ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

Итоги работы авиации на маневрах Балтийского флота


В ожиданиивылета по сигналу
К началу маневров воздушные силы Балтийского моря располагали полностью своей материальной частью. Нечего и говорить, что использованы были все наличные самолеты. К сожалению, длящиеся трое суток маневры были захвачены волною циклона втечение двух суток. За этот период в воздух было выпущено не более 15 - 20% наличных самолетов, и только на третий день все самолеты смогли принять участие в операциях флота. Как сам замысел, так и проводимые операции с совершенной убедительностью показали, что задачи, поставленные флотом, вполне по плечу авиации Балтийского моря как с точки зрения использования материальной части, так и с точки зрения решения тактических задач, поставленных морскими силами.
Маневрам предшествовала большая и напряженная работа по подготовке самолетов и летного состава, в громадном большинстве совсем молодого. Сборка самолетов, тут же изучение на практике летчиками и наблюдателями материальной части, затем выпуск и тренировка летного состава - все это может быть охарактеризовано, как краткий повторительный курс технической и летной школы. В работу были втянуты все - от моториста до летчика и наблюдателя включительно. В итоге военно-воздушные силы Балтийского моря в условиях штормовых погод при значительно обновленной материальной части и молодом летном составе прекрасно справились со своей задачей, налетав за этот маневренный период свыше 100 часов, не имея ни одной аварии и ни одной вынужденной посадки. Случаев нарушения летной и аэродромной дисциплины также не было. Общий интерес к маневрам, к ходу операций, к результатам полетов наблюдался как у командного состава, так и у краснофлотцев, чему в значительной мере способствовали информации личного состава частей о ходе событии, иллюстрируемые вывешиваемыми картами, сводками и схемами о движении противника и своих сил. Проделанный опыт показал всю целесообразность этих информаций, дающих личному составу частен возможность судить о картине военных действий в целом. Как указывалось выше, работа личного состава проходила и условиях крайней напряженности, а подчас и с большим риском в условиях штормовой погоды, и несмотря на это, не было заметно даже тени неудовольствия или намека на жалобу по поводу напряженности в работе. Например, сильным норд-остом был сорван с бочки 31 августа тяжелый самолет лодочного типа. На аэродроме в это время, около 19 часов, присутствовали летчики и механики. Не задумываясь, они бросились в воду и успели во-время развернуть самолет и прикрепить его к бочке. На это ушло около 2 часов; с рассветом следующего дня этот же летный состав был в воздухе и нес разведывательную службу. Одно то обстоятельство, что все самолеты после маневров на 100% находились и продолжают находиться в полной боевой готовности, свидетельствует о проведенной техническим составом работе. Не взирая на крайнюю загруженность в летной работе, на необходимость производить осмотр и зарядку самолетов в ночное время, - словом, несмотря на напряженную работу втечение круглых суток, с работой технический и летный составы справились блестяще.
На рассвете на разведку
По ходу маневров были проверены установленные виды боевой готовности, переход от одного вида к другому, примерные боевые тревоги. Эта поверка показала четкое и своевременное исполнение приказаний, знание личным составом своих обязанностей и попутно выявила и некоторые недочеты соответствуюших инструкций и расписаний. Не обошлось и без курьезов. Так, один посредник, желая проверить противопожарные действия одной из крупных частей, применил следующий способ: он написал длинную записку начальнику штаба части, в конце которой объявил пожар на аэродроме. Передав записку начальнику штаба, посредник последовал на аэродром с целью наблюдения. Велико было его удивление, когда пожарная тревога была пробита раньше, чем он сам прибыл на аэродром. В действительности начальник штаба, оставшись с этой запиской, внимательно стал ее разбирать и дойдя в конце концов до сообщения о пожаре, успел обогнать посредника и пробить тревогу.
Маневры начались 30 августа в 7 часов вечера. Работа воздушных сил началась утром (с рассветом) 31 августа, но вследствие шторма к 12 часам прекратилась. Тем не менее за этот срок воздушная разведка дала полное освещение обстановки на море. Шторм прекратился только к вечеру 1 сентября. Поэтому полетов 1 сентября не было, и летная работа возобновилась с рассветом 2 сентября. Этот последний день маневров (маневры кончились 2 сентября в 12 часов), вернее - утро этого дня было использовано полностью.
Летный состав в часы досуга
Работой воздушных сил морское командование осталось весьма довольно. Первая разведка имела огромное значение в принятии красной стороной решения. Несмотря на неудовлетворительность связи, все задания были выполнены точно и в срок. Командующие сторонами воздушных сил со своими задачами справились успешно: красные по отражению синих, синие по обеспечению своих операций разведкой. Выводы, которые можно было 6ы сделать в результате этого проверочного характера работы, следующие:
1. Как немногочисленнпнй старый состав летчиков и наблюдателей, так и молодняк, составляющий подавляющее большинство воздушных сил Балтийского моря и состоящий по первому году службы, оказались достаточно подготовленными к выполнению боевой работы. Им нужна еще тренировка и детальное изучение спецслужб.
2. Технический и обслуживающий состав на должной высоте и своей работой вполне гарантирует успешность боевой работы.
3. Материальная часть вполне соответствует заданиям флота.
4. Необходимо дальнейшее улучшение связи как наземной, так и воздушной.
Во всяком случае, эти маневры показали, какая была проведена работа в отношении как летного состава, так и материальной части. Если в 1927 году воздушные силы Балтийского моря по существу своему считались глазами морских сил этого моря, то мы сознавали тогда, что флот наш страдал близорукостью. В этом же году мы утверждаем, что Краснознаменный Балтийский флот от этого недуга излечен и является теперь зорким стражем интересов нашей республики на Балтийском театре. Это потому, что глаза его получили возможность далеко видеть, видеть все берега финского залива, до да Дагерорта включительно. Никакой враг не сможет подойти внезапно и напасть на нас - он будет своевременно обнаружен и опознан.
Это дело морской авиации.

Авсюкевич