ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

Воздушная операция
(Як-24 на постройке газопровода Серпухов - Ленинград)


Як-24 на постройке газопровода Серпухов - Ленинград
Як-24 на постройке
газопровода Серпухов - Ленинград
Нынешним летом на новгородской земле стояла изнуряющая жара. Не трассе газопровода Серпухов - Ленинград сверкали веселые зарницы электросварки, натужно гудели мощные бульдозеры. Они засыпали землей последине километры траншей.
В одни из таких дней, когда наступление строителей с каждым шагом приближалось к победе, в генеральном штабе стройки раздался тревожный телефонный звонок. С трассы сообщали о чрезвычайном происшествии на одном из участков возле Новгорода.
Возле поселка Красные Станки лежало огромное болото. Зимой, пользуясь лежневой дорогой, связанной из трех слоев толстых бревен, здесь удалось вырвть траншею. 'Блюдце' болота имело в поперечнике ни много, ни мало - семь километров. Уложить трубу на дно этого болота строители решили летом.
Трубу с укрепленными на ней утяжеляющими грузами протянули наплавом по залитой водой траншее. Вес ее был так расчитан, чтобы после снятия понтонов трубопровод сам опустился на илистое дно. Но труба почему-то не опускалась. С лодки на неё надевали добавочные чугунные кольца, но напрасно. Ииженеры недоуменно пожимали плечами.
Всегда спокойный начальник Мосгазпроводстроя инженер Громов - и тот волновался: 'В чем депо, почему труба оказалась легче воды? Неужели её плотность выше?'.
Вызвал к телефону Красные Станки.
- Вы проверяли воду на плотность?
С другого конца провода донесся удивлённый голос молодого участкового инженера :
- Вода, Евгений Николаевич, она, по-моему, весит везде одинаково...
- И все же отправьте пробу в лабораторию.
В эту ночь на стройке и в тресте многие не могли уснуть. Наконей, позвонили из Красных Станков:
- Чудо, Евгений Николаевич, удельньй вес воды в болоте больше единицы...
Громов облегченно вдохнул, но через минуту снова нахмурился.
Участковый инженер рассуждал вслух: - Как же мы доставим к трубе грузы, ни одни вездеход по этой проклятой трясине не пройдет до зимы. Не знаем, Евгеикй Николаевич, что и делать.. Хоть авиацию вызывай...
Авиация! В Пушкине, под Ленинградом, недавно при реставрации дворца впервые был использован вертолёт.
- Вечером выезжаю в Ленинград - сказал Громов.
Руководителя конструкторского бюро совнархоза И. Эрлиха он разыскал через Ленинградский обком партии.
- Скажите, можно ли поднимать вертолетом грузы в три тонны? - спросил Громов.
- Что за грузы и куда их надо переносить?
Громов рассказал о неприятной историл на трассе.
- Позвоню сейчас на аэродром. - сказал конструктор, - и посоветуюсь с летчиком Артамоновым.
...И вот Громов, конструктор и летчик уже в Красных Станках.
Утренний туман клубился над коричневатой водой болота. Над трассой стояло угрюмое затишье. С помощью мощных лебедок строители вытягивали из болота полузатопленные трелевочные тракторы. Ни им, ни болотному экскаватору, ни трубоукладчику - мощным машинам на широких 'болотных' гусеницах - не удалось подойти к месту аварии.
На пятачке сухой земли были навалены монолитные бетонные глыбы - кубы с полукруглыми вырезами. Но переместить бетонные грузы дальше наземная техника оказалась бессильной.
Проваливаясь в трясину и чертыхаясь, все трое осмотрели трассу.
- Утопить трубу можно лишь полсотней трехтонных глыб, - заметил Громов, - но ставить их нужно плавно, - без малейшего удара, иначе можно повредить противокоррозийную изоляцию на трубах. Через год-полтора ржавчина прорешетит металл - и трасса выйдет из строя.
- Задача ясная, - кивнул головой Эрлих, - без направляющих устройств нам не обойтись. Надо сделать примерно вот такие ловители. И он быстро набросал в блокноте несколько рисунков - А делать их будем сейчас и здесь же. Риск - дело благородное и в данном случал оправанное.
Двое суток без сна, не разгибая спины, трудились прилетевшие на стройку конструкторы и пилоты. По их чертежам слесари и электросварщики сооружали необычные механизмы. Так на месте оперативно создавалась и новая технопогия 'авиамеханизации'. Начали тренировку. Закрепленный на восьмиметровом тросе груз летчики наловчились вскоре ставить на трубу с ювелирной точностью.
На зорьке следующего дня решили сделать первый вылет. Бортнижинер Б. Алеников растянулся на полу кпбины - он приготовился по телефону ккординировать движения машины, которую поднял в воздух с трехтонным грузом на тросе летчик А. Артамонов.
Командир воздушного гигинта (Як-24 б/н 35 - прим. ред) повел корабль на цель, волнуясь не меньше, чем тогда, когда уходил на своем штурмовике бомбить врага.
Загораживая ладонями глава от солнца, люди неторпеливо следили за перемещением 'воздушного крана'. Его маршрут пролегал в стороне от магистрали: пуще всего Громов и другие строители описались, что невзначай трос или сдаст крюк, и трехтонная махина, упадет с высоты на трубу, наделает бед...
Но вот вертолет недвижно повис над трубой. Бетонная глыба послушно и точно легла между кольцами чугунных грузов. Строители рукоплескали летчику, жали руки конструктору.
Еще 44 вылета - и сто тридцать тонн груза навеки утопили трубу: она ушла, наконец, под воду и встала на нужной отметке.
Это была победа. Впервые в истории техники удалось применить вертолет на строительстве газовой магистрали. Еще раз подтвердились предположения конструктора Эрлиха: вертолет - прекрасный строительный 'механизьм'. Первый же опыт неоспоримо доказал его полную пригодность для использования в трудных местах. Всюду, где не мо-жет пройти наземная техника, поможет воздушная. Причем, как утверждает пионер 'небесной' технологии А. Артамонов, техника пилотирования на строительстве газопровода не так уж сложна...
Коллегия Главгаза СССР на днях на специальном заседании обсудила итоги первого опыта и перспективы применение вертолетов. Коллегия решила проводить опыты по аеиамеханизации в широких масштабах.
...Со скоростью курьерского поезда течет теперь ставропольский газ в город Ленина, пересекая всю страну от моря до моря. Он проносится мимо поселка Красные Станки. Частые капли сентябрьского дождя падают на серебристую гладь болота, на дно которого уложена магистраль. Чуть слышно плещет вода, словно напоминая о недавнем подвиге строителей, летчиков и конструкторов, вписавших в летопись строителей коммунизма еще одну славную страницу...

В. Поспелов