ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

Постройка зданий Центрального Аэрогидродинамического Института


Продольный разрез здания
лаборатории испытания авиационных
материалов
Поперечный разрез здания
Аэродинамической лаборатории и план
здания лаборатории испытания
авиационных материалов
Крупные успехи современной авиации являются в значительной мере результатом лабораторных работ и испытаний. Существовавшие, еще до войны, аэродинамические и другие лаборатории, везде в скромных размерах, за время войны развились в крупные научно-исследовательские институты.
Отец русской научной авиации, покойный проф. Николай Егорович Жуковский прекрасно понимал значение авиационных лабораторий и его давнишней мечтой было создать мощный, прекрасно оборудованный научный институт. В годы всеобщей разрухи (декабрь 1918 года) он организовал Центральный Аэрогидродинамический Институт (ЦАГИ), который до настоящего времени пользовался для своих работ лабораториями Московского Высшего Технического Училища, в значительной степени уже устаревшими.
В 1923 году ЦАГИ возбудил вопрос о постройке своих новых, оборудованных по последнему слову техники лабораторий. Представления ЦАГИ были одобрены правительством и, с весны 1924 г., институт приступил к созданию ряда лабораторий под руководством ученика и преемника H.Е. Жуковского, профессора Сергея Алексеевича Чаплыгина.
Строительство шло чрезвычайно интенсивно и теперь, через два года от начала работ, научная жизнь уже кипит в новых корпусах.
Для института Моссоветом отведен квартал, ограниченный улицами Баумана, Вознесенской, Бол. Демидовским и Кирочным переулками, застраиваемый в настоящее время по единому плану, серией лабораторных зданий, предназначенных для комплекса лабораторий.
Фасад здания Аэродинамической
лаборатории с Вознесенской ул.
В настоящее время сооружены здания лабораторий: аэродинамической, моторной, испытания авио-материалов с общей кубатурой 3.545 куб. саж.; сооружаются: гидродинамическая лаборатория с опытным бассейном при ней, — кубатурой 3.350 куб. саж. и опытные мастерские для постройки самолетов в 3.500 куб. саж. Предполагаются к сооружению: лаборатория по статическому испытанию самолетов и авиационных конструкций (непосредственной нагрузкой песком или грузами), моторная и другие лаборатории, кубатурой всего до 1.500 куб. саж.; служебные помещения, центральная котельная, для отопления всего квартала , гараж, складочные помещения и пр., всего около 500 куб. саж.
Таким образом будет создано новой кубатуры всего около 12.000 куб. саж.
Лаборатории обслиживаются мощным водопроводом, отдельным подземным водоспуском к р. Яузе, электрической подстанцией, подающей влабораторию постоянный ток, общей мощностью 650 киловатт.
Перспективный вид новых
лабораторий Аэрогидродинамического
Института
При проектировании зданий главному инженеру Строительной Комиссии ЦАГИ, проф. А. В. Кузнецову, были поставлены следующие задания:
1) Требования, пред'являемые к помещениям опытами, приборами и установками в смысле размеров, внешних очертаний, нагрузок и пр., должны быть выполнены полностью. Здания являются футлярами для находящихся в них мощных и крупных приборов.
2) Постройки должны быть выполнены из имеющихся на нашем рынке материалов, монументальные, дешевые как в постройке, так и в эксплоатации.
3) Расходов на наружные украшения зданий необходимо избежать.
В постоянном и живом сотрудничестве с научным персоналом института, проф. Кузнецову удалось блестяще разрешить поставленные задачи как со стороны технически-эксплоатационной, так и со стороны архитектурной. Несомненно, что в будущем эти постройки войдут в сборники по истории московского строительства и явятся архитектурными памятниками современной эпохи, когда бедная советская страна, стесненная во всем, не жалеет денег на создание мощных очагов науки.
Внешний вид здания
Аэродинамической лаборатории
с Б. Демидовского пер.
Все работы велись хозяйственным способом и были в значительной степени механизированы. К сожалению, размеры статьи не позволяют подробно коснуться этой чрезвычайно интересной части работы.
Производителем работ по выполненной очереди был инж. Б. В. Петерка.
В новых зданиях установлено по проекту проф. В.М. Чаплина водяное отопление с побудительной циркуляцией насосом из общей центральной котельной. Обращает на себя внимание регулирование как температуры, так и количества воды, а, следовательно, и тепла, поступающего в отдельные здания.
Внешний вид здания Моторной
лаборатории со двора
В настоящее время заканчивается постройка интереснейшего сооружения: железо-бетонный бассейн для воды, длиной 200 метров, шириной 12 метров и глубиной 6 метров. На протяжении 40 метров бассейн сужен до 8 метров при глубине 4 метра. Он предполагается для определения и исследования сопротивления движению поплавков и лодок гидросамолетов, речных и морских судов и для изучения работы судовых винтов. Емкость этого бассейна будет около 1.000.000 ведер. О зданиях гидродинамической лаборатории и опытных мастерских мы предполагаем поделиться с читателями впоследствии.

Н. Ворогушин