![]()
|
![]() |
Кириллов Иван Кириллович
Кириллов Иван Кириллович (1892 - 1969) - участник Империалистической и Гражданской войн, помощник начальника Красного Воздушного флота Крыма и Украины (Юго-Западный фронт), заместитель председателя Всероссийского воздухсовета, участник Великой Отечественной войн, подполковник ПВО (аэростаты заграждения).
![]()
Тов. Кириллов И.К.
Тов. Кириллов родился в 1892 г., в дер. Ерошево-Ключищи Псковской губернии. В 1903 году окончил сельскую школу, потом учился дома, так не было средств и возможности продолжать образование. Познал крестьянскую сиротскую долю, занимаясь хлебопашеством с 12-летниего возраста. В 1913 году был призван на действительную военную службу, которую отбывал солдатом в Свеаборгской крепости в воздухоплавательно роте (в Финляндии).
Во время февральской революции принимал активное участие в перевороте и был избран членом 1-го Гельсингфорского совета Р.С. и М. депутатов, примыкая к фракции большевиков. Участвовал и качестве делегата от Свеаборгского гарнизона на 2-м областноя сезде советов Финляндии.
В дальнейшем, на 1-м Всероссийском с'езде воздухоплавания был избран в совет воздухоплавания РСФСР, а позднее, в конце 1918 г., - во Всероссийский совет воздушного флота. Участвовал в качестве делегата на 4-х съездах воздушного флота республики, а на последнем был членом президиум.
С августа 1918 года принимает участие в боевых действиях против чехословаков и Колчака, и с тех пор, вплоть до полной ликвидации фронтов, несет боевую службу на командных и политических должностях Красного воздушного флота. За энергичную и умелую организацию воздухочастей на фронтах награжден званием "Красного военного воздухоплаватезоя". Будучи позже переброшен в авиацию, неоднократно отличался и воздушных разведках, неизменно проявляя необычайное мужество и хладнокровие, несмотря на тяжелые условия полетов, под жесточайшим обстрелом противника.
За боевую воздушную работу против Колчака и за ряд ценных разведок конной группы белый при ликвидации мамонтовского прорыва награжден орденом Красного Знамени № 1170 (приказ РВСР от 1920 г., № 378). Состоит почетным красноармейцем многих частей Красного воздушного флота и в настоящее время занимает должность пом. нач. воздушного флота округа.
Во время Гражданской войны Кириллов И.К. служил помощником начальника Красного Воздушного флота Крыма и Украины (Юго-Западный фронт) и организовывал совместную работу аэростатов с флотилией и с бронепоездами. Свой практический опыт он изложил в книге "Красный аэростат" (под общей редакцией С. Далина и С. Хорькова), изданной в 1926 году издательством "Авиоиздательство" тиражом в 5000 экземпляров.
Стоит целиком процитировать выдержку из годового отчета начальника управления авиации и воздухоплавания Юго-западного (быв. Южного) фронта, которую Кириллов И.К. привёл в своей книге. Итак:
![]() ![]() Фото: Н.Д. Анощенко - Воздухоплаватели, 1960
Работа требовала крайней интенсивности и напряженности, так как определенных рамок и директив применения воздухоплавания на красном фронте еще выработано не было, а был лишь период строительства и собирания красных воздухоплавательных частей.
Части, сформированные центром и выдвигаемые на фронт, как готовые боевые единицы, далеко не соответствовали своему назначению и плохо были снабжены специальным имуществом; к тому же они не имели и достаточного количества боевых специалистов-воздухоплавателей. Поэтому, воздухоплавательному отделу управления зачастую приходилось чуть ли не снова перекраивать присылаемые фронту воздухотряды, дабы можно было на них возложить боевую задачу и взять ответственность за их работоспособность перед центром.
Одновременно с организацией, строительством и разработкой вопросов применения аэростатов нужно было налаживать связь между воздухотрядами и войсковыми частями. Бывали моменты, когда во время неприятельских прорывов воздухотряды не имели связи не только с управлением фронта, но даже со своими начавиармами и начдивами.
Так, зачастую приходилось отступать походным порядком, принимая оборону и зашиту своего имущества в пехотном бою, передвигаясь по проселочным дорогам с большими трудностями, минуя взорванные мосты под постоянной угрозой обхвата конными и пешими частями противника.
Подготовка специалистов для пополнения убывающих производилась урывками во время затишья фронтовой работы, поэтому какого-либо плана в этой работе не было и приходилось выкручиваться, особенно в первый период, при помоши доморощенных специалистов, которые, не имея достаточной теоретической подготовки, выносили всю тяжесть низовой работы по обслуживанию аэростата.
Снабжение воздухотрядов специальным имушеством и материалами, из-за отсутствия многих необходимых предметов, происходило с перебоями.
Организация питающих органов в виде воздухоплавательных дивизионов была по условиям фронта слишком громоздка, и поэтому приходилось выделять передовые воздухоплавательные базы с потребным количеством ходового имушества и материалов к линии работающих воздухчастей, что ранее было не предусмотрено штатами.
