![]()
|
![]() |
Новая воздушная линия Ташкент-Кабул, ВВФ 4-1928
Общество Добролет начало регулярную эксплоатацию новой воздушной линии Ташкент-Кабул значительно сокращающей продолжительность пути до столицы Афганистана, отделенной от СССР высокими и трудно проходимыми горами. Советом Народных Комиссаров СССР утверждено соглашение с Правительством Афганистана относительно совместной организации воздушной линии между Ташкентом и Кабулом, при чем с советской стороны техническая организация и эксплоатация линии лежит на Обществе Добролет. Эпизодические полеты по новой линии Добролет начал в сентябре истекшего года, а в настоящее время рейсы производятся регулярно 2 раза в месяц.
Линия Ташкент-Кабул, общей длиной 1 140 км. проходит над горными хребтами Гундукуша высотой более 5000 метр., и по естественным трудностям пути является единственной в мире. Весь путь от Ташкента через Термез до Кабула проходится за 7-8 полетных часов, вместо 25-30 дней трудного путешествия караваном. До настоящего времени совершено 12 рейсов, прошедших совершенно благополучно, при чем самолеты полностью обеспечены коммерческой нагрузкой. Новой воздушной линией несколько раз пользовался полпред СССР в Афганистане, тов. Старк, а также прибывший в Москву новый афганский посланник, г. Мирза Мохаммед Хан, и др. лица, принадлежащие к дипломатическому корпусу. Почта Афганского падишаха, путешествующего в настоящее время по Европе выигрывает благодаря новой воздушной линии много времени по сравнению с пароходным путем через Суэцкий канал и караванным путем по Афганской территории, которым она обычно пользуется.
В. Вишнев
Посещение афганского падишаха Амануллы-хана Центрального аэродрома, ВВФ 6-1928
![]() Фото meshok.net
Перелет в Афганистан, ВВФ 7-1928
Осенью 1927 года Добролету в Средней Азии было предложено выполнить разведку воздушного пути в столицу Афганистана Кабул.
Назначен был в этот перелет самолет "Пищевик" (Ju-13 R-RDAZ - прим. ред.) под управленнем моим (в ВВФ материал не подписан, но автор, скорее всего, Слепнёв Маврикий Трофимович - прим. ред.) с бортовым механиком Бычковым.
Так как самолет требовал совершенно незаурядного набора высоты на 5 000 м, а машина по формуляру брала только 3 500 м, я решил испробовать самолет сперва на нашей территории, чтобы не осрамиться за границей.
Взяв загрузку в 2 пассажира с багажом, имея на борту, следовательно, 4 человек и 40 кг багажа, я пошел по маршруту в Дюшамбе через Самарканд, не залетая в Термез, и стал забирать высоту. Мотор работал хорошо, и через 2 ч. 20 м. альтиметр уже показывал 4 800 м, мы проводили над отрогами Памира, горами Кугистана, перед нами был город Дюшамбе, наш конечный пункт. После благополучной посадки, забрав 3 пассажиров, мы вернулись на другой день в Ташкент, сделав за 2 суток 2 000 км, и стали готовиться к перелету заграницу.
Через 3 дня переставив на моторе пружины н одевшись специальным образом - трехслойное теплое белье, шерстяные туземные чулки, валенки, шубы, рукавицы, теплые шлемы, имея загрузку: пассажир плюс нас двое, плюс 125 кг груза, я поднялся с ташкентского аэродома. Шел перемежающийся дождь, ветер был с правого борта. Я стал набирать высоту и решил не останавливаться в Самарканде, а итти прямо через хребты Туркестанский, Заревшанский и Гиссарский в пограничный город Термез, расположенный на реке Аму-Дарье. Над первым хребтом высота была уже 3 500 м. Слева виднелась величественная вершина пик "Хан-Тенгрн". Над вторым, самым высоким хребтом было 5 000 м. Было очень голодно, но мотор работал хорошо./div>
Подо мною проходила, как в панораме, местность - историческое озеро Александра Македонского "Искандер-Куль", дальше шла Сурханская долина, уже по ту сторону гор. Мы перелетели хребты и стали планировать в Термез, где нас встречали организации, пограничники н уполномоченный Наркоминдела.
Половина пути была пройдена. Самолет мы поставили к стене крепости. Распоряжением нац. гарнизона был выставлен карал для охраны самолета.
Утром, отвизировав заграничные паспорта, "Пищевик" поднялся с термезского аэродома и сразу под городом перешел границу СССР - Афганистан.
Мы были над чужой территорией.
Те же горки, желтоватая степь, дорожки, только здания стали другими, напоминающие египетские, из желтой глины, конусовидные. Машина шла все выше. Под нами был первый афганский город Таш-Курган, а вдали виднелся наш "страх и беспокойство" - хребет Гиндукуш.
5 000 м, 5 200 м. скалы вровень с крыльями, машина кверху больше не идет, сильно качает, наносит на скалы, показываю глазами на штурвал механику, он помогает, мы в четыре руки боремся со стихией. Под нами несутся скалы, скалы и скалы. Так полчаса, 40 мин., час. Дальше - долина. Видно прямое, как стрела, шоссе, зелень миндальных деревьев. Вдали Хайберский перевал в Индию.
Под нами Кабул. Навстречу нам вылетает эскадрилья афганских самолетов и показывает аэродром. Садимся.
Музыка... Почетный воинский караул... Мы сводим с борта замерзшие и оглохшие. Масса фотографов.
Нас приветствует брат падишаха Амануллы-хана. Едем в посольство.
Путь пройден, машина вела себя честно.
Через 3 дня летим обратно.
На борту самолета три пассажира-женщины, из них одна девочка девяти лет, едут в Германию. Из взрослых одна - жена консула, другая - сотрудница консульства. В Кабуле представители всех консульств, особенно англичане, интересуются, действительно ли мы перелетели через Гиндукуш, сколько времени шел самолет и какие были трудности и т.д.
Однако факт налицо: самолет с буквами на крыльях "RR" и надписью "Пищевик" на борту серебрится под афганским солнцем.
|