ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

Стандартный колпак для слепых полетов


Общий вид колпака дав слепых полетов
Овладение техникой слепого полета является одним из главнейших элементов, повышающих квалификатсаю летчика. В то же время слепой полет во много раз повышает боеспособность авиации, ее готовность работать круглый год и круглые сутки.
Это значение слепого полета уже достаточно усвоено всем летным составом. Многие летчики уже достигли больших успехов в овладении техникой слепого полета. Тренировка и обучение слепому полету требуют изготовления достаточного количества колпаков (закрытых кабин), для того чтобы иметь их на каждой машине.
Работа эта выполняется часто очень кустарным порядком. В резульгате из-зз неудачной конструкции колпака возможны случаи аварий и катастроф. Изготовлению достаточного количества колпаков препятствует то обстоятельство, что материалом для изготовления колпаков служат латунные или медные трубки, т.е. наиболее дефицитные материалы. Из этих материалов были изготовлены в свое время образцы колпаков в НИИ ВВС и после испытания их переданы для эксплоатации в частях. По причине недостатка этих материалов оказалось также невозможным наладить массовое производство стандартных закрытых кабин на самолетостроительных заводах, с тем чтобы снабжать каждый самолет колпаком при выходе его с завода. Применение стальных или железных трубок крайне нежелательно ввиду большой девиации компасов, вызываемой этими материалами.
Автором настоящей статьи предлагается следующая конструкция закрытой кабины. Дужки колпака (см. чертеж) изготовляются из дерева (бук, ясень, спрус, дуб). При этом возможно широкое использование авиационного утиля, идущего сейчас на производство мебели и прочего ширпотреба. Для придания необходимой прочности каждая дужка склеивается из 2 планок сечением 16 х 6 мм, после чего высушивается в согнутом положении на шаблоне и обертывается узкой полоской полотна на клею. Концы дужек снабжаются стальными ушками, изготовленными из листовой стали толщиной 1,0-1,5 мм. Ушки укрепляются на конце дужкии попарно с помощью болтов. Сквозь отверстия в ушках пропускаются шпильки 2 бортовых кронштейнов (см. чертеж). Кронштейны изготовляются из листовой стали толщиной 2-2,5 мм и предназначаются для быстрой установки и с'емки колпака на самолет. Для этого они снабжены зажимными винтами, дающими возможность при установке не сверлить дыры в обшивке самолета. Для усиления кронштейнов против разгибания их к ним приварены ребра, вырубленные из того же материала. Колпак обшивается плотным материалом (не просвечивающим).
При установке на самолет задняя дужка пристегивается тонким резиновым амортизатором к специальному крючку, установленному впереди основания козырька летчика-наблюдателдя. Бортовые кронштейны ставятся на борт с таким расчечетом, чтобы передняя дужка колпака своей верхней частью входила в козырек летчика. Если оптический прицел препятствует этому, то его следует несколько подвинуть вперед по линии полета самолета, отнюдь не снимая его с самолета. Укрепление передней дужки колпака в рабочем положении осуществлено с помощью простейшей застежки из ремня, пришитого к внутренней стороне обшивки колпака, и шпенька, прикрепленного к внутренней стороне обшивки самолета (по типу застежки у кабуры револьвера).
Для того чтобы обеспечить наиболее плотное прилегание передней дужки колпака к обшивке самолета и закрыть возможные щели между ними, к внутренней стороне обшивки колпака следует пришить полосу материла, как показано на рисунке. Концы этой полосы не должны доходить до концов дужки на 150-200 мм, а к средней части её пришивается ремень застежки. Тогда при натягивании ремня и закреплении его на шпеньке полоса подшитой материи будет также натянута и своим натяжением будет прижимать переднюю дужку к обшивке самолета.
Предлагаемая конструкция колпака рассчитана на возможность установки его на целый ряд самелетоз (Р-5, У-2, ТБ-1), причем на последних необходимо дополнительно укреплять деревянный брусок, идущий поперек кабины летчиков (вместо второго борта). Кроме того система застежки позволяет устанавливать колпак на самолеты разных серий, отлечающихся формой выреза у козырька.
При изготовлении колпака только для определенного типа самолета размеры бортовых кронштейнов могут быть уменьшены.
При изготовлении колпака на заводе в массовом порядке стоимость его сильно уменьшается, так как все металлические детали, за исключением 4 винтзв, могут быть изготовлены путем штамповки и электро- или автогенной сварки. Заготовка для дужек также будет выполнена на соответствующих станках.


Схемы и чертежи колпака
Установка на самолете
Боковые кронштейны
Ушки
Дужки
Вид прямо и сбоку

Л. Попов