ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

Голландия аплодирует России.


"Десятка над Амстердамом. На грузовой платформе - американский бульдозер "Кэтэпиллар" Фото автора. Это было в июне 1965 года. Авиационный салон. Парижский аэродром Ле Бурже. Самые совершенные машины, созданные конструкторами многих стран. Сотни журналистов рассказывали в те дни читателям о новинках авиационной техники. Но в каждой статье восторженные отзывы о вертолетах, показанных Советским Союзом. "Советские вертолеты не имеют конкуренции",— писал английский еженедельник "Экономист". "Несмотря на самое большое участие США, на выставке главное внимание концентрировалось вокруг советских экспонатов",— отмечала "Нью-Йорк таймс". "В области вертолетостроения инженер Миль сумел завоевать пальмовую ветвь",— подчеркивал журнал "Авиасьон мэгээнн".
И вскоре многие фирмы Европы заявили о своем желании приобрести советские летательные аппараты. Но вначале фирмы хотели увидеть их в действии. И вот недавно из Москвы вылетели в большой перелет по странам Западной Европы два винтокрылых гиганта — "Ми-6" и "Ми-10". "Ми-10" будет показана на Утрехтской ярмарке в Голландии, а "шестерка" совершит путешествие, в программу которого входят демонстрационные полеты в голландских городах, перелет через Бельгию во Францию, участие в тушении лесных пожаров возле Марселя н Тулона, полеты с большим грузом в Швейцарских и Австрийских Альпах.
Наш специальный корреспондент Генрих Гурков участвует в этом перелете крупнейшего в мире вертолета "Ми-6" по странам Западной Европы. Сегодня мы публикуем его первый репортаж, переданный из Голландии.
— Русские вертолеты? — Чиновник мгновенно оживился. — Они что, снова прилетят сюда? Я их видел прошлым летом, когда они возвращались из Парижа. О, это настоящее велинолепие!..
Потом он размахнулся и шлепнул в мой паспорт отметку о прибытии. Я шагнул за перегородку и оказался в Амстердаме.
В Голландии до сих пор вспоминают, как в 1958 году здесь приземлился "ТУ-104" — первый в мире пассажирский реактивный самолет. Сколько было разговоров! Кое-кто даже требовал запретить русским летать над Голландией, причем аргумент приводился неотразимый: "Раньше такого не было".
Многого раньше не было. Сегодня регулярные полеты "Ту" обозначены во всех расписаниях, а слово "Аэрофлот" на одной из дверей в аэропорту Схнпхол соседствует с буквами КЛМ — названием голландской авианомпанни. Я видел в Амстердаме такси "Волга" и читал в газетах о наших спехах на весенней ярмарке а трехте. Студенческая организация "Юннтас" готовится и проведению "Русской недели" в дни празднования 49-й годовщины Октябрьской революции.
Обо всем этом говорили мы по дороге из Амстердама в Роттердам с директором вертолетной конторы "Авиазиспорт" В. Андриановым. Он приехал в Нидерланды, чтобы вести переговоры с голландскими фирмами о продаже им советских летательных аппаратов.
Да, такого раньше не было.
...Наша машина подкатила и роттердамскому аэропорту. Сюда придут вертолеты. Несколько дней назад я попрощался с ними а Москва. Машины полетели на Вильнюс, Потом дальше — на Варшаву, Берлин, Копенгаген. А сейчас они подходят к Роттердаму.
В роттердамском аэропорту их уже ждали. К нам подскочил менеджер и шеф-пилот нидерландской компании "Хенэр" Лео Симмонс. Во время авиационного салона о Париже он пилотировал вертолет "Ми-8", летал на советских планерах.
Я спросил его мнение о советских вертолетах. Г-н Симмонс испустил восторженный клич, а потом принялся загибать пальцы, перечисляя достоинства "Ми-6" и "Ми-8".
Иоса Стофа, представителя крупнейшей нидерландской фирмы "Стоф Бреда" (совпадение фамилий не случайно: Иос — сын владельца фирмы), особенно интересовала возможность применения вертолетов в монтажных работах на большой высоте.
— Строительные проекты становятся все смелее и масштабнее,— говорил он.— Больше, выше! — таков лозунг времени. Мы используем кран высотой в сто метров. Ведем переговоры с немецкой фирмой о строительстве крана высотой в 200 метров. А что дальше? Может быть, вертолеты помогут решить проблему?
Я вспомнил разговор с генеральным конструктором М, Л. Милем накануне вылета из Москвы. Он рассказывал, какие колоссальные возможности дадут мощные вертолеты строителям сибирских электростанций: не нужно будет прокладывать железную дорогу для сооружения линии высоковольтных передач, мачты будут доставляться и ставиться вертолетами. Это даст громадную экономию.