Воздухотряды, по мере выступления на линию фронта, в периоды активного участия в боевых действиях придавались в оперативное подчинение дивизиям, флотилиям, начальникам артиллерии, группам батарей, командирам группы бронепоездов, что давало возможность возложить на аэростат выполнение боевых задач тактического характера, в результате чего у воздухотряда создавалась тесная связь прежде всего с обслуживающими группами войск, куда воздухотряд непосредственно по телефону сообщал результаты своих наблюдений.
Останавливая свое внимание на общей оценке боевой работы красных воздухотрядов южного фронта, несмотря на массу причин и условий, мешающих правильности и планомерности ее, - не преувеличивая можно сказать, что работа их оказалась высоко продуктивной и полезной.
За летнюю кампанию 1919 года на южном фронте особенной интенсивностью боевой работы выделились 3, 22 и 23 воздухотряды.
З воздухотряд первую половину года работал в поле по грунтовым шоссейным дорогам, обслуживая пехотные части.
При изломанной и неустойчивой линии фронта особенно трудно приходилось аэростату выполнять боевые задачи, но он все время своими наблюдениями оказывал громадные услуги пехотным частям.
В моменты неприятельских прорывов, спасая денное имущество, нередко отставая позади своих пехотных частей, он входил в непосредственное с противником соприкосновение и дважды во время прорывов и обхватов уходил из рук неприятеля без всяких потерь.
Второй период 3 воздухотряда - работа с бронепоездами на участке Лиски - Подгорная. При постоянном наблюдении с аэростата была сбита батарея противника, две батареи приведены к молчанию, открыто шесть неприятельских батарей и несколько бронепоездов, которые всегда лишались возможности активно работать.
От наблюдения с аэростата не скрывались никакие передвижения обозов пехотных и кавалерийских частей.
22 воздухотряд дал первый весьма удачный опыт работы аэростата с бронепоездами. На долю этого отряда, после довольно удачной работы на Оскольском направлении, выпало тяжелое отступление, которое происходило во время прорывов неприятельской конницы генералов Гусятникова и Шкуро.
Отряду частенько приходилось быть отрезанным от своей базы; лишенный всяких средств передвижения, он принужден был походным порядком под непосредственной угрозой, минуя взорванные мосты и тоннели, спасая свое имушество, пробиваться сквозь цепи врагов и, наконец, благополучно соединяться со своими частями.
23 воздухотряд в первый период работы с Волжской флотилией под Царицыным вписал славные страницы в историю красного воздухоплавания.
Подвергаясь шторму и большим ветрам, он все время корректировал стрельбу флотилии, открывая неприятельские батареи, боевые суда противника и выполняя удачную разведку.
Отряд подвергался почти ежедневно налетам неприятельских самолетов. Дерзость их доходила до того, что однажды отряд ружейным и пулеметным огнем сбил два неприятельских самолета.
В этом отряде был случай, когда пулеметным огнем противника был перебит трос, и змейковый аэростат вынужден был совершить свободный полет.
Характерно, что все работаюшие воздухотряды в первый период начала своей работы встречали некоторое недоверие со стороны армейского командования, которое после ознакомления с боевой работой аэростата меняло свою точку зрения, и аэростат приобретал заслуженное внимание и уважение.
Очень часто аэростатом пользовались для наблюдения и корректирования стрельбы лично начдивы, начарты и командиры бронепоездов и в своих сводках нередко отмечали высокополезную работу аэростата.
Общая качественная оценка состояния личного состава воздухчастей может быть характеризована степенью удовлетворительно.
Иногда комсостав воздухотрядов, не имея достаточной теоретической подготовки, своей отвагой и доблестью, искренним желанием работать с успехом выполнял боевые задачи.
Политическое состояние личного состава можно признать вполне удовлетворительным. В 1919 году, в моменты неприятельских прорывов, личный состав воздухчастей с боем прорывался, защищая грудью свое ценное имущество, считая его народным достоянием, и с честью выходил из выпадавших на его долю боевых испытаний.
В настоящее время воздухотделом управления принимаются все меры к тому, чтобы воздухотряды стянуть как можно ближе к боевой линии фронта, что после быстрого нашего наступления весьма осложняется расстройством транспорта, взорванными мостами, и воздухотрядам месяцами приходится быть в дороге.
Ведутся работы по заготовке и оборудованию бронеплатформ, и разрабатывается проект о применении воздухотрядов на освобожденных морских побережьях.
Работы неприятельских воздухчастей на участке южного фронта в 1919 году не наблюдалось. Они, по имеющимся данным, приказом Деникина все расформированы, а имущество сдано в соответствующие парки.
Когда же белые увидели наш целыми днями назойливо висящий аэростат, то впоследствии и они выставили на железнодорожной линии, ведушей в Крым, свой аэростат, который близко к нашему фронту почему-то не подходил."
|