ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

По опыту маневров
(к большим манёврам Красной армии)


Весьма интенсивная полетная деятельность в период маневров, связанная с выполнением отдельных заданий по взаимодействию с войсками, уже теперь позволяет остановить внимание на некоторых из вопросов подготовки.
Наибольшее внимание было сосредоточено на использовании боевой авиации, причем действия ее или соподчинялись отдельным действиям на земле или координировались во времени и пространстве. Воздействия боевой авиации на основные группировки в оперативной и тактической зонах признавались за успешные при соблюдении атакующими полной внезапности и при отсутствии ошибок в маневрировании в зоне обстрела с земли.
Сосредоточение боевой авиации в достаточных силах обеспечивало и мощность и развитие удара. Подытоживая, находим, что боевая авиация может быть использована:
1) В узких интересах войск на одном из корпусных участков района армии (использование в тактической зоне).
2) В интересах построения земной операции армий фронта в целом (использование в оперативной зоне).
Первый случай предусматривает тесное тактическое взаимодействие с родами войск втечение боя или координирование действий авиации на ближайших тылах противника. Группа боевой авиации, используемой таким образом, прежде всего должна обеспечить штурмовые действия против живых целей и нейтрализацию мертвых целей (полевые склады, неподвижные парки) путем их разрушения.
Постановка боевых задач такой группе производится воисковым командованием в порядке приказа, точно фиксирующего цель, место и время удара сверху или занятия воздушной сферы над точно ограниченным участком на определенный срок и органиэацию столкновений в этой зоне.
Подобного рода боевая авиация является своеобразной "полковой артиллерией", способной на прямое действие в отдельные моменты для разрешения отдельных тактических заданий, влияющих на развитие боя. Такая группа будет вовремя использована и даст максимум продуктивности в своей боевой деятельности при непосредственном подчинении тому войсковому начальнику, на боевом участке которого предусматривается ее применение.
Для молниеносного удара, обеспечивающего влияние тактического порядка втечение лишь отдельных этапов боя, необходимо иметь боевые авиационные части различных назначений, каждая силой не менее эскадрильи. Это будет группа боевой авиации в составе одной истребительной эскадрильи, одной штурмовой и одной бомбардировочной.
Такая группа боевой авиации должна быть сведена в постоянно действующую бригаду "корпусной" боевой авиации с соответствующим парком, транспорт которого должен быть рассчитан на ½ нормального "замаха" (глубина) операции.
К большим маневрам Красной армии

  К большим маневрам Красной армии. Наркомвоенмер т. Ворошилов и Нач. ВВС РККА т. Баранов на N-ом аэродроме. Нижн. ряд (справа налево): Нач. ВВС РККА т. Баранов, для особых поручений при Наркомвоенморе т. Янсон, Нач. ВВС БВО т. Кожевников. Сред. ряд: комвоенмор т. Ворошилов, ст. летчик УВВС РККА т. Шестаков, ст. авиатехник т. Фуфаев.
 
