодорожной линии, ведушей в Крым, свой аэростат, который близко к нашему фронту почему-то не подходил." ◼
К сожалению, в экземпляре книги, находящейся в распоряжении редакции, отсутствует последняя страница. Мы будем очень благодарны читателю, приcлавшему в редакцию скан этой страницы.
|