![]()
|
![]() |
Обучение фигурам высшего пилотажа на планере
В третьем наборе 1933 г. в высшей летно-планерной школе им. П.И. Баранова ЦС Осоавиахима в Коктебеле был впервые произведен опыт обучения фигурам высшего пилотажа на планере без применения самолета. Весь обучавшийся контингент до этого на самолете никогда не летал и состоял из планеристов, парителей класса "А". Этому опыту предшествовала большая экспериментальная работа, проведенная школой после 9-го юбилейного слета, в области освоения фигурного полета на планере. Весь инструкторский состав школы, не летавший на самолете, был обучен и оттренирован пилотажу непосредственно на планере, что в корне разбило утверждения некоторых "архиспециалистов" о невозможности выпуска на фигуры высшего пилотажа без применения самолета и дало необходимый минимум методических навыков.
Взятой школой задаче соответствовала материальная часть, состоявшая из тренировочно-пилотажного планера Г-9 конструкции Грибовского и двухместной пилотажной машины Ш-5 конструкции Шереметьева. Достоинства этих планеров были быстро оценены и полностью применены.
Для обучения была взята группа в количестве 12 человек, закончивших программу на пилота-парителя класса"А". Для этой труппы была создана специальная программа тренировки, состоявшая из тренировочных полетов на учебной парящей машине ПС-1 с производством восьмерок и спиралей с общим налетом времени 2 часа и на планере переходного типа, в качестве которого была применена машина "Беспризорник" конструкции группы конструкторов, с выполнением спиралей, восьмерок, змеек, с отыскиванием и выходам в термические восходящие потоки с общим налетом времени 5 часов. На этом предварительная тренировка заканчивалась.
Следующим этапом обучения была проверка техники пилотирования на двухместной машине Ш-5 со срывом в штопор и усвоением выхода из него, после чего курсант выпускался в самостоятельный полет на планере пилотажно-тренировочного типа Г-9 с выполнением спиралей в восьмерок до 35° и выходом в термические потоки. Таких полетов давалось 2-3 с налетом времени 3—5 часов, что было вполне достаточно для выполнения курсантом фигур высшего пилотажа. Оставалось дать ему навыки выполнения этих фигур, которые давались вывозкой на машине Ш-5. Вывозки давались по одному полету, в котором взлет, набор высоты, полет в зону выполнялись самим курсантом. Зона на каждый день давалась в разных местах в зависимости от состояния восходящих потоков, но всегда в долине, так как это позволяло ограничиваться высотой 300 м над точкой взлета, а над долиной 500 м. В зоне инструктор брал управление и начинал показ фигур, в которые входили петли и штопор, так как производство остальных фигур, отличающихся сложностью выполнения на планере, требовало более длительной вывозки. Вначале показывался правый и левый штопор по одному витку, и, восстановив высоту, курсант повторял его самостоятельно. Если это плохо усваивалось, инструктор повторял показ до полного усвоения его курсантом. Обучение петле проходило в таком же порядке, после него курсант вел планер на посадку. На этом вывозка заканчивалась. После об'яснения особенности выполнения фигур на планере Г-9, обучающемуся давалось задание на выполнение двух петель и одного витка штопора на этой машине.
Таким образом из группы в 12 человек было обучены фигурам 10 человек: двое не были выпущены вследствие испортившейся погоды. За все время обучения не была ни одного малейшего происшествия, связанного с выполнением этих сложных заданий, несмотря, казалось бы, на очень ограниченную вывозку. После этого курсант в совершенстве владел техникой пилотирования на планере и совершенно свободно производит полеты на буксире у самолета.
Симонов, Анохин |