ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

Редкий случай из практики парашютных прыжков


Лицам, которым приходится непосредственна вести на-блюдение за парашютными прыжками, хорошо знакомы отдельные, наиболее ответственные моменты парашютного прыжка. Это те моменты, которые заставляют трепетать и беспокоиться руководителей в ожидании благополучного исхода прыжка.
Этими моментами являются: 1) момент, когда парашютист отрывается от плоскости или выбрасывается из кабины; доли секунд, которые проходят в ожидании раскрытия парашюта, бывают очень тяжелыми для руководителя; 2) преждевременное открытие парашюта (а первопрыгающие стараются открыть его по возможности раньше), представляющее большую опасность зацепить парашютом за хвостовое оперение, и 3) последний, не менее острый момент — это приземление парашютиста и опасность повреждения ног.
В своей практике, нам к счастью, не приходилось наблюдать несчастных случаев из-за неоткрытая парашюта, но длительные задержки в силу тех или иных причин со стороны первопрыгающих мы наблюдали часто. А всякий, кому приходится иметь с этим дело, знает, что значит, если первопрыгающий делает длительную задержку. Это значит, что он или растерялся и не в состоянии выдернуть кольца, или он выдернул кольцо, но не потянул троса, и поэтому парашют не открывается, или он вообще неправильно дергает кольцо, т. е. не вниз с силой, а круто вверх, тогда происходит заедание троса и парашют не открывается, или парашют не открывается из-за недостатков его материальной части (последнего рода случаев мы в своей практике не наблюдали).
Вторым моментом является опасность зацепиться пара-шютом за хвостовое оперение. Все знают много случаев, когда в силу преждевременного выдергивания кольца парашют открывается на плоскости или почти на плоскости. При благополучном исходе парашют зацепляется вытяжным парашютиком за ленты и отрывается. Это — ошибка многих первопрыгающих. Вторая причина отрыва вытяжного парашютика имеет место при затяжках, когда парашютист развивает большую скорость, парашют быстро открывается, встречает большое сопротивление воздуха, не выдерживает и отрывается. Мы наблюдали случаи более серьезные, опять же в силу преждевременного открывания парашюта, когда за хвостовое оперение цеплялся не только вытяжной парашютик, но и несущий парашют, и как благополучный исход — дело заканчивалось разрывом местами парашюта и парашютисты благополучно спускались на запасном парашюте.
Но в своей двухлетней практике на значительном мате-риале нам пришлось наблюдать один исключительный по опасности случай парашютного прыжка. Это — случай, когда несущий парашют попал на подкосы стабилизатора и застрял вместе с парашютистом. Условия этого прыжка были таковы: была поставлена задача группового выбрасывания парашютистов; для этой цели были специально отобраны лица, из коих менее трех прыжков никто не имел. Этим обеспечивался более надежный исход. Перед прыжком все были осмотрены врачом и никаких противопоказаний к прыжку обнаружено не было. Прыгали с тяжелого самолета с плоскости и с бортов кабин.
Прыгающий, о котором идет речь, прыгал с правого борта задней кабины, имел до этого четыре прыжка. Все прыжки были благополучными и в его карточке (которые ведутся наблюдающим врачом на каждого парашютиста) никаких отметок не имелось.
При осмотре перед прыжком было обнаружено: рост — 168 см, вес — 53,8, грудной периметр — 82—87—80, динамометрия — 120, легкие и внутренние органы — в норме, сердечно-сосудистая система — норма, функциональная проба — 72—80—76, костно-мышечный аппарат — норма, нервная система — несколько оживленные сухожильные рефлексы, в остальном — норма.
В общем суб’ект хорошего телосложения, развит, подвижен, с хорошей общей ориентировкой. Прыжки назначены в 18 час. 30 мин.