Подобная боевая группа может:
1) при трех вылетах обеспечить втечение 6 часов зону над расположением войск корпуса до высоты 2 000 м.
2) нейтрализовать группу общего назначения артиллерии противника силой до полка или нейтрализовать глубокие эшелоны пехоты противника силой до полка пехоты.
Количество таких групп не может обеспечить всех корпусов, а только те из них, которые входят в состав одной из армий района главного удара.
Обучение таких групп должно проходить совместно с войсками в одном лагере с подчинением их общевойсковым командирам.
Для обеспечения мощного и всестороннего влияния боевой авиации на подготовку, проведение и развитие операции фронта необходимо иметь такую организационную единицу боевой авиации, которая обеспечивала бы мощные удары по объектам и целям, появляющимся или находящимся на оперативном тыле противника, и которая могла бы поддерживать напряжение этого удара втечение всего срока операции.
При развитии операции на фронте в 200 км, "замахе" в 150-200 км и оперативной скорости движения в 10 км в день надо эту группу организовать и снабдить средствами управления так, чтобы возможно было взаимодействие ее подразделений на этом фронте и чтобы была обеспечена возможность технического и полетного напряжения втечение двух недель; аэродромные команды должны обеспечить перенос аэродромных узлов через 7 дней, а транспорт - обеспечить подвоз на 75 км.
Подобная организация группы обеспечивает подготовку операции "огнем авиации" и обеспечение и развитие операции тем же огнем. Прежде на поле боя стремились к тому, чтобы сочетать маневр и огонь и чтобы огонь прокладывал дорогу штыку. С развитием же возможностей воздушного наблюдения на поле боя огонь не только стал направляться на "передний край" расположения противника или на цели, случайно наблюдаемые в глубине расположения с наземных наблюдательных пунктов, но явилась возможность брать под огонь в глубину все его расположение.
При подготовке и проведении операции "огневая подготовка", "огневое содействие", "преследование огнем" отсутствовали, и только "минирование" тыла противника партизанскими действиями, а также моральное разложение путем "обработки" войск и населения могли нейтрализовать или нарушить действия противника в оперативной глубине его тыла. С появлением артиллерии сверхдальности и мощной боевой авиации оператор получил в свое распоряжение огневые возможности, которые должны быть использованы не только на поле сражения, но и во всех фазах подготовки и проведения операции. В дни решительного сражения глубина и ширина этого поля будут увеличены за счет действий авиации, огонь которой будет направляться то для обеспечения, то для развития действий главной группировки. Еще до этих решительных дней оператор может начать "огневую подготовку" путем удара сверху по объектам и целям, которые должны быть нейтрализованы или истощены для первой фазы операции.
Если прежде у оператора возможность своевременности подготовки была основана на предварительном сосредоточении сил и средств и занятии исходных положений, если прежде он мог вносить поправки в фактическое исполнение или парировать случайности за счет "спешки и форсировки" в выполнении, то теперь новое в его руках средство - "огонь авиации" позволяет ему выиграть время за счет интенсивного воздействия на противника в глубине его территории на 150-200 км от своего исходного положения.
К большим маневрам Красной армии

  Начальник ВВС т. Баранов с группой летсостава РККА и членов бюро окружкома ВКБ(б) перед оперативным полётом
 
Всякая группировка в оперативной зоне может подвергнуться штурму или огню сверху.
Подобные действия оперативного значения требуют мощной боевой группы, составленной из однородных бригад, дислоцированной на широком фронте и обеспеченной всеми средствами связи для обеспечения управления из единого центра.
Подобное использование боевой авиации требует особо четкой работы авиационных штабов, особенно в части разведки на себя и умения использовать все способы и средства для сбора сведений о возможном противодействии с земли и в воздухе как в районе перехода фронта соприкосновения, так и в зоне окончательных действий. Изучение этого противодействия наметит необходимый профиль полета до зоны действия и возможность маневрирования в этой зоне.
Учет огневого противодействия с земли должен производиться всеми экипажами, направляемыми в зону огневого насыщения. При действиях в крупных соединениях возможно построить налеты непрерывным потоком, рассчитанным на истощение как огневых возможностей с земли, так и огневых возможностей истребителей, ограниченных не только временем полета, но и количеством огнеприпасов.
Такие действия могут казаться не соответствующими принципу удара кулаком, а не растопы ренными (по времени) пальцами, но всякий налет, рассчитанный на "нейтрализацию" или на "истощение", должен предусматривать атаки последовательными эшелонами. Вопрос лишь сводится к тому, что подобному налету должен предшествовать или он должен заканчиваться одновременной мощной атакой крупными силами, с расчетом на разрушение или поражение объекта воздействия. Продолжительность полета, а следовательно и втянутость экипажей в полет при использовании боевой авиации в оперативной зоне превысит нормальный полет и продлится от 4 до 5 час., а сложность профиля полета в составе подразделения потребует умения прекрасно маневрировать в вертикальной плоскости в составе этого подразделения. Кроме сложности профиля полета самое маневрирование в огневых зонах района расположения целей усложнит маневрирование и в вертикальной и в горизонтальной плоскостях.
Внезапность появления в такой зоне часто потребует длительного планирования со сбавленным газом в подразделениях отдельной части; требование кратковременности пребывания под огнем также потребует маневра по вертикали после производства огневого нападения.
Все это предъявляет требование развивать и прививать "чувство ручки" и "чувство газа". Горизонтальный полет и эволюции в горизонтальной плоскости в составе звена и отряда не в полной мере развивают эти данные и только маневр по вертикали с предельными углами планирования и подъема в составе тех же подразделений могут дать необходимыи тренинг.
К маневрам Московского военного округа

