ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

Орден Красного Знамени N-ой Авиационной Эскадрилье, ВВФ 3-1928
(выдержка из приказа, пункт В)


За отличие в период гражданской войны и ознаменование десятилетия РККА "награждается" орденом Красного Знамени N-ая Авиационная Эскадрилья.


N-ая Отдельная Авиационная Эскадрилья, ВВФ 2-1928
(к награждению её орденом Красного знамени)


N-ая Отдельная авиационная эскадрилья образовалась из 2-х боевых единиц, принимавших участие в гражданской войне (1-го Истребительного авиационного дивизиона и 3-го Боевого (так в тексте - прим. ред.) Истребительного дивизиона).
Оба эти дивизиона имеют славную боевую историю, и имена красных летчиков этих дивизионов записаны в историю гражданской войны.
Героический путь, пройденный этими двумя частями, составляет историю ныне существующей N-ой Отдельной авиационной эскадрильи, так как из них выросла современная эскадрилья.

1-й Истребительный авиационный дивизион
1-й дивизион сформировался из 2-х отдельных отрядов, входящих в состав 1-й Советской Авиагруппы и 3-го Истребительного отряда.
1-я Авиагруппа была сформирована 10 июня 1918 г. в г. Москве военным летчиком т. Павловым; в составе группы были летчики: Сапожников, Ингаунис, Гвайта.
Эти летчики совершили ряд выдающихся боевых подвигов.
После выступления чехословаков группа была направлена в гор. Казань на ст. Свияжск, где на второй же день по прибытии приступила к боевой работе.
В начале много было неудач, так как противник продвигался вперед и благодаря этому группа не могла нести планомерную боевую работу.
Было решено имущество направить в тыл, а на месте оставить боевое звено из 4-х самолетов. Группа участвовала во взятии Красной армией города Казани, где она пополнилась имуществом, захваченным на аэродроме противника.
Из Казани группа была переброшена сначала на Восточный фронт (Симбирск, Богульма, Уфа ), а потом на юг против Краснова, где несла напряженную боевую работу до начала 1919 года.
В начале 1919 г. работа велась на ст. Купянск против Деникина и Махно, а затем на ст. Кременная.
В марте 1919 года группа была переименована в 1-й Истребительный дивизион, в который вошел 3-й отряд, образовавшийся из остатков старой армии и с 12 марта 1918 г. вступивший целиком в Красную армию.
27 августа 1919 г. во время стоянки на ст. Алексеевка дивизион попал под прорыв фронта, и была уничтожено часть имущества.
В дальнейшем из дивизиона был выделен 3-й отряд, который был переброшен в состав 13-й армии на ст. Роговая у Оскол для работы против конницы Мамонтова.
Остальные же два отряда были направлены сначала в гор. Борисоглебск, затем в гор. Тулу и из последней в гор. Москву на укомплектование и пополнение имуществом.
После работы против конницы Мамонтова 3-й отряд нес боевую работу с 1-й конной армией. Во время взятия гор. Таганрога был захвачен белогвардейский авиационный завод Лебедева.
В 1919 г. отряд под командой военного летчика Ингауниса перебрасывается на ст. Сокологорская (Крым) для несения боевой работы. С этой станции отряд принимал участие во взятии Красными войсками Перекопа.
В декабре 1919 г. дивизион перебрасывается на Кавказ для несения боевой работы против бело-грузин.
Здесь особенно отличились летчики: Мельников, Кудрин, Петренко. Первые двое перебросили один пуд золота на самолете в отрезанную от тыла дивизию, не получавшую снабжения (Тифлис - Эривань), за что были награждены орденами Красного знамени.
1-й и 2-й отряды дивизиона в 1920 г. были направлены на Польский фронт, где под Жлобиным выполнили целый ряд боевых полетов. В одном из таких полетов в воздушном бою был сбит неприятельский самолет. Служба связи, атаки, сбрасывание бомб, разведка - все это выполнялось отрядами и содействовало общему успеху Красной армии.
Затем снова отряды были переброшены на Южный фронт против Врангеля.
Осенью 1921 года все отряды соединились и прибыли в гор. Ленинград на формирование эскадрильи.
За боевую работу 1-й авиационный дивизион был награжден:
1) Орденом Красного знамени - приказ РВС № 2694/514 1922 г.
2) Боевым Красным Знаменем от ВЦИК - приказ РВС № 2694/514 1922 г.
3) знаменем в память боевой работы 1-го Советского истребительного авиаотряда при грамоте от Всероссийского Совета воздушного флота от 1 февраля 1920 г.

