ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

Удар молнии в самолет


Рис 1
Рис 2
Эскадрилья самолетов Р5 возвращалась из Москвы в г. Серпухов после встречи целюскинцев. В районе г. Подольска (35 км к югу от Москвы) эскадрилья попала в полосу грозового дождя средней силы. Самолет, который подвергся удару молнии, находился в строю отряда (см. рис. 1) и был в числе замыкающих (отмечен кружком). Интервал до следиющего замыкающего был 15-20 м. Разряд (отмечено крестиком) пришелся между двумя замыкающими самолетами, так как один летчик видел молнию справа от себя, другой - слева. Ввиду дождя и плохой видимости отряд шел на высоте 70-100 м от земли. Впечатления летчика т. Иванова, пилотировавшего самолет, были следующие, разряд молнии он видел вправо от себя в виде большого блеснувшего мгновенно круга размером, как ему казалось, до 1½ м. диаметре, после чего последовал гром в виде отрывистого пушечного выстрела, слышного, несмотря на шум мотора.
Как после выяснилось, гром этот слышали все летчики данного отряда, но не слышали летчики других отрядов, шедших в кильватер первому.
Летчик т. Иванов после удара молнии поверил исправность своего самолета движениями рулей - все оказалось в порядке; и лишь после посадки при осмотре самолета был обнаружен слегка обожженный шрам на задней кройке руля глубины (см. рис. 2).
Как известно, задняя кромка руля глубины представляет собою профилированную дюралевую полосу. Повреждение имело вид отверстия диаметром 12-15 мм, по краям отверстия капли застывшего алюминия, расплавленного в момент удара. По кромке электроток прошел до шрнирного соединения руля со стабилитзатором, где расплавил алюминиевую шайбу (не заклинив управленяя). Дальнейших следов тока не обнаружено. Самолет после замены руля глубины оказался полностью годным для дальнейшей работы.
Рис 2а
Место удара на самолете показано на рис. 2а.

А. Беляков