ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

НАША МАЛОМОЩНАЯ АВИАЦИЯ


"Буревестник" в полёте
"Буревестник" в полёте
Авиационный спорт, получивший широкое развитие после окончания мировой войны почти во всех странах Европы, не можот удовлетвориться снятыми с вооружения военными самолетами, так как сравнительно высокие мощности, и сложность эксплоатации требовали больших материальных затрат, и, кроме того, во-енные самолеты не отвечали предъявляемым условиям.
Для снабжения сети аэроклубов и гражданских авиашкол нужны были самолеты недорогие, простые по конструкции, дешевые в эксплоатации, с двойным управлением для возможности обучения полетам и некапризным мотором.
Одноместная авиэтка Осоавиахима "Буревестник" С-5 (конструкции инж. Невдачина). Мотор "Бристоль-Черуб" 29W
Одноместная авиэткаОсоавиахима
"Буревестник" С-5
(конструкции инж. Невдачина).
Мотор "Бристоль-Черуб" 29W
И вот появились маленькие самолеты, с моторами 50-60 л. с., которые как-раз удовлетворяли всем этим требованиям, и в первую очередь - экономичности.
Дешевизна, небольшие размеры, малая мощность, двойное управление, максимальная простота конструкции и ухода, малый вес, портативность, и на ряду с этим скорость до 150 км в час, сделали то, что сейчас в Германии, Франции, и в первую очередь в Англии, именно такие самолеты обслуживают аэроклубы и авиашколы.
В Англии, почти в каждом городе, имеется аэроклуб, где молодежь имеет возможность ознакомиться с авиамотором, уходом за самолетом и даже выучиться летать. Нечего говорить о том, как государство поощряет и поддерживает эти клубы, создающие кадры гражданских пилотов и механиков. Ведь все эти любители-гражданские пилоты и механики при первой же необнодимости, после небольшой переподготовки смогут быть использованы на войне.
Применение маломошнык самолетов не ограничивается рамками клубной и школьной работы, они используются также в военной авиации в качестве самолетов связи и для тренировки военных летчиков.
У нас в СССР кроме предполагающегося использования авиэток для связи, имеется в виду применение их для борьбы с вредителями полей, для перевозки почты и для агитационных целей.
Одноместная авиэтка Осоавиахима "Буревестник" С-5
Одноместная авиэтка Осоавиахима
"Буревестник" С-5
Основным же стержнем развития маломощной авиации является организация аэроклуба и гражданской школы летчиков.
Развитие авиаспорта, и особенно маломощной авиации двигается у нас чрезвычайно быстрым темпом. Два года тому назад мы не имели ни одной авиэтки, теперь же в распоряжении Осоавиахима имеется около 10 опытных машин оригинальной советской конструкции.
Это большая победа советской техники, так как все наши машины показали себя хорошо и полете, и некоторые по своим качествам нисколько не хуже заграничных конструкций. Три мировых рекорда, поставленные советскими авиэтками, с достаточной убедительностью указывают на это.
Единственная наша беда - отсутствие отечественных моторов мощностью 50-60 л. с.; по этой причине приходится пока зависеть всецело от заграницы, и это тормозит дело со строительством самолетов.
В настоящее время спроектированы и предполагаются к постройке 2 авиационных мотора по 60 л. с. конструкции слушателя ВВА тов. Сердюкова и НАМИ. Мотор НАМИ уже начат постройкой.
Советская авиэтка РАФ-2
Советская авиэтка РАФ-2
Будем надеяться, что наши моторы окажутся не хуже заграничных, и как качественно, так и количественно мы скоро догоним западную Европу в деле развития маломощной авиации. Советская общественность в лице Осоавиахима должна уделить возможно большее внимание этому молодому и полезному делу, роль которого в общей задаче укрепления обороноспособности страны занимает не последнее место.
Ниже мы даем краткое описание некоторых советских авиэток и маломощных самолетов.
Авиэтка РАФ 1 конструкции инж. Рафаэлянц
Двухместная авиэтка Осоавиахима "Три Друга". Мотор Бристоль-Черуб 29W. (У авиэтки летчик Моисеев).
Двухместная авиэтка Осоавиахима
"Три Друга".
Мотор Бристоль-Черуб 29W.
(У авиэтки летчик Моисеев).
Свободнонесущий моноплан толстого постоянного профиля. Конструкция целиком деревянная, лонжероны крыльев коробчатые, нервюры раскосные, концы крыльев закруглены. Фюзеляж нормального типа расчалочный. Хвостовое оперение нормальное. Колеса деревянные. РАФ 1 - первая советская авиэтка, которая хорошо летала и по своим летным качествам превзошла английскую машину DH-53 с таким же мотором. Авиэтка несколько перетяжелена из-за кустарного производства и могла бы дать еще лучше качества. В эксплоатации 2,5 года.