Метеорологические условия: днем порывистый ветер 6—7 м в секунду, ко времени выбрасывания ветер утих до 2 м, ясно. Высота — 700 м. Все условия со стороны летчика и инструктора были соблюдены полностью. Летчик взял правильный курс на выбрасывание, в момент выбрасывания убавил газ. Одновременно было выброшено 13 человек. В это время было заметно, как у одного из прыгающих быстро, на уровне самолета, открылся парашют и пошел вместе с парашютистом в подкосы стабилизатора. В течение нескольких секунд парашютист сделал два качательных движения на лямках парашюта. Купол парашюта в это время вытянулся в ленту и тащился за самолетом, затем в двух-трех местах надулся и парашютист исчез.
Все это произошло настолько быстро, что у многих мало знакомых с этим делом, наблюдающих осталось впечатление, что у одного из прыгающих оторвался кусок парашюта и застрял в хвосте. По мере удаления самолета парашютиста не было видно, а парашют тянулся лентой с перехватом посередине. На самом же деле здесь произошло следующее. Парашютист прыгал с борта, правая рука его находилась в резинке кольца и благодаря неосторожному движению руки, еще сидя на борту, он раскрыл парашют.
Встречной струей воздуха купол раскрывшегося парашюта был отброшен к хвостовому оперению и застрял на подкосах стабилизатора. Парашютист также был стянут с борта и завис на стропах парашюта.
Парашют, попав на подкосы, вначале вытянулся лентой и в это время парашютист сделал качательное движение, затем с одной стороны в силу тяжести парашютиста, с другой стороны в силу относа парашютиста струей воздуха от движения самолета и моторов об острые края лент начали резаться стропы. Было порезано 17 строп. Когда стропы перерезались, парашют местами освободился, начал надуваться и потащил парашютиста к лентам не без активного участия парашютиста. Надо отметить особое самообладание и находчивость, которые про-' явил прыгающий. Он сумел крепко удержаться руками, зацепиться ногами за подкосы и тем самым в течение 18 минут удержать в необычных условиях в зависшем положении всё туловище.
Благодаря опытному командиру корабля тов. Орлову, который произвёл исключительно точную по расчету и весьма плавную посадку на колесах, парашютист был снят с откосов без каких-либо физических повреждений.
Этот случай должен показать всем руководителям па-рашютного дела, а также всем прыгающим, какая исклю-чительная опасность может угрожать в том случае, когда имеется преждевременное вырывание кольца. Во время инструктажа необходимо особо заострять внимание прыгающих на этом вопросе, для этой же цели во время подготовки надо выработать практически условный рефлекс времени вырывания кольца или на тренировочном парашюте (макет) или прыжков с вышки. Во избежание преждевременного открывания парашюта мы в своей практике отказались от пользования приемом предварительного надлома кольца, так как первопрыгающий очень часто вместо осторожного надлома вовсе вытаскивает кольцо из гнезда, что увеличивает опасность раньше времени открыть парашют, а так как для вытаскивания кольца с тро-сиком большой силы не требуется, то мы и считаем, что эта предосторожность вполне целесообразна. (Ошибка прыгающего заключалась в том, что, прыгая с борта, он предварительно надел резинку на руку. Этого делать не следует. Надо прыгать с борта без резинки, держась рукой за кольцо.)
К этому необходимо добавить, что большое значение для парашютных прыжков имеет физическое развитие. Этот вопрос до настоящего времени остается не совсем доработанным в практическом приложении, хотя некоторые авторы неоднократно теоретически об этом упоминали.
Парашютный прыжок надо считать сложной формой физического упражнения, и несомненно, что парашютный прыжок сможет лучше сделать тот, кто подготовился в физическом отношении, кто сдал нормы на значок ГТО и т.д. В самом деле, приведенный нами казуистический случай говорит о том, что надо быть хорошо физически развитым, чтобы иметь такое самообладание, находчивость и решительность. Все это вырабатывается только в процессе систематической физической подготовки. Надо быть хорошо физически развитым, чтобы в основном на руках в подобных невиданных условиях, продержаться в воздухе 18 минут.
Профилактика такого случая проблематична, единственно возможное — это перерезать стропы и спускаться на запасном парашюте.

Т.В. Долбнин