![]()
|
![]() |
Клуб-столовая ЦАГИ
![]() ![]() К сожалению, приходится констатировать, что мы не только не занимаемся архитектурой самолета — его интерьера, но почти не имеем удачных архитектурных примеров тех или иных авиационных сооружений.
Работы для архитектора здесь непочатый край. Творческая работа над созданием художественного образа, объекта, связанного с авиацией, чрезвычайно интересна, но одновременно и трудна.
Клуб-столовая ЦАГИ, запроектированный по Салтыковской набережной, на берегу сильно развиваемой в системе канала Москва-Волга р. Яузы, представляет собой первую попытку решить по-новому эту трудную задачу.
![]() Проект не прибегает к избитым шаблонным средствам и не компилирует наследия в той или иной колонной вариации. Присущие ему недочеты несомненно могут быть исправлены в процессе дальнейшей работы над созданием нового архитектурного образа.
Ориентируя главный фасад на реку и придавая ему ступенчатую форму при помощи ряда ниспадающих террас, авторы проекта (архитекторы: С.Н. Щербаков, В.И. Лукьянов и В.Е. Дементьев под руководством профессора П.А. Голосова) органически связывают его в объемно-пространственной композиции с живописной природой берега. Надо заметить, что главный фасад (залы столовой) при данном решении заставляет предполагать за ним театральное помещение и проектируя театрально-клубную часть на углу ул. Радио и Технического переулка, авторы допустили ошибку. Налицо большое противоречие — решение главного фасада слишком богато для столовой и, наоборот, возможности загрузки театра с ул. Радио, без обеспечения прямого выхода в сад на реку — совершенно недостаточны.
В ансамбле всех фасадов ЦАГИ, выходящих на р. Яузу, сохранено единство, хотя линия фасада воспринимается как бы незаконченной со стороны технического училища и авторы обязаны были показать хотя бы силуэтное решение этой части, чтобы в дальнейшем эта силуэтность была учтена и не была допущена ошибка.
![]() входа в зал собраний ![]() р. Яузы Скульптура в верхних нишах бесспорно является лишней и путает, тогда как скульптура в тилонных нишах, по низу, подчеркивает масштабность, а барельеф по верху является как бы продолжающим ее ритмическим развитием.
Набор ажурных элементов по главному фасаду несколько неорганичен и по духу исходит из модерна. При дальнейшей переработке желательно их упростить и уменьшить.
Боковой фасад по ул. Радио чрезмерно монументален, особенно во входной части. Плоскость столовой с пятикратным членением по вертикали не четка и создается некоторая путаница — рама в данном решении не спасает положения.
Указанные недостатки не исключают возможности их исправления и не противоречат общему впечатлению, заключающемуся в том, что данный проект в архитектурной части наиболее близко подходит к решению поставленной перед его авторами задачи.
Внутренняя планировка помещений имеет ряд недостатков.
В производственных помещениях, зажатых между клубной частью и столовой, недостаточно естественное освещение, отсутствует сквозная аэрация, кроме того они безусловно антисанитарны по своему расположению в П-образной замкнутости. Такое решение привело к тому, что весь нижний этаж клуба-столовой затемнен и плохо вентилируется.
![]() ![]() Пролеты порядка 12,5 м под нагрузку зрительного зала велики и вызовут необходимость введения чрезмерно тяжелой конструкции. Клуб сю зрительным залом на 1 400 человек оборудован звуковым кино и эстрадой без специальной сцены. При клубе имеется малая аудитория на 175 человек и ряд клубных комнат с одновременным размещением 800 человек. Общий объем 120 000 м3.
Отделка здания предполагается естественным белым камнем. Совместно с красочными элементами (мозаики и фреска) полировка и шероховатость камня создадут игру, обеспечивающую бодрое и радостное настроение.
Арх. Н.Н. КОСТОЧКИН |