ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

Слава советским летчикам, установившим новый мировой рекорд!
(мировой рекорд дальности и продолжительности полета без посадки экипажа М.М. Громова, И.Т. Спирина и А.И. Филина)


И.Т. Спирин. М.М. Громов. А.И. Филин
ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.М. ГРОМОВ
 
Громов Михаил Михайлович родился в 1899 г. в городе Твери в семье врача. В 1916 г. М.М. Громов окончил реальное училище. После этого он поступил на 1 курс Технического училища, затем учился на авиационных курсах им. Жуковского. По окончании курсов в 1917 г. поступил в Московскую авиационную школу.
После 43 минут вывозных полетов М. М. Громов вылетел самостоятельно и, не успев окончить школу, был назначен инструктором.
В начале своей летной работы М. М. ГроМ.М. Громов является одним из пионеров, начавших разрешение проблeмы "слепого полета". По его предложению был сделан колпак на кабину. Десять тренировочных полетов, полетов настойчивых настолько, чтобы выработать автоматизм в движениях... и первый "слепой полет совершен". Михаил Михайлович Громов доказал, что с помощью соответствующего оборудования, тщательным изучением каждого движения и настойчивой тренировкой цель может быть достигнута.мов очень увлекался "высшим пилотажем". Его полеты в то время представляли собой непрерывный каскад самых разнообразных фигур, причем некоторые сделаны впервые в СССР.
М.М. Громов является одним из пионеров, начавших разрешение проблeмы "слепого полета". По его предложению был сделан колпак на кабину. Десять тренировочных полетов, полетов настойчивых настолько, чтобы выработать автоматизм в движениях... и первый "слепой полет совершен". Михаил Михайлович Громов доказал, что с помощью соответствующего оборудования, тщательным изучением каждого движения и настойчивой тренировкой цель может быть достигнута.
М.М. Громов служил в РККА и в качестве военного летчика в 1919 г. был на фронте. За плечами М.М. Громова большой стаж работы инструктором и летчиком по испытанию самолетов.
Свои высокие качества летчика-испытателя М.М. Громов проявил уже в 1927 г., когда он испытывал опытный самолет с мотором М-5. Самолет имел тенденции не выходить из штопора. Тогдашнее состояние авиационной техники позволяло совершать окончательную поверку только в воздухе. После ряда испытаний М.М. Громову было поручено произвести испытание этой машины на длительный затяжной штопор. Во время испытания самолет отказался выйти из штопора. На 21-м витке Громов выбросился из кабины на парашюте. Летчик спасся. Это был первый прыжок в СССР из штопора. С этого же времени парашют у нас получает широкое применение.
М.М. Громов показал выдающиеся качества летчика-испытателя на легких самолетах. Он овладел этим искусством до виртуозности. За последние же годы он выделился своей огромной выдержкой и выносливостью по испытанию тяжелых самолетов.
С переходом в 1930 г. на работу в ЦАГИ М М. Громов проводит испытания почти всех новых самолетов. В его жизни не было катастроф и поломок во время испытания новых конструкций. Это об'ясняется тем, что помимо своей смелости, находчивости, решительности М.М. Громов перед каждым летным испытанием как правило проводит обязательно большую работу по тщательному изученнию конструкции нового самолета. Только после детального ознакомления с расчетными данными, с деталями эксперимента он приступает к испытаниям в воздухе.
