ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

С радиостанцией на аэростате
(Побитие довоенного рекорда продолжительности полёта)


Старый вопрос о радиосвязи аэростата в полете с землей, уже давно разрабатывавшийся у нас теоретически, нашел свое блестящее разрешение в недавно проведенном полете воздухоплавателя Смелова и радиооператора Липманова (Председатель центральной сeкции коротких волн Общества друзей радио (ОДР) - прим. ред).
Мысль осуществить такой полет явилась у т. Смелова — начальника N-ого воздухоплавательного отряда. Но на пути к осуществлению этой мысли было не мало преград, и из них самой главной - отсутствие... аэростата.
Однако полет все же состоялся, так как силами ячейки Осоавиахима N-го воздухоотряда аэростат был построен... из старых оболочек, "Парсевалей" и на нем, помимо исполнения основной задачи - связи с землей - был установлен новый всесоюзный рекорд продолжительности п о л е т а, сведший на-нет старый довоенный рекорд, державшийся 17 лет.
По сообщению т. Смелова представителям прессы:
"Объем аэростата равен 800 м3 - благодаря конструктивным нововведениям, было достигнуто значительное облегчение в весе аэростата и увеличение его полезной грузоподъемности до 600 кг. Эти нововведения состояли в следующем:
Вместо веревки для пояса в материю вшит стальной трос; упрощена и облегчена подвеска: вместо деревянного обруча введен стальной облегченного типа; сооружен новой конструкции клапан, еще не употреблявшийся в СССР, н котором одна лишь пружина (вместо 4-6) и специально направленная планка, заменяющая 4 рычага; благодаря такой конструкции клапан весит лишь 4 кг (обычно 9,16 кг).
Оболочка аэростата сделана из оболочек старых "Парсевалей". Корзина приспособлена для сна, что достигнуто тем, что в одной из стенок сделано окно с откидывающейся стенкой наружу, в которое вделан перкалевый мешок. Постройка аэростата обошлась в 300 руб.
После постройки аэростата его одобрила и приняла комиссия специалистов, при чем аэростат был принят и на вооружение. Тем не менее на пути к совершению радиированного полета стояла новая преграда: отсутствие радиостанции и опытного радиооператора.
Все попытки добыть радиостанцию были бесплодны.
Станцию обещали лишь через год. Тогда т. Смелов обратился в Общество друзей радио, которое и предоставило т. Смелову и радиостанцию и опытного оператора - т. Липмапова.
Для того, чтобы станция аэростата пользовалась вниманием приемных земных станций, президиум ОДР СССР мобилизовал все радиосилы страны, предупредив всех коротковолновиков Союза о времени и целях полета, обратившись к ним со следующим радио-сообщением:
"Всем коротковолновикам Советского Союза.
Сегодня, 17 марта, в 15 часов по московскому времени, из Москвы вылетает аэростат Осоавиааима, на котором централь-ной секцией коротких волн ОДР СССР оборудована приемно-передающая станция.
Станция будет работать во все время полета 17, 18 и 19 марта позывными "ЦСКВ" на волне 40-метрового диапазона, тон постоянного тока.
Учитывая исключительную важность этого мероприятия, ЦСКВ обращается ко всем коротковолновикам Союза с просьбой организовать непрерывную двухстороннюю связь с аэростатом.
Всем СКВ надлежит немедленно выделить опытных ЭРА н ЭРКА для установления связи с аэростатом в течение указанного времени.
Все коротковолновые станции СКВ ОДР должны установить суточные дежурства и связаться также для общего наблюдения с местными коротковолновыми станциями НКПТ.
В случае передачи оператором ЦСКВ сигналов бедствия, просьба ко всем без исключения коротковолновым и длинно-волновым радиостанциям СССР немедленно оказывать помощь аэростату путем сообщения ближайшим правительственным органам места нахождения аэростата и одновременно телеграфно уведомить ЦСКВ, Москва.
Все записи, передачи приема и наблюдений шлите в Москву, ОДР СССР, ЦСКВ.
Президиум ЦСКВ ОДР СССР".
В субботу, 17 марта, в 17 ч. 15 м., из Кузнецова взмыл и резко ушел вверх аэростат т. Смелова.
На борту находился и т. Липманов и его приемно-передаточная радиостанция, мощностью в 10-15 ватт, работающая постоянным током.
Аэростат пошел сначала на Смоленск, затем повернул на Калугу и опустился в 30 км от нее в 10 ч. 19 марта. Все г о в воздухе аэростат продержался 40 час. 32 ми-н у т ы, находясь в полете на высоте от 400 до 4 000 м и пройдя около 1200 км.
В течение всего времени полета радиостанция аэростата поддерживала двухстороннюю связь со многими городами СССР. начиная от Ленинграда и Москвы и кончая Владивостоком к Тифлисом. Связь поддерживалась на диапазоне в 35-42 м.
