![]()
|
![]() |
Большой европейский перелет литовских летчиков
Выполняя большой европейский круговой перелет, литовская авиационная эскадрилья 16 июля 1934 г. посетила Москву, прилетев из Киева.
Это второй по счету прилет в красную столицу литовских летчиков. Делегацию возглавлял, как и в первый раз начальник военновоздушных сил Литовской республики полковник Густайтис. В перелете участвовали три самолета типа разведчик, он же легкий бомбардировщик АНБО-IV с мотором "Пегас".
Литовским летчикам в Киеве и Москве был оказан самый искренний и дружественный прием.
На центральном аэродроме в Москве литовская эскадрилья была встречена представителями высшего командования ВВС РККА и литовской дипломатической миссией во главе с поверенным в делах г. Рабинавичиусом. В Москве литовские летчики пробыли три дня и были гостям Наркомата обороны СССР.
Полковник Густайтис был принят народным комиссаром обороны СССР т. Ворошиловым и начальником ВВС РККА т. Алкснис.
Вылетев из Москвы 19 июля в 14 час. 20 мин., эскадрилья в тот же день благополучно прибыла в Каунас и этим успешно завершила свой большой европейский перелет.
Всего с 25 июня по 19 июля литовская эскадрилья пролетела более 9 600 км. Маршрут кольцевого перелета охватил столицы почти всех европейских государств.
Несмотря на сложную метеорологическую обстановку, разнообразные климатические условия от северных районов Балтики до Средиземного моря, а также необходимость перелета на сухопутном самолете морских районов, перелет выполнен хорошо. По заявлению полковника Густайтис за все время перелета самолеты и моторы работали прекрасно, не было сменено ни одной части или детали и эскадрильи не имела ни одного повреждения.
Трудный этапом перелета был участок Стокгольм — Копенгаген — Амстердам. Неблагоприятная погода, полет над водными районами и морем на протяжении сотен километров, очень плохая видимость — все это крайне осложняло полет, особенно н воздушном строю эскадрильи, и потребовало от пилотов большого мужества, энергии и знания всех элементов самолетовождения.
На всей перелете литовские летчики во главе с полковником Густайтисом, капитаны Налшкас, Лорентас, лейтенанты Марцинкус и Микинас, механик Римнявичус выдержали большое испытание.
Это был первый большой кольцевой перелет по Европе в этом году и первый значительный перелет молодой литовской авиации.
Перелет знаменателен тем, что он выполнен на самолетах собственной конструкции полковника Густайтис, построенных в авиационных мастерских Литовской республики. Перелет явился по существу испытанием на большом маршруте для самолета АНБО-IV и на деле показал, что машина имеет хорошие летные качества, устойчива и прекрасно маневрирует. Все три самолета не были специально построены для перелета, а взяты из серийноге выпуска.
Этот факт есть показатель несомненных достижений литовских авиационных кругов в борьбе за независимость и самостоятельность, за развитие своей собственной авиационной техники. Еще два-три года тому назад Литовская республика ввозила самолеты из-за границы, в частности из Италии и Чехо-Словакии. В настоящее время Литва почти целиком освободилась от импорта и обеспечивает свою авиационную потребность проиаводствох самолетов в собственных мастерских республики.
Нельзя не отметить здесь роль полковника Густайтиса — начальника военной авиации Литвы. Он является не только опытным летчиков, имеющим многолетнюю летную практику, но является также инженером-конструктором. Самолеты АНБО-III, АНБО-IV конструированы полковником Густайтис и под его руководством налажено производство этих самолетов, его настойчивостью и решительностью создана надежная база для дальнейшего роста литовской авиации.
![]()
Окончил Мариампольскую мужскую гимназию, учился в Петроградском институте инженеров путей сообщения, затем был призван в армию и направлен в Константиновское артиллерийское училище. В 1919 г, он вернулся в Литву и окончил авиашколу.
Самой знаменитой конструкцией Густайтиса стал разведчик-бомбардировщик АNВО-IV, который он начал разрабатывать в 1929 году. Первый полет опытный образец этой машины с двигателем Pratt & Whitney "Wasp C" в 450 л.с. совершил 14 июля 1932 года. Машину запустили в серию - 13 серийных машин оснащались английскими двигателями Bristol "Pegasus" различных модификаций с двухлопастными деревянным винтами. Вооружение составляли два синхронных пулемета Виккерс калибра 7,92 мм в передней части фюзеляжа и спаренные на турели у наблюдателя. АNВО-IV мог поднять до 144 кг бомб и развивал скорость до 305 км/час.
![]()
На 1 января 1940 года самолёты конструкции Густайтиса составляли примерно половину всего авиапарка ВВС Литвы.
6 марта 1941 года пытался перейти советско-германскую границу, однако был задержан. При обыске у Густайтиса были обнаружены материалы о численности и дислокации самолётов ВВС РККА. 7 июля 1941 года на закрытом заседании военной коллегии Верховного суда СССР приговорён к смертной казни. 16 октября 1941 года расстрелян в Бутырской тюрьме. - прим.ред.
|