![]()
|
![]() |
О наземной тренировке
![]() ![]() Главной трудностью для курсанта является умение определять расстояние до земли в момент приземления. Чем ближе самолет подходит к земле, тем труднее для курсанта определить это расстояние хотя бы примерно точно. Это противоречие только кажущееся. Опыт показывает, что курсант легче усваивает момент начала выравнивания, чем окончательное приземление самолета. Отсюда методические указания, выработанные на основах долголетнего опыта.
Подходя к изучению причин, тормозящих обучение посадке, мы наталкиваемся на своеобразные явления, а именно: на высоте приземления самолета курсант не различает землю или вернее сказать, не различает отдельные предметы на земле, траву, кочки, камни и пр., так как эти предметы сливаются в одно. Это явление курсанты называют "земля бежит".
Только после того, как курсант начинает замечать отдельные детали на земле, посадка становится ему яснее, и по мере того как предметы начинают выделяться рельефнее, посадка ими все больше усваивается. Чем больше скорость на высоте приземления, тем труднее удается усвоение посадки. Скорость самолета У-2 для не летавшего курсанта является очень большой, а отсюда к причина трудной усвояемости посадки. Что следовало бы сделать, чтобы эту скорость уменьшить почти наполовину и чтобы, по мере усвоения её (скорости), она постепенно бы увеличивалась, доходя до скорости самолета У-2. Для этой цели в одной из школисделана следующая установка, которая дает возможность постепенного перехода к скорости самолета У-2.
Описание установки. Установка состоит из 2 клепанных ферм, первая высотою 12 м, вторая - 3 м. Между фермами натянуты 2 троса [толщиною] 12 мм каждый. Расстояние между фермами - 220 м. По тросам на роликах двигается самолет специальной конструкции. У 12-м[етровой] фермы устроеуты помосты: один на высоте 10 м, второй на высоте 12 м. Самолет - моноплан, металлический, сваренный, обтянут перкалью. Действие рулей самолета основано на изменении центра тяжести. Ручка соединена особой блочной системой, посредством которой изменяется центр тяжести, вследствие чего при взятии ручки на себя самолет принимает трехточечное положение.
![]() Вышеописанная установка позволёет приучить курсанта [к] моменту выравнивания и окончательной посадке.
Курсант, находясь на вышеописапном аппарате, имеющем сравнительно большую скорость (40 км в час), быстро приобретает навыки различать землю и производить посадку на 3 точки, лично управляя самолетом. Управление самолетом на этом аппарате ничем не отличается от управления самолетом У-2. Оно немного тяжелее, чем на У-2, что, примерно, соответствует управлению самолета Р-1. При неверно произведенной посадке самолет "козлит"; это дает возможность курсанту освоить явление "козла" и научиться с ним справляться, что в данном случае с успехом заменяет до некоторой степени упражнения №4-5 задачи №4 КУЛП-36 г. на НПП.
На эту установку были посланы для тренировки малоуспевающие в летном обучении курсанты. Ниже привожу отзывы этих курсантов, которые прошли тренировку на этом аппарате.
Отзыв курсанта Беляева: "В процессе моей практики на модели самолета она дала мнне очень хороший навык в определении расстояния до земли, исправлении ошибок, которые мне указывает инструктор в процессе наземной подготовки. Раньше у меня были на посадке резкие движения ручкой, а теперь мне инструктор рассказал, в чем заключается эта ошибка и как ее нужно устранить. Я очень рад, что меня послали для тренировки на этот аппарат, потому что он дает хорошие результаты".
![]()
Курсант Герасько следующих образом отзывается об этом: "до занятий на экспериментальном аппарате я имея 33 полета с инструктором на самолете У-2. В связи с тем, что у меня получался непостоянный подвод к земле, я был направлен командованием на тренировку своей посадки на вышеуказанный аппарат, который, по-моему, дает многое для тренирующихся на нем курсантов; в особенности хорошо на нем можно закрепить высоты подхода к земле. Сейчас, со слов занимающегося с нами инструктора и с моего наблюдения за своей посадкой, я стал сажать машину правильно. Отзыв мой о данной установке хороший и я очень доволен. Вся занимающаяся на этой уст-новке группа прикладывает максомум внимания для того, чтобы почерпнуть с этой установки всё полезное для посадки. Начинание исключительны полезное".
Ещё один отзыв - курсанта Кулика: "В процессе моего изучения техники пилотирования все время мой инструктор делал замечания о том, что я низко выравниваю и что у меня резкие движения управлением. Меня направили на тренировку на аппарат наземной подготовки, на нём я сделал 4 посадки и всё время относился к ней внимательно, и когда инструктор меня проверил на самолете У-2, то я уже не имел замечаний и я сделал также 4 посадки, и теперь я уверен в том, что те ошибки, которые я имел раньше, я исправил. Наземный аппарат дал мне возможность точно определять высоту и владеть ручкой".
Аппаратура эта, по нашему мнению, заслуживает широкого распространения в школах и даже в строю.
Комбриг СТОЙЛОВ |