![]()
|
![]() |
"Дирижаблестрой" - ОКБ-424 - ДКБА (1931-2006)
![]() ![]()
Постановлением Совета Труда и Обороны СССР
от 25 апреля 1931 г. "О создании Базы опытного
строительства и эксплуатации дирижаблей в Гражданском воздушном флоте" в поселке Долгопрудный
Московской области было создано производственноэксплуатационное предприятие "Дирижаблестрой".
Сюда, по приглашению Правительства СССР, вместе
с девятью итальянскими специалистами прибыл для
работы в конструкторском бюро Умберто ди Винченцо Нобиле. 24 мая 1932 г. Умберто Нобиле был утвержден
в качестве технического руководителя, начальника КБ
комбината "Дирижаблестрой".
С тех времен, с именем генерала, конструктора
дирижаблей и полярного исследователя Умберто
Нобиле неразрывно связана история г. Долгопрудный
и организация дирижаблестроительной отрасли в
СССР, подготовка конструкторов воздушных судов и
проведение исследований Арктики. Благодаря организационным и инженерным талантам Умберто Нобиле
в качестве начальника комбината "Дирижаблестрой"
сумел в кратчайший срок создать в Советской России
всю необходимую индустриальную кооперацию для
постройки флота дирижаблей.
Умберто Нобиле занимался не только конструкторской, но и преподавательской деятельностью,
проводил занятия со студентами в Долгопрудненском
дирижаблестроительном учебном комбинате.
![]() На комбинате "Дирижаблестрой" за 8 лет со дня
его основания было построено 12 воздушных кораблей
мягкой и полужесткой конструкции, 9 из которых
постоянно находились в эксплуатации. Советские
аэронавты на воздухоплавательной технике, созданной предприятием к 1948 г., в полетах на дальность,
длительность и высоту установили 17 из 24 международных рекордов.
![]() Несмотря на консервацию комбината "Дирижаблестрой", проведенную в 1940 г., на его базе
были построены два патрульных дирижабля — "Победа" и "Патриот", а также выпускались оболочки
и снаряжение аэростатов и газгольдеров. Для подготовки парашютистов-десантников был создан
привязной аэростатный комплекс (ДАГ, ДАГ-2), поднимавший тренировочные группы на высоту до 1 км.
![]() середине 1950-х гг. по решению Правительства
СССР производство воздухоплавательной техники в
стране снова возобновилось. Это было обусловлено
тем, что в начале "холодной войны" странами НАТО
была развернута широкая подрывная кампания против СССР. Для осуществления разведки стратегического потенциала страны с территорий стран НАТО
запускались сотни высотных свободных аэростатов с
установленными на их борту автоматическими фотокамерами. В стабильном воздушном потоке эти шары,
пересекали территорию СССР и осуществляли фотосъемку, доставляя разведданные неприятелю. В качестве ответных мер на предприятии было налажено
серийное производство высотных аэростатических
систем различного назначения.
![]() дирижабля ДП-27 (проект "Анюта") ![]()
В конце 1980-х гг. на предприятии на стадии НИР
начали проводиться работы по разработке и созданию
20-местного дирижабля ДП-1 классической сигарообразной формы, а впоследствии на его основе — разработка и проектирование дирижаблей серии ДП-2,
ДП-3 и ДП-4. Все эти аппараты разрабатывались
для осуществления ведения видеонаблюдения и радиолокационного дозора, как и разработка нового
многоцелевого дирижабля "Витязь". Конструкторы
предприятия, используя многолетний и плодотворный
опыт предшественников, а также хорошо знакомые с
лучшими образцами мировых современных аэростатных и дирижабельных систем, смогли освоить многие
перспективные решения при реализации проектов по
совершенствованию технологии производства.
![]() "МАКС" и дирижабль ДП-29 на смотровой площадке ![]() ПА-3000 в эллинге Последние десятилетия наше предприятие работало, преодолевая шаг за шагом значительные экономические трудности, искореняя накопившиеся долги
и обязательства, но избежало банкротства и смогло
сохранить свой высококвалифицированный персонал,
производственную, конструкторско-технологическую
и испытательную базу.
На формирующемся внутреннем рынке воздухоплавательных технологий ДКБА, как родоначальник и
продолжатель лучших традиций русской воздухоплавательной школы, имея за спиной многолетний опыт
работы по разработкам, производству, ремонту и испытаниям воздухоплавательной техники нетрадиционных схем реанимировало свой статус — единственного
государственного специализированного предприятия
воздухоплавания в России и вернуло себе достойное
место лидера в отрасли.
![]() аэростатный комплекс "МАКС" Экономически окрепнув, используя собственные
инновационно-технологические решения, ДКБА приступило к проведению технического перевооружения
мощностей, обеспечивая тем самым разработку и
создание новых комплексов и систем различной воздухоплавательной техники, выпуск отдельных изделий
для ракетно-космической отрасли.
Девизом предприятия стало выражение: "Каждый
год необходимо хоть на полшага, но продвигаться
только вперед".
![]() аэростатный комплекс ПА-60 "Дозор" Революционное внедрение компьютерных технологий привело к оптимизации всего парка оборудования, расширило и ускорило возможности разработки,
конструирования и создания множества различных
современных аэростатических аппаратов.