М.М. Громов является ценнейшим работником инструкторского отдела ЦАГИ. Опыт и высокая летная квалификация Громова помогают завершить блестящие эксперименты по созданию новых типов самолетов.
Характерными личными качествами М М. Громова являются хладнокровие и спокойствие. Он всегда принимает верное решение. Вот факт. В 1932 г. он испытывал новый многомоторный самолет. Проводилось испытание вибрации хвостового оперевая. Внезапно в воздухе на самолете оборвался левый мотор и пламя, вырвавшись наружу, охватило плоскость. Пожар быстро распространился. Казалось катастрофа неминуема. Но М.М. Громов не растерялся. Он спокойно приказал бортмехааику т. Васину перекрыть бензин. Выбрал площадку и благополучно посадил машину. За этот подвиг М.М. Громов и бортмеханик т. Васнн были награждены орденами Красной звезды.
М.М. Громов сделал три исключительных перелета. Первый: Москва - Пекин - Токио в 1925 г. Второй в 1926 г. - три дня вокруг Европы и третий - перелет по Европе в 1929 г. на самолете "Крылья Советов".
За свою богатую авиационную жизнь М.М. Громом летал на самолетах 50 различных систем, начиная с самого маленького и кончая самым большим в мире сухопутным самолетом "Максим Горький".
М.М. Громов за боевые заслуги награжден орденом Красного знамени, двумя орденами Красной звезды, званием заслуженного летчика, серебряным оружием, грамотой ВЦИК.
И вот... мировой рекорд дальности и продолжительности полета без посадки. Правительство, партия, Советская страна поручили М.М. Громову первый полет на новом самолете РД. Он назначается командиром этого нового представителя советской авиационной техники.
75 часов в воздухе без посадки, 12 411 километров перелета по кривой. Образцовое выполнение исключительно сложного воздушного задания. Прекрасная посадка после бессонных ночей. Богатейший опыт самолетовождения на огромном расстоянии, не отпуская штурвала в течение трех с лишним суток. Это - не простой полет. Это - подлинное геройство, самоотверженность и глубокое знание своего дела.
М.М. Громов - не просто мастер, не просто летчик. Он - художник своего дела. Правительством Советского Союза достойно оценены заслуги лучшего из лучших. Звание героя нашей родины, героя страны пролетариата и строяшегося социализма достойно, по заслугам дано еше одному победителю воздушной стихии - М. М. Громову, с одновременным награждением орденом Ленина.
"Я отвечу на эту награду максимальным напряжением своих сил и не сложу крылья, а постараюсь дать еще целый ряд новых рекордов. Все свои силы отдам служению нашей великой родине..." - вот слова героя М.М. Громова в ответ на данную правительством оценку его героической работы.
Мы искренно приветствуем дорогого М.М. Громова.
ВВС РККА гордятся его величайшими достижениями. Мы приветствуем славный экипаж лучшего мирового самолета РД - Ивана Тимофеевича Спирина и Александра Ивановича Филина, показавших в трехдневном беспосадочном полете величайшую выдержку, натренированность, знание своего дела и отвагу.
 