  К маневрам Московского военного округа. Представитель Литовского генштаба - полковник Якудис (3-й справа) и военный атташе Перуанского посольства в Германии - полковник Гераро (4-й справа) на Московском центральном аэродроме ВВС РККА перед отлетом на маневры. При проводах присутствуют: предетавитель штаба РККА т. Ринк (1-й справа), Литовский посланник в СССР Г. Балтрушайтис (2-й справа), вр. нач. аэродрома т. Андронников (1-й слева) и начальник Заграничного отдела УВВС РККА т. Фельдман.
 
При полетах на оперативных тылах противника, нахождение "лазов" между зонами огневого насыщения и зонами систематического действия истребителей противника составляет основную заботу штабов, соединений и командиров частей. Разведка и расшифровка этих зон составляют основную задачу, так как только в этом случае можно составить необходимый план для подавления противника и про ложения силой пути к намеченному объекту действия. При огневой защите последнего необходимо предварительно подавить огневые точки и затем нанести собственный удар; в частных случаях возможно соединение этого удара с одновременным подавлением огневых средств противника; при отсутствии времени на подробную разведку, всю операцию надо строить на внезапности. Последняя может быть достигнута или полётом на предельно больших высотах или на предельно малых; в частных случаях возможно использование как прикрытия облач-ного покрова. Все виды такого рода полетов требуют прекрасного овладения аэронавигационными методами самолетовождения и поскольку полет в оперативной зоне будет по преимуществу "дальним", нельзя ограничиться штурманскими расчетами на земле, а необходимы штурманские действия в воздухе: постоянное пользование аэронавигационными приборами и проверка себя в воздухе. Особо трудно самолетовождение на предельно малой высоте. Здесь отличное знание местности и предварительное изучение основных ориентировок как по заснятым фотографиям, так и изучение их в период ознакомительных полетов до некоторой степени облегчает надежность ориентировки. Маршрут надо проложить и изучить по карте, но подготовить его нужно на местности, путем заснятия и распространения основных ориентиров в перспективах при подходах и полете на цель и от цели. При необходимости быстрого осуществления такого полета, необходимо вести часть по приборам до основного исходного пункта, как основного ориентира при действиях в районе цели. После всех заходов на цель, часть должна возвращаться к исходному ориентиру и от него должен совершаться полет на свой аэродром.
Совершенно необходимо исключить в оперативной зоне полеты на "гиблых высотах" 600-800 м, которые не дают выгод ни от огня, ни от истребителей, ни от наблюдателей противника. Контроль за профилем полета должен быть столь же строгим как и за направлением маршрута. Барограф-самописец на ведущем или замыкающем самолете не должен рассматриваться как лишняя нагрузка. Чтобы выработать привычку в этом учете, необходимо в период дальних полетов применять записи барографа и в отчетах давать не только продолжительность, но и профиль каждого полета.
При частых действиях по фотографической разведке необходимо учитывать разницу в наблюдаемом освещении на аэродроме вылета и возможное освещение в зоне фотографирования: при дальних полетах есть необходимость изменения установки на резкость изображения.
Своевременность использования фотографического материала предусматривает не только быстроту в обработке, но и быстроту в доставке.
Здесь штаб должен в первую очередь использовать самолеты связи. Крайне важно сохранение единой экспликации к фотоплану с тем, чтобы избежать возможной путаницы при пользовании им как указателем целей. Наилучший способ проверки - это чтение плана по экспликации нижестоящим штабом в присутствии у аппарата дежурного вышестоящего штаба.
Радио-разведка земной сети воздушных сил способствует определению зон наибольшего насыщения как на земле, так и в воздухе, поэтому при организации районной сети радиосвязи надо предусматривать и этот вид работы.
Накладка воздушной радиосети на земную воздушную радиосеть и увязка этой последней с общевойсковой составляют основы управления радиосвязь.
К большим маневрам Красной армии