3-й Истребительный авиационный дивизион
3-й дивизион имеет свое начало в старой армии, имея в своем составе 1-й, 11-й, 22-й Корпусные отряды.
В 1918 г. эти отряды составляли 3-ю Боевую авиационную группу, которая 22 марта 1918 г. перешла в ряды Красной армии и в начале несла боевую работу против гайдамаков и немцев.
В октябре 1918 г. группа была направлена в Камышинский укрепленный район.
В марте 1919 г. группа была переименована в 3-й Истребительный авиационный дивизион, в который вошли 3 отряда, бывший 1-й стал 7-м, 11-й - 8-м 22-й - 9-м.
В конце мая 1919 г. дивизион был переброшен против Каледина и Краснова на Дон в Филоново.
Затем дивизион был расчленен и отряды были отправлены для несения боевой работы на разные участки фронта.
7-й отряд находился под Царицыным для действия с 11-й армией, где попал в неприятное положение, но боевое звено летом было переотправлено в Дубовку, а отряд на пароходе был отправлен в Саратов, 8-й отряд на Украину, а потом в гор. Тулу против Мамонтова, и 9-й отряд остался в Филонове, где под давлением казаков принужден был отступить под Балашов - Борисоглебск.
Из Борисоглебска отряд вышел на линию Ртищев-Балашев, откуда Командармом был направлен ст. Аркадак (осень 1919 г.).
В сентябре отряды были сведены, - 7-й и 9-й стали на зимний отдых на ст. Аркадак, а 8-й отрядд - в дер. Турки Борисоглебского уезда.
В мае 1920 г. дивизион был брошен на юго-западный фронт для операции в составе 14-й армии - против поляков.
8 июня 1920 г. дивизион прибыл в г. Первомайск, откуда летная часть и имущество были переброшены на ст. Берзула.
С этой станции велись налеты на неприятеля. Удачен был налет на ст. Вопнярка, где было разгромлено депо, жел.-дер. путь и водокачка.
1 июля 1920 г. шесть самолетов были переброшены в гор. Литин для совместных действий с 8-й Червонной дивизией.
Во время прорыва фронта Махно-Маруси дивизион нёс напряженную боевую работу по обороне Штаба.
По мере развития успеха, дивизион перебрасывался в гг. Проскуров, Волчинск (июль 1920 г.). Боевая часть под командой летчика Мартинсона несла разведку, бомбометание, причем одна из машин сбросила бомбы на гор. Львов.
Под давлением неприятельской конницы боевой части пришлось отступить, причем самолеты улетели на глазах у противника, а сам командир части поднялся в воздух, когда неприятели был уже на аэродроме.
После отступления отряды встали на ст. Деражня (западнее ст. Жмеринка). Отсюда самолеты обслуживали лихой налет 8-й Червонной дивизии, причем была проделана большая трудная работа по розыску одной из наших частей, пущенных в рейд.
В этой трудной работе особенно отличались летчики Мальцев и Чернецкий, которые совершали полет при крайне неблагоприятной погоде.
После этого дивизион стоял в гор. Виннице, Ефремове, а 5 октября 1921 г. убыл в г. Ленинград на формирование эскадрильи.
3-й дивизион прибыл в г. Ленинград 12 октября 1921 г., и после прибытия 1-го дивизиона была 1 марта 1922 г. сформирована N-ая Отдельная истребительная авиационная эскадрилья.
Вот краткая история этой славной части, имеющей целый ряд подвигов в своей трудовой боевой работе как по героизму, так и по преданности Революции.
Эта славная история записана на страницах всего Красного воздушного флота и постановлением РВС СССР ко дню 10-летнего юбилея рабоче-крестьянской Красной армии признано необходимым отметить эти заслуги перед Революцией, путем награждения N-ой Отдельной авиационной эскадрильи орденом Красного Знамени.

Командир авиаэскадрильи тов. Шелухин Пётр Семенович.
Врид. Помполит. авиаэскадрильи тов. Гольдберг.
Начальник штаба авиаэскадрильи тов. Садиков Георгий Константинович.
Два боевых знамени авиаэскадрильи от Всероссийского Совета Воздушного флота и от ВЦИК.
Краснознаменцы авиаэскадрильи. (первый - Шелухин, второй - Садиков, последний - Гольдберг - прим.ред.)
Группа начальствующего состава авиаэскадрильи. (второй ряд сверху, по центру Шелухин, справа от него - Садиков, слева от него - Гольдберг - прим.ред.)
Группа военнослужащих авиаэскадрильи во главе с командиром и военкомом. (третий ряд сверху, по центру Шелухин, справа от него - Гольдберг - прим.ред.)
Самолёты авиаэскадрильи в полёте. (скорее всего И-2бис - прим.ред.)