— Да, для вашей огромной страны вертолеты особенно важны,— соглашается директор фирмы "Хе- мзр" Вильгельм Гримм. — Но и у нас в маленькой Голландии их применение может быть чрезвычайно разнообразным. Строительство мостов, больших нефтехранилищ, прокладка нефте- и газопроводов...
За окном азровонзала шал ма посадку пассажирский вертолет бельгийской компании "Сабана" "С-58" конструкции Сикорского. Он совершает регулярные рейсы между Амстердамом и Брюсселем. На борту 12 пассажиров.
— А сколько может взять "Ми-6"? — спросили Андрианова,
— До ста человек.
Представители фирм стали перешептываться. А потом кто-то сказал:
— Летят!
Это было очень красивое зрелище, Огромные машины легко и нам-то удивительно изящно произвели посадку, выруливая к зданию азровонзала, и члены экипажей тут же оказались в кольце роттердамцев. Вопросы, вопросы, вопросы...
На утро все газеты сообщали о прибытии советских машин, публиковали их фотографии. "Русские гиганты и Роттердаме",— писала газета "Альгемеен Дагблад". "Эксперты проявляют большой интерес к исполинским геликоптерам, прилетевшим из России",— заявляла газета "Да Фолкскраит".
Аэродром находится всего в 18 километрах от Роттердама, и сюда началось настоящее паломничество, Люди приезжали, разглядывали советские машины со всех сторон, фотографировали их.
В один из дней на поле появилась четверка молодых ребят в синих костюмах; трое были с гитарами, у одного из кармана пинджака торчали барабанные палочки. Это были местные роттердамскине биттлы. Называется их квартет без ложной скромности — "Молнии". Они привезли с собой фотографа, и он долго снимал их иа фоне советских вертолетов.
— Это мы для рекламы,— пояснил парень с барабанными палочками, Петер да Гост,— ваши вертолеты сейчас самая большая достопримечательность Роттердама.
...Люди собирались а Схнпхоле, чтоб посмотреть демонстрационные полеты. "Мерседесы" привозили сюда директоров фирм. "Ван дер Твист", "Мартинс Эр Чартер", "Аэро Упонбург" — все это имена громкие, хорошо известные а Голландии. Явились в аэропорт и ведущие инженеры и конструкторы с заводов "Фоккер".
"Шестерка" совершила несколько полетов над Амстердамом с пассажирами иа борту. А на "десятке" решено было поднять к воздух большой американский бульдозер "Кэтэпиллар".
И тут случился курьез. На вертолете уже подготовили грузовую платформу, а бульдозер никак не удавалось завести. И так и этак и нему подступались — не желает заводиться — и все тут.
- Он, наверное, боится русского вертолета,— посмеивались в толпе.
Наконец с упрямцем бульдозером удалось справиться. "Ми-10" легко подняла его в воздух и поплыла над университетом Амстердама. "Шестерка" шла рядом, и я получил редкую возможность с одного советского вертолета сфотографировать другой.
Голландский журналист Ян Снеллом, с которым мы вместе летели на "шестерке", сказал мне, что в специфических условиях Голландии — почти половина ее территории лежит ниже уровня моря — вертолеты "Ми-6" могут оказать неоценимую помощь в чрезвычайных случаях.
— В 1953 году у нас было сильное наводнение,— рассказывал Снеллен,— Люди сидели на крышах полузатопленных домов и ждали помощи. Из Амстердама прислали геликоптеры, но они могли брать лишь по нескольку человек... Около двух тысяч человек погибло тогда. А ваш вертолет мог бы вывезти сразу целую деревню... Зимой у нас нередко замерзает залив Вадден-Зе. Острова Тексел, Нлиланд, Терсхеллннг, Амеланд, Схнрмонннког оказываются отрезанными. Ваши огромные машины могли бы помочь и в этом случав...
Когда полеты над Амстердамом были окончены, шеф-пилот КЛМ г-н Ван дер Харте долго жал руки нашим летчикам. В одном из полетов он вел "Ми-6", сидя в кресле второго пилота.
— Я потрясен, просто потрясен! — повторял он.
Пилот-эксперт министерства гражданской авиации г-н Фрэнк, который тоже управлял "шестеркой", попросил разрешения пилотировать еще раз.
— Я бы полетел с вами в Роттердам,— сказал он,— только вот осложнение — у меня здесь автомобиль,— И он махнул рукой в сторону "ситроэна", стоявшего возле аэровокзала.
— Это не проблема,— ответили ему.
Открылись задние стенки "шестерки", и "ситроэн" легко въехал туда.
И вертолеты ушли в Роттердам. Через несколько дней машины возьмут курс на Париж — полетят над Голландией, Бельгией, Францией...

Генрих ТУРКОВ, специальный корреспондент "Огонька", Амстердам (по телефону)