  Члены Реввоенсовета с т. Ворошиловым на N-ом аэродроме
 
Вот эти три рода специальных служб в основном обеспечивают надежность в управлении и безотказность в действии боевой группы авиации. Только всесторонняя подготовка штаба, наблюдение за проведением и учет результатов действия по всем отраслям этих служб, и особо артиллерийской и техническо-эксплоатационной, - гарантируют надежность и непрерывность действия боевой группы.
Основной вопрос при применении боевой авиации в оперативной зоне сводится к подготовке частей к полету на предельных высотах в строю звена и отряда.
Весь молодняк надо проверить в пригодности к полету на этих высотах, для чего через лаборатории определить предельные потолки летного состава.
Нужно определить практически расходы и устойчивость мощности моторов части на потолке. Надо более настойчиво проводить и втягивание в полет на высоте.
Можно предложить такой примерный порядок:
1) Забор предельной высоты с наивыгоднейшим узлом по прямой, с двумя ступеньками с нагрузкой близкой к полной. Разворот на 180°. Спуск с наивыгоднейшим углом планирования до 3.000 м и ступенька. Спуск на 2.000 - горизонталь, с 2.000 до 1.000 - горизонталь, с 1.000 до 600 - горизонталь.
2) Забор предельной высоты с прямой до 1.000 м, разворот на 180, забор по прямой до 2.000 м, разворот на 180, забор до 3.000 метров, разворот 180, забор до 4.000 м. Спуск прямым планированием до 3.000 М. Спуск по отлогой спирали до 2.000 м, спуск планированием до 1.000 м, спуск по спирали до 600 м.
3) Забор предельной высоты: по прямой до 1.000 м, по отлогой спирали до 3.000 м и т.д. чередуя прямую со спиралью.
4) Забор высоты всеми указанными способами в в составе звена и отряда.
5) Полет по ломаному профилю. Маршрут по прямой: набор высоты до предела с несколькими горизонтальными площадками. С предела спуск по прямой в направлении взлета до 600 м и обратный полет по горизонтали на этой высоте. Полет обязательно с барографом-самописцем. При полете определить: а) скорость полета при заборе потолка, б) дальность полета при заборе потолка, в) дальность полета при планировании с потолка до 600 м.
6) Набор высоты с прямой до потолка с горизонтальными площадками; полет по кругу радиусом 5 км на предельной высоте втечение ½ часа с выполнением боевых разворотов и спуск по прямой на свой аэродром.
7) Набор высоты любым способом для выхода на позицию над исходным пунктом маршрута. Полет, пользуясь аэронавигационными способами самолетовождения по прямой втечение часа. Спуск прямым планированием со ступеньками до высоты бреющего полета и возвращение на свои аэродром.
Эти примерные перечни возможных полетов для тренинга в маневре и маневрирование по вертикали могут быть составлены и в другом порядке, по цели же обучения, направленные к выработке сноровок в заборе высоты и спуске с учетом скоростей вертикальных и горизонтальных, останутся неизменными.

С. Меженинов


К большим маневрам Красной армии
Бюро Окружкома ВКП(б) на N-ом аэродроме
Артиллерия на подходе
Лагерь войск, укрыто расположенный в лесу
Артиллерия на подходе
Пехота со своей артиллерией в походе
Конница, принимающая меры маскировки при появлении неприятельскогт самолета
Воздушная тревога. Условный пожар
Воздушная тревога. Разорвалась условная бомба
Воздушная тревога. Милиционер на посту в противогазе
Воздушная тревога. Санитарная команда выезжает по тревоге.
Пост Осоавиахима наблюдает самолет противника


Сергей Александрович Меженинов (7 (19) января 1890 — 28 сентября 1937) — военспец, советский военачальник, военный теоретик, комкор (1935). В 1933—37 заместитель начальника штаба (с сентября 1935 Генштаба) РККА. Расстрелян в ходе репрессий в РККА в 1937 году. - прим. ред.