![]() пилотируемый автоматический дирижабль ДП-29 Предприятие участвует в Федеральной целевой
программе "Развитие оборонно-промышленного
комплекса Российской Федерации на 2007-2010 гг.
и на период до 2015 г.", что позволило начать работы
по реконструкции и техническому перевооружению сохранившегося еще с "царских времен" эллинга.
У этого здания интересная история. Его несущая
конструкция создана инженером Ваниманом (США)
и была изготовлена в 1894 г. в Германии фирмой
"KRUPP". При объеме в 220 000 м3 длина эллинга составляла 172 м, ширина 31 м и высота 35 м. В 1909 г.
эллинг был выкуплен царским правительством России
и установлен в деревне Сализи (под Гатчиной). В начале 1934 г. был разобран, перевезен и смонтирован в
районе станции Долгопрудная (в дальнейшем г. Долгопрудный). Монтаж и сборка эллинга на новом месте
были закончены в середине августа 1934 г. Проводимая
сегодня реконструкция и модернизация лабораторно-испытательного комплекса эллинга дает возможность
почти полного перехода реального производственного
процесса по разработкам, созданию и испытаниям
выпускаемых аэростатических комплексов из старых
помещений на новую технически оснащенную современную площадку. Новое здание уже полностью
подведено под крышу и состояние выполненных и
произведенных работ по его реконструкции составляет
свыше 60%.
![]() после реконструкции В результате проведенной частичной реорганизации структуры управления, осуществления работ
по реконструкции и техническому перевооружению
производства, обновление основных фондов составило
более 89%, при этом инвестиции в основной капитал
составили более 1,5 млрд руб. Благодаря проведенным
мероприятиям при темпах роста объема отгруженной
продукции более чем в 20 раз, выработка на 1 работника
при росте штатной численности на 232% увеличилась
в 8 раз. Уровень рентабельности по чистой прибыли
увеличился более чем в 10 раз.
![]() Различные аэростатические системы — это как
скульптуры великих мастеров, всегда индивидуальны
и неповторимы. Для их создания необходим, прежде
всего, упорный труд, специальные условия, многопрофильные цеха и мастерские, оборудованные по
последнему слову техники, многоопытный высококвалифицированный персонал, способный довести
каждую деталь, каждую шестеренку и винтик любого
механизма до полного совершенства.
За последние десять лет были разработаны и созданы: многоцелевой мобильный аэростатный комплекс
ПА-3000 "Пересвет", малогабаритные образцы — модели дирижабля ДП-27 и роботизированный линзообразный дирижабль ДП-27 (проект "Анюта"). За
последнюю модель предприятие награждено золотой
медалью на Третьем международном форуме-выставке
по интеллектуальной собственности и заняло первое
место в конкурсе инновационных разработок. На
68-й Международной ярмарке в Пловдиве ITF 2012
26 сентября 2012 г. была получена золотая медаль и
диплом за модель ДП-27, как за продукцию, отвечающую современным европейским стандартам качества
и инновационность в своей области. Союз авиапроизводителей России в 2012 г. присудил ОАО "ДКБА" в
номинации "За создание нового образца" ДП-27 третье
место, как лауреату конкурса "Авиастроитель года
(2012)". Также предприятие имеет и другие почетные
дипломы за лучшие инновационные разработки в области воздухоплавания.
![]() Сегодня мировой воздухоплавательный флот
насчитывает свыше 150 единиц различных аэростатических систем и комплексов. С развитием авиации,
освоением космического пространства стало казаться,
что огромные, неуклюжие дирижабли и аэростаты
уже не способны приносить пользу человеку, однако
внедрение новых технологий вновь сделало востребованными летательные аппараты легче воздуха. Вектор
же развития воздухоплавательной техники направлен
сегодня на создание новых транспортных дирижаблей,
эксплуатация которых крайне необходима во всех отраслях хозяйственной деятельности любого государства. В России АО "ДКБА" продолжает оставаться одним из лидеров в данной отрасли.
В.Н. Голубятников, генеральный директор АО ДКБА. ![]() АО "Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики". Тел./факс: 8 (495) 408-75-11; e-mail: dkba@dkba.ru.
6 мая 2016 года на 55-ом году скоропостижно скончался видный руководитель авиационной промышленности, генеральный директор АО "Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики" (ДКБА) Виктор Николаевич Голубятников.
Имея немалый опыт работы в ОКБ им. А.С. Яковлева, Виктор Николаевич возглавил ДКБА в 2003 году, трудное для отрасли время, связанное, прежде всего, с недостаточным финансированием предприятий авиационной промышленности. Однако, под его руководством на предприятии было осуществлено техническое и технологическое перевооружение: реконструкция основного эллинга для строительства дирижаблей, замена станочного оборудования, создание уникального гальванического производства. Также были разработаны и внедрены новые технологии для производства герметичных оболочек аэростатических систем.
В эти годы профессиональная деятельность Виктора Николаевича Голубятникова была посвящена созданию новейших образцов воздухоплавательной техники, он сумел нацелить коллектив на их разработку и практическое внедрение. Как руководитель одного из Проблемных советов Минпромторга России, Виктор Николаевич четко обозначил цели, задачи и пути создания современной воздухоплавательной техники. Он мечтал объединить предприятия отрасли для проектирования и производства дирижаблей большой грузоподъемности, способных перевозить народно-хозяйственные грузы и пассажиров. (см. aex.ru)
|