ЛЕТЧИК-ИНЖЕНЕР А.И. ФИЛИН
 
Его вырастили комсомол и коммунистическая партия.
Ему только 31 год.
На заре социализма, в 1918 r. Александр Иванович Филин пятнадцатилетним подростком - уже студент Ломоносовского института. Жажда знаний, стремление к учебе, борьба за культуру, вот к чему влекло молодого комсомольца. Познав одним краем сознания тайны науки в Ломоносовском институте, Александр Иванович Филин полюбил технику и наиболее сложную ее отрасль - авиацию.
В 1921 г., когда с полей гражданской войны возвращались победным маршем полки Красной армии, т. Филин решил посвятить свой жизненный путь и отдать свои силы авиации.
Начались годы непрерывной, упорной и настойчивой учебы. Шаг за шагом Александр Иванович Филин идет вперед к вершинам знаний, режет своим умом гранит науки.
Высшим стремлением было поступить в Военновоздушную академию. Это стремление сбылось также в результате настойчивой подготовки к приемным испытаниям. Одновременно летать, быть инструктором и обучать молодежь, а тут же готовиться для поступлении в высшую школу.
4 года академической учебы в совершенстве преобразили кругозор, об'ем знаний и научную эрудицию коммуниста т. Филина, сына кондуктора.
Из академии вышел подготовленный во всех областях науки и богато насыщенный техническими знаниями инженер-механик Красного воздушного флота А.И. Филин.
И сразу же окунулся в живую жизнь.
На аэродром. На самолет. К моторам, приборам и сложному оборудованию боевых машин воздуха, составляющих мощь Красной авиации и гордость социалистической родины.
Летчик-инженер, практик и теоретик - это огромнейшее достижение. Не многим удается так широко разить свою подготовку и сочетать в себе высшее искусство летания и глубокое знание теории авиационной техники - быть летчиком в полном смысле этого звания и инженером.
Не удивительно, что для первого полета, для тщательного испытания в воздухе новенького, блестящего самолета РД в состав экипажа был назначен А.И. Филин.
Новая машина требовала лучших водителей, и не только виртуозного и образцового командира экипажа М.М. Громова, прекрасного штурмана И.Т. Спирина, нужно было иметь на этой первоклассной машине лучшего из лучших инженера-механика. Таковым был выделен А.И. Филин, ибо требовалось, чтобы на таком историческом полете, на первом опытном рейсе, были замечены и зафиксированы с совершенной точностью каждое движение, каждый шаг машины и работа отдельных ее деталей. Нужно было с педантичной точностью следить за работок нового первоклассного мотора, рожденного конструктооской мыслью и построенного, отшлифованного крепкими руками рабочих советского авиационного завода. Вот часть тех обязанностей, которые возлагались на А.И. Филина в полете. С одной стороны как инженер, а с другеи и как летчик, могущий вести машину, когда это требовалось, А.И. Филин получил от правительства путевку в исторический первый полет на РД.
И эта задача прекрасно была выполнена в беспрерывном 75-часовом полете. Каждый оборот винта, движение поршней, работа клапанов, состояние зажигания - деятельность всей системы и агрегатов винтомоторной группы находилась под неустанным и внимательным наблюдением инженера А.И. Филина.
Мотор не посмел сдавать. Он работал, как часы, без малейшей заминки подряд 75 часов. Шутка ли сказать, что за это время винт мотора РД совершил многомиллионные обороты.
Сложная система питания мотора бензином и маслом была организована блестяще и отлично выдержала испытание.
Бессонные ночи, тяжелый труд и изнуряющая воздушная обстановка были побеждены силой воли, крепкима нервами и прекрасной натренированностью всего экипажа, в том числе и А.М. Филина. Порученное ему партией и правительством ответственное задание выполнено с честью. Мировое первенство завоевано, и советская авиационная техника еще раз стала рядом и даже на несколько шагов впереди по своим качествам и достижениям пе отношению к лучшим заграничн м образцам самолетов и моторов.
Вот краткая биография нашего сегодняшнего героя-орденоносца А.И. Филина:
Родился Александр Иванович Филин 18 января 1903 г. в семье кондуктора Савеловской железной дороги в Москве.
В 1918 г. поступил в Московский механико-электротехнику (ныне институт им. Ломоносова), где пробыл до 1920 г.
1 апреля 1921 г. А.И. Филин поступил в Военнотехническую школу авиации, которую окончил в декабре 1922 г., получив звание красного командира. По окончании школы Филин был направлен в Первую летную школу, где летал на самолете типа Фарман.
В октябре 1923 г. из Первой школы летчиков Филин переведен во Вторую школу летчиков, которую и окончил в 1924 г. В 1925 г. по окончании Высшей школы военных летчиков А.И. Филин назначается в авиационный отряд, где находится на летнсуй работе до 1926 г.
С 1926 г. по 1930 г. А. И. Филин - слушатель Военно-воздушной академии им. проф. Жуковского, которую окончил с званием военного инженера-механика.
С 1918 г. т. Филин - член комсомола, а с 1922 г. - член ВКП(б).
Первым орденом А.И.Филин был награжден в текущем же году за выдающийся поступок - храбрость, отвагу и хладнокровие при полете на новом типе самолета.
Постановлением правительства от 28 сентябри А.И. Филин награжден вторично - орденом Ленина за геройство и самоотверженную работу в рекордном полете на самолете РД.
 
