Ленинградское конструкторское бюро воздухоплавания разработало технико-экономическое обследование строительства и применения дирижаблей в народном хозяйстве. Проектные разработки убеждают, что современные дирижабли могут стать эффективным видом горизонтального и вертикального транспорта, особенно в отдаленных и труднодоступных районах. Воздушные гиганты незаменимы на строительстве, прокладке нефтяных и газовых проводов, линий электропередач, на поисковых и геологоразведочных работах.
Подсчитано, что только на строительстве Нижне-Ленской ГЭС эффект от применения дирижаблей мог бы составить сотни тысяч рублей. Технический совет Министерства энергетики и электрификации СССР рассмотрел и одобрил предложение ленинградских конструкторов-общественников.
Считаю целесообразным начать создание дирижаблей и в специальных конструкторских, исследовательских и производственных организациях. По поручению товарищей по бюро предлагаю включить Директивы XXIII съезда партии ряд пунктов, обеспечивающих квалифицированное решение проблемы строительства дирижаблей.
ГРУЗЫ ПОДНИМАЕТ АЭРОСТАТ
(Известия 1968 № 287, 8 декабря)
Как можно поднять пять тонн груза на высоту в несколько сотен метров? Ни одному из существующих подъемных кранов это не под силу, разве что это сделает вертолет. Но использование его очень дорого и не всегда удобно.
Ленинградские инженеры проектно-технологического треста Оргтехстрой и общественного конструкторского бюро воздухоплавания имени К.Э. Циолковского под руководством В. Мурычева разработали оригинальный проект подъемного крана-аэростата. Небесный богатырь сможет легко переносить с места на место многотонные конструкции. Кран будет смонтирован на одном или двух аэростатах. В будущем их заменит дирижабль. Уменьшенные в сотни раз модели аэростатов проходят аэродинамические испытания. Первый аэростат-кран будет готов в начале 1969 года.
В. ГРУЗДОВ, из Ленинграда по телефону
Воздушный корабль послушно набирал скорость, бойко разворачивался, нависал над объектом, поднимал и опускал грузы. Люди, наблюдавшие за ним, были довольны. Это было детище группы энтузиастов Ленинградского конструкторского бюро дирижаблестроения при Географическом обществе СССР. Возглавляет группу инженер В. Мурычев, главный конструктор треста Оргтехстрой . В опытном цехе этого треста и был создан воздушный корабль - 12-метровая модель дирижабля.
Наши расчеты подтвердились, - говорит В. Мурычев. - Маневренность отличная, дальность полета - несколько тысяч километров, малая зависимость от погодных условий, дешевизна в эксплуатации (в двадцать раз дешевле вертолета), грузоподъемность - сто тонн. Все эти данные будущего дирижабля доказали испытания его модели.
Соб. корр. B. МИХАЙЛОВ, из Ленинграда по телетайпу
Большой вклад вносят в освоение Севера авиаторы. Мощные самолеты и вертолеты уже попробовали свои силы в перевозке крупного оборудования и строительных деталей. Но широкое развитие воздушных мостов Севера специалисты видят в применении дирижаблей. Именно об этом шел разговор на открывшемся 7 апреля в Москве симпозиуме по технико-экономическим основам создания дирижаблей, который проводит проблемная научно-исследовательская лаборатория по освоению Севера Московского государственного университета.
Громадная грузоподъемность, достигающая нескольких сотен тонн, способность работать в зафиксированном положении в режиме сверхмощного подъемного крана, высокие навигационные качества, "всепогодность" вот далеко не полный перечень замечательных качеств дирижаблей.
У советских дирижаблистов уже есть некоторые практические достижения. Закончен проект дирижабля, выполненный большим коллективом квалифицированных авиаконструкторов. Это - проект стеклопластикового дирижабля Д-1, созданного в Киеве. В ленинградском общественном конструкторском бюро воздухоплавания при «Оргтехстрое» завершается разработка эскизного проекта безбаластного дирижабля. Недавно испытана его летающая модель. Перспективные разработки сделаны в свердловском общественном КБ воздухоплавания, а также в других городах.