В статье речь идёт о 1-й Отдельной истребительной эскадрильи имени В.И.Ленина (1 ОИЭ), состоящей из 1-го Истребительного авиационного дивизиона (1 ИАД) и 3-го Истребительного авиационного дивизиона (3 ИАД). Примечательно, что данная статья ("N-ая Отдельная Авиационная Эскадрилья") фигурирует в перечне статей, изданных ВВФ в 1928 году, уже под названием "История 1-й отдельной авиаэскадрильи" (ВВФ 12-1928, стр. 43) - прим. ред.


НАЧАЛЬНИКУ ВОЕННЫХ ВОЗДУШНЫХ СИЛ СССР т. БАРАНОВУ, ВВФ 8-1928


N-я эскадрилья в Х-летний юбилей Красной армии награждена Всесоюзным Центральным Исполнительным Комитетом орденом Красного Знамени.
N-я эскадрилья первой из частей воздушного флота РККА принимала участие при подавлении левых эсеров и Москве. За целый ряд боевых подвигов под Казанью, против Колчака — в Сибири, Деникина — на юге и против белополяков - на западе она имеет целый ряд боевых наград, из которых главные: боевое знамя, полученное при грамоте 1-й Советской группой от Всероссийского совета воздушного флота за боевые победы под Казанью в августе 1918 г.
Боевое Красное знамя, полученное N-м Истребительным дивизионом от Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета за боевые подвиги на западном фронте против белополяков в 1920 году.
Молодое поколение эскадрильи с глубокая интересом и вниманием изучает всю боевую деятельность, боевые эпизоды, подвиги и историю эскадрильи и с величайшим уважением относится к заслугам и наградам эскадрильи. Эти награды помогают командованию учить, воспитывать и закалять молодое поколение эскадрильи для новых побед в защите Октябрьских завоеваний. Теперь же, с получением высшей награды — ордена Красного Знамени, — эскадрилья еще больше и лучше сможет воспитывать молодняк н закалять его для грядущих побед.
Весть о награждении эскадрильи высшей наградой — орденом Красного Знамени — радостным эхом обошла военнослужащие эскадрильи и встречена была с напряженным восторгом. Радостям, восторгу и счастью не было границ.
В день величайшего праздника Красной армии, в день награждения нас орденом Красного Знамени, мы, военнослужащие N-й эскадрильи, заявляем, что учебу, дисциплину и боевую подготовку эскадрильи поставим на первое место. Мы просим вас передать ЦК ВКП(б), ЦИК СССР и РВС ССР нашу клятву и заверение, что N-я эскадрилья оправдает надежды советской власти к с честью выполнит все возложенные на неё задачи.
 
Да здравствует ВКП(б) — авангард рабочего класса, строитель социализма!
Да здравствует СССР — единственная в мире страна, где власть рабочих и крестьян.
Да здравствует Красная армия — защитница интересов, рабочих и крестьян всего мира!

ПРЕЗИДИУМ ТОРЖЕСТВЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ


Приказ Военного Совета Союза ССРеспублик, ВВФ 3-1928
По личному составу армии
23 февраля 1928 г. № 101 г. Москва


В ознаменование десятилетия рабоче-крестьянской Красной армии, вписавшей славные страницы в историю героической борьбы пролетариата с многочисленными его врагами, Центральный Исполнительный Комитет Союза ССРеспублик признал необходимым отметить доблестную службу особо отличившихся в боевых столкновениях защитников Октября как состоящих в кадрах РККА, так и находящихся вне её рядов, и удостаивает их награждением орденом Красного знамени.
Список награжденных при сем об`является.

Народный комиссар по военным и морских делам и Председатель Революционного Военного Совета Союза ССРеспублик
В о р о ш и л о в.

Выписка из списка лиц, награжденных постановлением Президиума ЦИК СССР от 20 февраля 1928 года орденами Красного Знамени за боевые отличия и заслуги, оказанные в период гражданской войны, в части, касающейся бывших и состоящих ныне, работников рабоче-крестьянского Красного воздушного флота.