ЛЕТЧИК-ШТУРМАН И.Т. СПИРИН
 
Штурманом самолета РД был выделен Иван Тимофеевич Спирин. Большое, ответственное и сложное дело вождения машины на длиннейшем и разнообразнейшем маршруте было доверено лучшему знатоку штурманского дела в ВВС Спирину. Штурман в воздухе - это главная опора летчика-водителя. Его обязанность - расчеты и прокладка курса в разнообразной воздушной обстановке, поддержание непрерывной связи с землей, точная ориентировка.
Экипаж самолета РД выполнял не простое, а особо сложное и ответственное задание правительства. Ему была дана путевка в зону не на десяток часов полета, а на три дня, на покрытие рекорда в мировом масштабе - на предельную дальность и без посадка.
Летчик-штурман И.Т. Спирин показал исключительные способности. Он обеспечил этот исторический полет четкой, верной и непрерывной штурманской службой. В продолжение трех суток, в длинные осенние сентябрьские ночи, без отдыха, без нормального сна, в разнообразной метеорологической обстановке И.Т. Спирин, давал такую полезную отдачу своей штурманской деятельности в составе экипажа самолета РД, которая полностью обеспечила возможность покрыть самолету РД огромное расстояние в 12 411 километров по кривой за 75 летных часов нахождения в воздухе без посадки.
Прекрасные летные качества самолета РД и выдающиеся технические особенности нового советского мотора на этом самолете в сочетании с отличной работой командира корабля М.М. Громова, летчика-инженера А.И. Филина и талантливого летчика-штурмана И.Т. Спирина обеспечили огромную победу советской авиационной техники. Воедино слился труд коллектива из трех отважных летчиков, управляющих в воздухе этой первоклассной машиной.
Рекордный полет самолета РД нашел справедливые отзывы за границей. Во французской газете "ЭВР" от 30 сентября напечатано: "Совершая этот удивительный подвиг, советские летчики на 1 800 километров перекрыли мировой рекорд, поставленный 27 марта 1932 г. французскими летчиками Басутро и Росси... Сможем ли мы снова отвоевать мировой рекорд? Едва ли..."
И верно. Советская авиационная техника уже не только догнала, но во многих областях перегнала передовую авиационную технику капиталистических стран. Это достигнуто ценой семнадцатилетнего упорного труда всего многомиллионного коллектива рабочих Советского Союза во главе с коммунистической партией, под руководством гениальнейших вождей рабочего класса Ленина-Сталина.
Штурман корабля РД Иван Тимофеевич Спирин - один из лучших сынов социалистической родины. Он один из тех сотен, тысяч и миллионов людей нашей эпохи, которые жаждут знаний, рвутся к знаниям и благодаря настойчивостн, упорству и энтузиазму достигают цели.
Иван Тимофеевич Спирин родился в 1898 г. в г. Коломне, в семье рабочего-маслодела. До 1914 г. Спирин учится в городском училище в г. Саратове, а в следующем году поступает на железную дорогу, где и работает вплоть до Октябрьской революции в качестве грузчика и ремонтного рабочего.
В 1918 г. И.Т. Спирин добровольно вступает в Красную армию и в качестве рядового бойца участвует в боях против Мамонтова. С 1919 г. по 1921 г. он работает красноармейцем в составе эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец".
Тов. Спирин - один из старейших организаторов штурманского дела ВВС. Он совершил несколько тысяч маршрутных полетов. В 1927 г. он участвовал в большом европейском перелете, в 1929 г. летал на побитие союзного рекорда дальности. В этом же году участвовал в экспедиции по розыску американских летчиков, погибших в Арктике. В 1930 г. Спирин совершил ряд больших союзных перелетов, а в следующем году он участвовал в большом восточном перелете в Турцию, Персию, Афганистан
И.Т. Спириным составлен и разработан ряд ценных руководств и пособий по аэронавигационной и штурманской службе ВВС РККА.
За выдающиеся заслуги Спирин награжден орденом Красной звезды, Трудового знамени и ныне орденом Ленина.
 
 
Тт. ГРОМОВ, ФИЛИН, СПИРИН - ПОЧЕТНЫЕ ЧЛЕНЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО АЭРОКЛУБА
Правление Центрального аэроклуба Осоавиахима (в Тушино) постановило избрать почетными членами аэроклуба: героя Советского Союза - заслуженного летчика М.М. Громова, летчика-инженера А.И. Филина и летчика-штурмана И.Т. Спирина, поставивших мировой рекорд дальности по кривой и за 75-часовую продолжительность полета без посадки.
Решено также заказать художественный портрет командира экипажа РД, героя Советского Союза М.М. Громова, который будет выставлен в художественной галлерее "Героев Советского Союза" в Центральном аэроклубе.