"Парабола" Б.И. Черановского
Советский планеризм в этом году уже стал массовым. После прошлогодних решений ЦК ВКП(б) о задачах и работе Осоавиахима и последних пленумов ЦС ОАХ имеется налицо все показатели, свидетельствующие о дальнейшем быстром росте планерной сети и о все увеличивающемся охвате ею трудящейся молодежи. После VIII и IX Всесоюзных планерных слетов, на которых громадное большинство составляла молодежь и большинство рекордов завоевано ею, тяга к планеризму усилилась, да и сам планеризм перестал рассматриваться во многих организациях Общества, как это имело место ранее, как детская забава.
Сейчас новые и новые достижения в планеризме, приковавшие к себе внимание и нашей общественности и заграницы, подтверждают лишний раз высокое мастерство советских планеристов и значение самого планеризма как средства подготовки квалифицированных летных кадров. Продолжительность полета на планере достигла 35 час. 41 мин. Это наш советский рекорд, вплотную подошедший к мировому, поставленный мастером планеризма т. Симоновым. Кстати, т. Симонов, проходя обучение на самолете, уже будучи пилотом-парителем, вылетел самостоятельно на 32 полете. Союзный рекорд дальности, поставленный т. Анохиным в этом году в полете между Гурзуфом и бухтой Вассермана, достиг 75 км. Чрезвычайно показательным явился перелет воздушного поезда составе самолета и 3 планеров из Москвы в Коктебель в 2 дня. Пилотировали самолетом пилот т. Федосеев и механик т. Эскин и планерами—тт. Симонов, Анохин и Шелест.
Г-12 (гидро) В.К. Грибовского
Этот перелет вызвал живые комментарии даже в авиационных кругах заграницы заслуженно, так как в данном -перелете, несомненно, были проявлены отличная техника пилотирования летного состава и высокие личные качества экипажей. Чрезвычайно показателен тот факт, что т. Шелест, не проходивший обучения на самолете и ЯВЛЯЮщийся чистейшим планеристом, справился с серьезной задачей наравне с тт. Симоновым и Анохиным, вылетевшими самостоятельно на учебном самолете. Ряд других буксировочных перелетов этого года, успешный опыт под’ема планера с земли самолетом, произведенный парителем т. Юдиным, и многие другие качественные показатели советского планеризма свидетельствуют о развертывающейся творческой инициативе нашей планерной молодежи, о росте планеризма и об улучшении постановки авиационной работы в организациях Осоавиахима. Правда и теперь еще встречаются большие пробелы в организации этого дела, в популяризации его, в недостаточном учете и контроле, но сдвиг крупный, несомненный в этой области налицо. Качество работы характеризуется теперь степенью массовости, охватом. Характерны в этом отношении цифры развития планерной сети по годам. Так, например, охват молодежи планерным спортом в 1932 г. едва достигал 3 000 человек, в 1933 г. было охвачено уже около 23 000 человек (все цифровые данные представлены планерным отделом Осоавиахима СССР) и в этом году ориентировочно, так как полных сведений нет, около 34 000 человек. Ясно, что дело растет, но можно прямо сказать, что при наших возможностях, при большем внимании к планеризму ряда организаций мы имели бы значительно лучшие показатели. Интерес представляют данные выпусков планеристов I и II ступеней за последние 5 лет.
Вот цифры: (цифры неполные, так как не поступило сведений от ряда организаций за последние месяцы)
1930
1931
1932
1933
1934
По I ступени
417
750
1800
8000
5000
По II ступени
-
-
-
3500
ок. 1500
Помимо этого, на местах подготовлено в качестве инструкторов планерных кружков 946 человек, однако следует отметить, что качество подготовки не всегда на высоте и требуется тщательный отбор наиболее лучше подготовленных.
Квалифицированные кадры инструкторов обеспечиваются выпусками пилотов-парителей ВЛПШ и областными и республиканскими школами: (только первый выпуск этого года ВЛПШ)
1930
1931
1932
1933
1934
Выпуск парителей ВЛПШ
19
26
105
191
100
По областным и республиканским планерным школам полных данных еще нет, но можно сказать, что в этом году выпуск квалифицированных инструкторов ими будет превышать цифры прошлого года в несколько раз.
Наиболее слабым участком в работе школ и станций является недостаточная подготовка руководящих кадров. К этому вопросу нужно отнестись с наибольшим вниманием, так как от благополучного его разрешения будет зависеть и качество постановки массовой работы и учебы на местах, на станциях и в планерных кружках. Сеть станций и кружков быстро развивается:является недостаточная подготовка руководящих кадров. К этому вопросу нужно отнестись с наибольшим вниманием, так как от благополучного его разрешения будет зависеть и качество постановки массовой работы и учебы на местах, на станциях и в планерных кружках. Сеть станций и кружков быстро развивается: (цифра по кружкам ориентировочная, сведения неполные)
1930
1931
1932
1933
1934
Станций
17
32
60
155
180
Кружков
-
-
-
500
1000
Школ (не считая ВЛПШ)
-
-
-
5
8
ДР-5 конструкции т. Коваленко
Пять ранее действовавших школ обеспечены частью квалифицированных пилотов-парителей, инструкторов, имеющих сравнительно большой опыт методической работы. Но и к ним необходимо подойти с большим вниманием, продолжая работу по повышению квалификации инструкторского состава, удовлетворяя их летные запросы и чувства обеспечением тренировкой на самолетах, на буксировке и т. п.
Эти необходимые мероприятия оправдают себя цели кем, отразившись прежде всего на качестве продукции школ. Поэтому установление более тесной связи школ с аэроклубами, с авиашколами должно явиться средством ликвидации ряда недочетов в работе планерных школ.
Борьба за массовый планеризм продолжает оставаться первоочередной задачей и сегодня и в ближайшие годы.
"Д и П" ("Догнать и Перегнать") конструкции т. Антонова
Но эта борьба должна сопутствовать задаче дальнейшего повышения качества подготовки охватываемого контингента, усилению воспитательной работы с ним, особенно в областях политической и военной. С этим связаны и вопрос аварийности, значительной и основной базы в учебном планеризме, и вопросы технического оснащения планеродромов и рационализации. Останавливаться полпути нельзя без угрозы оказаться отставшими. Техника в планеризме должна быть практически использована и опыт должен в широкой мере передаваться планерным станциям и через них кружкам. Основное звено планерной работы — планерный кружок — без этого будет расти медленно, а при недостаточном внимании местных осоавиахимовских организаций не сможет быть ра-ционально и полно использовано. Поэтому безусловно не-обходимо, чтобы аэроклубы повернулись к планеризму действительно лицом и стали считать на деле этот уча сток работы одним из важнейших. Было бы чрезвычайно полезно командировать на Всесоюзный слет планеристов этого года представителей аэроклубов и соответствующих заинтересованных организаций.
Использование опыта слета и крупнейших наших планерных школ и ознакомление с ними при повышенное внимании местных организаций дали бы возможность быстрее провести в жизнь задачи, поставленные перед планеризмом начальником ВВС РККА т. Алкснисом.