(49)   1. Б а з е н а у, Оскар Карлович, быв. инструктор 1 разр, военной школы воздушного боя.
(71)   2. Б е л я й к и н, Семен Ильич, быв. военком дившколы и нач. Политотдела 7 Владимирск. стр, див., ныне слушатель Воен.-возд. академии РККА им. проф. Н.Е. Жуковского.
(134)  3. В е н и а м и н о в, Исай Вениаминович, быв. военком бригады 7 кав. дивизии, ныне командир взвода охраны авиазавода.
(175)  4. Г а р к а в и, Михаил Иванович, быв. летчик Одесского гидроавиаотряда.
(177)  5. Г а р у с о в, Павел Павлович, быв. морской летчик гидроотряда, ныне старший техническсй приемщик упр. спецснабжения УВВС РККА.
(202)  6. Г р а б б, Феоктист Аристархович, ныне инструктор-летчик 2 Военной школы летчиков.
(268)  7. Д у д а л е в, Иван Дмитриевич, быв. врид. ком. 48 авиаотряда XIII армии, ныне ст. техн. приемщик Упр. спец. снабж. УВВС РККА.
(280)  8. Е ф и м о в, Константин Иванович, быв. военный летчик-наблюдатель 11 авиаотряда, ныне нач. штаба N-го авиаотряда.
(291)  9. Ж и ж н е в с к и й, Павел Богуславович, быв. командир 464 стр. полка, ныне слушатель Военной возд. академии имени проф. Жуковского.
(328) 10. И л ь т о н о в, Алексей Евгеньевич, быв. летчик-наблюдатель, 32 авиаотряда при 11 отд. Кавк. армии, ныне инструктор школы летнабов ВВС РККА.
(377) 11. К и к т е н к о, Михаил Иванович, быв. механик отд. развед. эскадр. им. Ильича.
(3 4) 12. К и с е ль, Степан Лаврентьевич, быв. авиамеханик Одесского гидроотряда Красного флота.
(396) 13. К о в р и ж н и к о в, Василий Григорьевич, быв. стар. механик. N-й истребительной эскадрильи.
(412) 14. К о н к е р т, Владимир Семенович, быв, летчик-наблюдатель школы летчиков-наблюдателей, ныне слушатель Военной Воздушной академии им. проф. Н.Е. Жуковского
(416) 15. К о к о н е н к о, Федор Николаевич, быв. моторист, ныне командир N-го отдельного авиационного отряда.
(444) 16. К р а в ц о в, Александр Михайлович, быв. военлет развед. эскадрильи им. Ильича.
(464) 17. К у з н ц о в, Иван Петрович, б. летчик N-го авиационного отряда, ныне слушатель Военной возд. академии им. проф. Н.Е. Жуковского.
(512) 18. Л у к а н д и н, Яков Иванович, быв. начальник 33 авиаотряда, ныне техник N-го Ремвоздухзавода.
(565) 19. М и н и н, Анатолий Петрович, быв. ст. авиационный моторист и летчик-наблюдатель авиаотряда ОН, ныне командир N-ой отд. авиационной эскадрильи.
(580) 20. М и х а й л о в, Семен Николаевич, быв. моторист 13 Казанского авиаотряда, ныне рабочий госзавода.
(581) 21. М и х а й л о в с к и й, Петр Александрович, быв. инспектор полевого контроля 10 стр. дивизии, ныне слушатель Военной воздушной академии, им. проф. Н.Е. Жуковского.
(591) 22. М у к л е в и ч, Ромуальд Адамович, быв. доброволец 41 партизанского отряда, член РВС Западного фронта. Ныне нач. военно-морских сил РККА и член РВС СССР.
(601) 23. Н а з а р ч у к, Иван Абрамович, быв. военлет 16 авиаотряда XIII армии и 40 авиаотряда Х армии, ныне командир неотд. отряда N-ой авиаэскадрильи.
(613) 24. Н о в и ц к и й, Федор Федорович, быв. комвойск Южгруппы Востфронта, ныне начкурсов Военной воздушной академии РККА им. проф. Н.Е. Жуковского.
(775) 25. С е р г е е в, Андрей Васильевич, быв. нач. управления авиации и воздухоплавания Республики.
(776) 26. С е р г е е в, Василий Евгеньевич, быв. нач летной части Военной школы воздушного боя.
(798) 27. С м и р н о в, Сергей Федорович, слушатель Военной воздушной Академии, им. проф. Н.Е. Жуковского.
(829) 28. Т а н б е р г, Джон Иоганович, быв. летнаб бомбардировочной эскадры.
(873) 29. Ф е д о т о в, Владимир Михайлович, быв. механик Днепровского гидроотряда, ныне механик N-го отд. авиаотряда.
(893) 30. Х о р ь к о в, Сергей Гаврилович, быв. летнаб. 23 авиаотряда, ныне Нач. Военной воздушной академии РККА, им. проф. Н.Е. Жуковского.
(913) 31. Ч е р в я к о в, Абрам Семенович, быв. командир Мервского боевого отряда, ныне Нач. Средне-Азиатских воздушных линий.