"Буревестник" G IV инж. Невдачина
Авиэтка "Три Друга" в экспозиции СССР на авиавыставке в Берлине.
Авиэтка "Три Друга" в экспозиции
СССР на авиавыставке в Берлине.
Свободнонесущий моноплан с утончающимся крылом переменного профиля. Конструкция целиком деревянная. "Буревестник" по своим качествам превзошел не только все наши одноместные авиэтки, но даже, насколько известно, и заграничные. "Буревестником" совершен на московском аэродроме ряд прекрасных полетов. К сожалению, эта машина не выдерживает серьезной эксплоатации, что выявилось при перелете летчика Жукова из Москвы в Одессу. "Буревестник", пожалуй, слишком переоблегчен. На "Буревестнике" установлен мировой рекорд высоты для авиэток.
Авиэтка "Дзержинский" конструкции инж. Чернеховского
Моноплан с подкосами. Нижнее расположение крыльев. Крылья деревянные. Фюзеляж сварной из стальных труб. Хвостовое оперение из стальных труб. Из-за неправильной центровки и плохо подобранного винта не удалось обнаружить истинных качеств этого самолета. Машина летала и принимала участие в Одесских маневрах.
Авиэтка "Три друга" конструкции инженеров: Семенова, Сутугина и Горелова
Моноплан типа парасоль, с подкосами. Крылья деревянные нормальной конструкции, постоянного профиля с закругленными концами. Длинные и очень узкие элероны. Фюзеляж полумонокок из фанеры. Хвостовое оперение нормальное. Шасси в виде деревянной рессоры. Единственный недостаток — трудность доступа в кабину пассажира. С производственной стороны машина не оставляет желать ничего лучшего. Летные испытания еще не окончены, сделано всего лишь 2 полета. Пo отзыву пилота машина хорошо слушается рулей и устойчива.
Маломощный самолет РАФ-2
Конструктор инженер Рафаэлянц, РАФ-2 — свободнонесущий моноплан с толстым изменяющимся по толщине и профилю крылом. Набор фюзеляжа расчалочный. Хвостовое оперение нормально. Все управление жесткое. Моторная рама из стальных труб, доступ к мотору со всех сторон хороший. Конструкция рамы позволяет установку моторов различных систем без переделок фюзеляжа.
Наша маломощная авиация
Авиэтка "Три Друга" в экспозиции СССР на авиавыставке в Берлине.
На авиавыставке в Берлине:
по центру подвешен "Три Друга",
слева внизу стоит"Буревестник" С-5
По соображениям прочности машина сильно перетяжелена, что отозвалось на ее летных качествах. Кроме того, из-за толстого профиля пришлось сделать высокий фюзеляж, который прибавил много лишнего сопротивления. РАФ-2 должен был совершить беспосадочный перелет Москва — Одесса, но благодаря перегреву мотора вынужден был спуститься вблизи Киева. После двуннедельного ремонта прилетел в Одессу. Участвовал в агитоблете Одесса — Херсон — Николаев — Очаков. Вернулся в Москву летом с посадками в Зиновьевске, Харькове и Орле.
Маломощный самолет АИР
Конструктор слушатель Академии Возд. Флота тов. Яковлев. Самолет — нормальный биплан. Крылья, фюзеляж и хвостовое оперение деревянные. Шасси из стальных труб. Управление полужесткое. По проделанной работе и летным качествам "АИР" выделяется из ряда других авиэток. На этой машине летчик Пионтковский совершил перелет Москва — Севастополь — Москва, установив этим полетом 2 мировых рекорда. На Одесских маневрах из отряда авиэток безотказно и регулярно работал почти один АИР. Принимал участие в агиоблете Одесса — Херсон - Николаев — Очаков. В Москву вернился летом.
Почти все наши авиэтки, несмотря на хорошие летные качества, не могут быть практически использованы, так как построены они без каких-либо заданий, и единственно, чем руководствовались конструктора при постройке,— это желанием получить летающую машину. Вопрос стоял так потому, что мы не имели опыта в строительстве легких самолетов, мы впервые начинали это дело, и громадная заслуга конструкторов в том, что все машины летают. Теперь, когда мы имеем ряд летающих машин, можно из этого ряда кое-что выбрать для практического применения, предъявив при этом необходимые для каждого случая требования.
В настоящее время Осоавиахим отобрал 3 наиболее пригодные для эксплоатации авиэтки, которые будут построены в нескольких экземплярах с соответствующими изменениями.

А. ЯКОВЛЕВ