В Москве наблюдение вел председатель секции коротких волн ОДР т. Палкин, связавшись с радиостанцией через некоторое время по вылете аэростата через иностранные станции. В тех случаях, когда радиостанции не было слышно в Москве, т. Палкин устанавливал с ней связь через Баку и Ленинград.
В течение полета аэронавты получали приветствия от ОДР СССР, председателя воздухоплавательной секции Осоавиахима СССР и др. лиц, организаций и ряда радиолюбителей СССР.
Начальник ВВС РККА т. Баранов послал следующую радио-грамму: "Пилоту Смелову, радиооператору Липманову на борту аэростата Осоавиахима. Поздравляю с прекрасным достижением воздухдела и радиолюбительства. Радуюсь блестящим результатам совместной работы Осоавиахима и ОДР".
Зампред РВС СССР т. Каменевым была послана радио-грамма: "Горячо приветствую аэронавтов, которые впервые и, что особенно ценно, в общественном порядке использовал радио на короткой волне и получили блестящие результаты. Это достижение положим в основу дальнейшей серьезной работы. Ценность уже достигнутого для целей обороны огромна. Да здравствует ОДР. Товарищеский привет. С. Каменев".
Аэронавты ответили: "Ваша радиограмма получена на высоте 2 200 м над Смоленской губернией в 11 ч. 10 м. 18 марта. Счастливы сознанием принести весь опыт на дело обороны нашего пролетарского государства. Пилот Смелов, радиооператор Липманов".
Вот как рассказывает т. Смелов о маленькой детали своего исключительного полета:
"...У Жиздры аэростат поворачивает на запад, потом на север, а затем на запад. Видя, что мы идем по направлению к польской границе, запрашиваем начальника воздухсил т. Баранова, можно ли перелететь границу; получаем ответ: "Н и   в к о е м   с л у ч а е". Приходится искать воздушного течения для поворота; поднимаемся, и на высоте 4 000 м над Смоленской губернией поворачиваем на юго-восток, проходим Калугу и. сделав петлю, возвращаемся опять к Калуге и садимся южнее ее на 30 км..."
Спуск произошел вполне благополучно. Новый клапан блестяще выдерживает испытание. После спуска о с т а л о с ь еще 3 мешка балласта.
Тов. Липманов так резюмировал итоги первого полета на аэростате с радиостанцией: "Задача связи аэростата с землей нами разрешена, радиостанция аэростата сможет установить связь с любым пунктом СССР; несомненно, это имеет громадное значение в деле обороны страны. Президиум ОДР СССР постановил все аэростаты, отправляющиеся в полеты, снабжать радиостанциями".
Т. Смелое делает следующие выводы:
"...Воздушное судно, снабженное радиостанцией, будет знать, где оно находится: пилот может и в воздухе получать распоряжения и доносить о6 их выполнении; пилот всегда будет иметь возможность получения сведений о метеорологи-ческой обстановке; при изучении слоев атмосферы можно одно-временно производить наблюдение и в воздухе н на земле".
В заключение необходимо отметить исключительную управляемость аэростата в рукав пилота т. Смелова: получив ответную телеграмму т. Баранова о невозможности перелета через границу, аэростат меняет высоту полета и, повинуясь воле пилота, отходит от границы.
Этот полет вызвал следующий отклик у т. С.С. Каменева, эти слова явятся лучшим окончанием этой краткой заметки рекордном полете советских воздухоплавателей и радиооператора-общественника.
Полет аэростата е коротковолновой радиоустановкой, организованный ОДР и Осоавиахимом, является высокоценным окончанием. Он ценен по перспективам, которые открываются в деле использования такого рода установок, ценен и по полученным материалам для научных работ в этой области.
Помимо этого, полет аэростата и проделанная в пути работа радиосвязи чрезвычайно занимательны как новый прием вовлечения широких масс членов ОДР и Осоавиахима в новую и интереснейшую работу. Полет открыл новый путь к заинтересованию трудящихся масс к такого рода начинаниям.
Я лично испытал напряженнейший интерес к тому, что делается на аэростате, что он будет делать дальше, и возможность разговаривать с ним. Невольно создалось впечатление личного участия в этом, одном из интереснейших полетов.
Полет аэростата, постоянно связанного с землей, совершенно устранил то неприятное ощущение, которое создается у остающихся на земле от сознания, что их товарищи на аэростате отданы на произвол и волю стихии. Полет в условиях связи делается как 6ы осязаемым, а отсюда и более понятным для рядового члена наших обществ.
Этот прекраснейший полет оказался к тому же и рекордным по продолжительности нахождения аэростата в воздухе. В этом полете наши аэронавты прошли все этапы победы человека над природой: они открыли, изобрели и завоевали".


Из журнала "РАДИОЛЮБИТЕЛЬ" Радио победило пространство!…, март 2021
Липманов и Смелов
Липманов и Смелов
Радиоаппаратура
Радиоаппаратура
Наполненный аэростат
Наполненный аэростат
Липманов и Смелов
Липманов и Смелов