Як-30 — советский реактивный учебно-тренировочный самолёт, цельнометаллический низкоплан с трапециевидным крылом и однокилевым оперением со средним расположением стабилизатора. Совершил первый полёт в 1960 году. В 1961 году выиграл конкурс среди лёгких учебно-тренировочных реактивных самолётов для советских ВВС у чехословацкого Aero L-29 Delfin и польского PZL TS-11 Iskra, однако серийно не строился. Было построено всего в четыре экземпляра. В 1961 году на базе двухместного Як-30 был создан одноместный спортивно-пилотажный вариант Як-32, Новый самолёт, облегчённый за счёт снятия второй кабины, приобрёл ещё большую маневренность.


Як-30 б/н 80
[+]увеличенное изображение[+]



Як-30 б/н 80

Опубликовано : 2021-12-17


Третья машина. Произведен в июне 1961 года. Имел бортовой номер "80 желтый". С лета 1961 года по 14 августа 1961 года проходил Государственные испытания. 9 июля 1961 года участвовал в воздушном параде в Тушино (летчик-испытатель Ю. В. Петров). К ноябрю 1961 года доработан под руководством ведущего конструктора К. В. Синельщикова: на самолете установили прицел АСП-3Н, фотокинопулемет ФКП-2-2 и два блока НАР; на ручке управления появились кнопки управления стрельбой и сбросом бомб; улучшили обзор из задней кабины, перекомпоновав приборную доску и защитную перегородку между кабинами; заменили загрузочную пружину; под центропланом установили тормозной щиток. Доработанный самолет облетали летчики: С. Н. Анохин, А. П. Богородский, В. Г. Мухин, И. С. Григорьев, Ю. В. Петров и Г. М. Куркай. После вывода из эксплуатации был на хранении на базе ОКБ Яковлева в подмосковной Кубинке.

В 2006 году выкуплен компанией "Современные авиационные технологии". Восстановлен силами компании «Профмоторс» за 14 месяцев до летного состояния. 19 декабря 2007 года в ЛИИ им. Громова совершил первый полет после восстановления (Заслуженный летчик-испытатель России Ильдус Кирамов). До конца 2007 года было выполнено 7 испытательных полётов, в ходе которых была отработана программа простого и сложного пилотажа, с созданием перегрузок до 5g. Зарегистрирован, как RA-0841G. Весной 2008 года окрашен в новую цветовую схему. Нанесен бортовой номер "80 красный". 18-23 августа 2009 года экспонировался на IX Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2009. Базируется на аэродроме Волжанка Тверской области, где выполняет периодические полеты.

См. http://aviahistory.ucoz.ru/index/0-1200

Прокомментировать
Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA *