![]()
|
![]() |
Деятельность Умберто Нобиле и итальянских специалистов по дирижаблестроению в СССР в 1931-1935 гг.
Предметом исследования данной статьи является деятельность итальянского
конструктора дирижаблей Умберто Нобиле в Советском Союзе в 1931-1935 гг. При
написании статьи использовались воспоминания Умберто Нобиле, изданные в Италии, а
также многочисленные архивные источники из итальянских архивов: Документационного
центра Умберто Нобиле в Винья ди Вале и Центрального государственного архива Рима.
Сделана попытка показать значимость дальнейшего изучения данной темы в свете
доступности в данный момент новых источников, в том числе из итальянских архивов.
Методология исследования основана на принципах историзма, объективности и
системности. Особое внимание уделяется междисциплинарному подходу в изучении
советско-итальянских отношений в области авиации. Для этого в работе применяются
историко-генетический и сравнительно-исторический методы, позволяющие выявить
общее и частное в закономерности развития советско-итальянских отношений в области
авиации в изучаемый период. Фигура Умберто Нобиле длительное время изучается
учеными в нашей стране, однако научная новизна данной работы обусловлена
источниковой базой. Помимо опубликованных источников (воспоминаний Умберто
Нобиле), автор привлекает архивные документы на итальянском языке из
Документационного центра "Умберто Нобиле" и Центрального государственного архива
Рима, которые ранее не были предметом изучения российских историков.
Сформулирован вывод о том, что в рассматриваемый период идеологический антагонизм
не имел решающего влияния на развитие сотрудничества двух стран, в том числе в
сфере дирижаблестроения. Приезд в СССР Умберто Нобиле и Феличе Трояни сделал
возможным быстрое становление этой отрасли промышленности в нашей стране.
Введение. Постановка проблемы
Темой сотрудничества Италии и Советского Союза в 1920-1930 гг. занимались многие
историки как в нашей стране (И.С. Хормач
[1, 2]
, Б. Р. Лопухов, Г. С. Филатов, Л. С.
Белоусов, отчасти Т.В. Зонова), так и в Италии (К. Лоцци, Р. Де Феличе, Д. Петрарки, Э.
Ди Нольфо, М. Пиццигалло, М. Тоскано, М. Мартелли). Тем не менее, тема
сотрудничества и контактов между двумя странами в области авиастроения в период
между двумя мировыми войнами является на данный момент еще недостаточно
разработанной. Несмотря на серьезные идеологические различия, в этот период
отношения между Советским Союзом и фашистской Италией основывались на тесном
экономическом сотрудничестве, в том числе и в сфере авиации. Советский Союз начиная
с 1920-х гг. питал постоянный интерес по отношению к итальянским военным
технологиям. Этот интерес оставался неизменным, даже несмотря на трансформацию
официальных дипломатических отношений в связи с нараставшей напряженностью в
политической ситуации. Военно-воздушные силы Италии и СССР относились друг к другу
с большим вниманием, которое было увенчано впечатляющим перелетом министра
авиации Бальбо в Одессу в 1929 г.
[3, 4]
. Проблеме комплексного изучения советскоитальянских отношений в области авиации в 1920-1930 гг. посвящено также
исследование автора данной статьи
[5]
.
![]() Личный архив Умберто Нобиле хранится в Документационном центре "Умберто Нобиле" в
Винья ди Вале (Рим, Италия) и был изучен автором статьи в 2016 г. Немалый интерес
представляют также источники из Центрального государственного архива Рима (Archivio
centrale dello Stato). Эти материалы могут служить очень ценными источниками не только
для изучения истории науки и техники, но и некоторых гуманитарных дисциплин. В
частности, истории международных отношений (прежде всего, отношений Советского
Союза с Италией, так как история дирижаблестроения в СССР неотделима от вклада
официально приглашенных из Италии инженеров, которые, как многие другие
иностранные специалисты, импортировали технологии в СССР); бытовой истории (так как
итальянские инженеры оставили немало свидетельств о повседневной жизни завода
"Дирижаблестрой" в 1930-е гг.); наконец, истории сталинских репрессий (поскольку
многие итальянские рабочие и инженеры в 1937-1938 гг., также как и близкие к ним русские сотрудники, были обвинены в шпионаже и арестованы). Таким образом,
изучение этой темы, безусловно, требует междисциплинарного подхода.
Работа Умберто Нобиле в СССР
Генерал Умберто Нобиле (1885-1978) был изобретателем одной из разновидностей
дирижаблей полужесткого типа (так называемого типа N). В 1922 г. в момент прихода к
власти Муссолини Нобиле был директором Завода воздухоплавательных конструкций
(Stabilimento delle costruzioni aeronautiche) в Чиампино (Рим), подполковником ВВС
Италии. В 1926 г. участвовал в совместной с Р. Амундсеном экспедиции на Северный
полюс на дирижабле "Норвегия", во время которой побывал в Ленинграде. Два года
спустя полярная экспедиция на дирижабле "Италия" окончилась трагедией, падением
дирижабля на лед, потерей восьми членов экипажа и труднейшей операцией по
спасению выживших, проведенной советским ледоколом "Красин". Данные события
были подробно описаны, прежде всего, в воспоминаниях самого Нобиле
[10, 11]
. Провал
экспедиции стал для Нобиле концом его карьеры в Италии как конструктора дирижаблей.
С ходом расследования автор статьи ознакомился в Центральном архиве Рима
[12] и
Документационнгом центре "Умберто Нобиле" в Винья-ди-Валле
[13]
. Следственная
комиссия под председательством адмирала Каньи
[12] инкриминировала Нобиле
неверный маневр воздушного судна, приведший к трагедии, а также тот факт, что он
первым покинул место катастрофы на самолете Лундборга.
Однако самой большой проблемой был подорванный в результате неудачной миссии
международный престиж Италии, на завоевание которого страна не жалела средств. Для
Муссолини международные авиационные рекорды были важнейшим способом
пропаганды идей режима. Из-за этого провала строительство дирижаблей в стране было
прекращено, и вскоре министр авиации Итало Бальбо совсем запретил его. Продолжать
оставаться в Италии стало для Нобиле почти невозможным. В этих обстоятельствах летом
1931 г. Нобиле с благодарностью согласился на предложение профессора Р.Л.
Самойловича принять участие в плавании ледокола "Малыгин" под руководством
профессора Визе в район Земли Франца-Иосифа
[14]
. Нобиле надеялся, что, достигнув о.
Земля Александры, удастся пролить свет на судьбу его шестерых товарищей, унесенных
дирижаблем "Италия"
[14]
. Однако неблагоприятные метеорологические условия не
позволили организовать поиски.
По возвращении из экспедиции ему поступило предложение советской стороны
возглавить конструкторскую работу на предприятии "Дирижаблестрой" на станции
Долгопрудной (ныне – город Долгопрудный), в качестве конструктора и консультанта по
техническим вопросам. Нобиле должен был руководить постройкой дирижаблей типа
"N". Нобиле согласился, в том случае, если правительство Италии не будет этому
препятствовать. Был заключен предварительный договор
[15]
, оговаривавший, помимо
прочего, возможность организации в будущем полярных перелетов из Советского Союза
с участием Нобиле.
По возвращении в Италию Нобиле представил отчет о сделанном ему предложении
секретарю Национальной фашистской партии Джовании Джурати
[16]
, спрашивая
разрешения на эту миссию со стороны Муссолини. Получив согласие Джурати и
проинформировав посла Италии в СССР Бернардо Аттолико
[17]
, Нобиле столкнулся,
однако, с противодействием Бальбо
[18]
. В итоге вмешательство Кабинета Министров в
эту полемику санкционировало разрешение на отъезд Нобиле в СССР
[19]
. Муссолини не стал возражать против отъезда неугодного ему Нобиле за границу
[20]
, в том числе
разрешил ему вывезти в СССР чертежи дирижаблей объемом 18 000 м3 (типа "Норге" и
"Италия") и 50 000 м3
[21]
.
В мае 1932 г. Нобиле прибыл в Москву, где был размещен в квартире на углу Лубянки и
улицы Мясницкая. Он оказался среди большой группы итальянцев, экспортировавших
технологии в Советский Союз. 6 июня, на приеме, данном послом Италии в СССР
Бернардо Аттолико в честь новоприбывших
[26, c. 457]
, помимо Нобиле присутствовали
также инженеры группы Омодео, фирмы "Фиат", "Черетти" и "Танфани"
[22]
. В 1932-
1935 гг. итальянская "Миссия Омодео" осуществляла операции по осушению и
ирригации в Советском Союзе. Фирма "Черетти" специализировалась на строительстве
канатных установок.
Вместе с Нобиле в Советский Союз отправилась группа из девяти итальянских
авиационных специалистов, в основном сотрудники "Завода воздухоплавательных
конструкций". В "Документационном центре Умберто Нобиле" в Винья ди Валле хранятся
контракты, заключенные "Дирижаблестроем" с Нобиле и его девятью итальянскими
сотрудниками
[23]
. Среди них является интересной фигура инженера-конструктора
Феличе Трояни (1897 – 1971 гг.). Именно ему принадлежал проект знаменитой "красной
палатки". Во многом противоположность Нобиле, Трояни также был участником
экспедиции на "Италии". Следует сказать, что если Нобиле к моменту отъезда в СССР
идеологически уже разошелся с фашистским режимом Муссолини, Трояни накануне
отъезда в Советский Союз вступил в фашистскую партию. О взглядах Нобиле говорит
изданная в Италии в 1945 г. книга воспоминаний "То, что я видел в Советской России"
[24]
. В ней очевидна глубокая симпатия автора по отношению к Советскому Союзу.
Следует отметить, что в России более известна напечатанная крайне ограниченным
тиражом, по существу в виде самиздата, аналогичная книга "Мои пять лет с советскими
дирижаблями". Это сокращенный вариант воспоминаний, который Нобиле написал по
просьбе доктора А. Дэла Топпинга, редактора американского журнала
"Воздухоплавание"
[25]
.
Монументальная автобиография Трояни носит оригинальное название "Хвост Миноса"
[26]
, которое является частой для итальянской традиции отсылкой к "Божественной
комедии" Данте. Она выходит далеко за рамки автобиографического жанра, так как дает
очень широкую панораму истории авиации за полвека. Однако фигура Трояни
заслуживает, безусловно, отдельной статьи.
Вскоре Нобиле приступил к работе, однако она серьезно осложнялась отсутствием
организованной технической базы. Контора "Дирижаблестроя" четыре раза меняла
адрес, прежде чем окончательно переехала в Долгопрудную. Нобиле описывал рабочую
атмосферу на предприятии как "преувеличенный энтузиазм" и "постоянную
штурмовщину"
[24, c. 36]
. Совершенно неожиданным оказался для итальянцев и кадровый
состав, т.к., в отличие от итальянского завода большинство составляли не рабочие, а
инженеры. Важным препятствием для нормальной работы была непрерывная смена
руководства "Дирижаблестроя". Пока Нобиле жил в СССР, она происходила шесть раз,
т.е. почти каждые полгода.
В то время как под давлением Бальбо итальянское Министерство авиации прекратило
строительство дирижаблей, план развития массового дирижаблестроения в СССР
предусматривал выпуск с 1932 по 1936 г. 425 дирижаблей разных типов и кубатур. Оптимизм такого революционного плана граничил с абсурдом, однако на Нобиле он
подействовал благотворно. Для него эти годы стали периодом психологической
реабилитации после унижений, перенесенных на родине. О масштабности планов
строительства дирижаблей говорят многочисленные плакаты, призывавшие к созданию
дирижабельной эскадры имени В.И. Ленина. Многие из этих плакатов хранятся в
Долгопрудненском историко-художественном музее.
По мысли Нобиле, советские дирижабли могли иметь самое разное применение: от
полярных исследований до мелиорационных работ, от перевозки большого количества
пассажиров до транспортировки тяжелых, крупногабаритных грузов. В России, как
считал Нобиле, дирижабли могли иметь большое будущее, т.к. они не нуждались в
аэродромах и были способны доставлять грузы даже туда, где не было какой-либо
транспортной сети, в частности, в северные районы
[24, c. 15]
.
В 1933 г. Нобиле совместно с советскими инженерами был построен первый небольшой
полужесткий дирижабль В-5 объемом 2158 м3. Однако в это время у него случился
острый приступ аппендицита, из-за чего он был направлен в Кремлевскую больницу.
Поэтому монтаж дирижабля возглавил Трояни. В этот момент И.А. Фельдман, начальник
"Дирижаблестроя" в 1932-1934 гг., потребовал от Трояни объяснить недостаточную, по
его мнению, эффективность работы итальянских специалистов. По прошествии года с
начала контракта был построен всего один опытный дирижабль В-5, тогда как
планировалось построить и испытать к этому моменту уже несколько дирижаблей и
сконструировать хотя бы один полужесткого типа. Трояни считал, что "итальянская
миссия в России была неудачной"
[26, c. 575]
, и прямо высказался в том духе, что
большинство приглашенных Нобиле итальянцев на самом деле не были
дипломированными инженерами и не имели большого опыта в строительстве
дирижаблей, а являлись чаще всего простыми рабочими с "Завода воздухоплавательных
конструкций". Нобиле же представил их в СССР как инженеров. Это привело к
возвращению на родину пятерых итальянцев. Когда Нобиле вышел из больницы и узнал
о случившемся, то расценил это как злонамеренные интриги со стороны Трояни
[27]
.
Между ними произошел окончательный разрыв.
![]() любимой собачкой Тетиной Нобиле приступил к строительству полужесткого дирижабля В-6 объемом 19 000 м3.
Однако 16 августа 1934 г., накануне первого испытательного полета, эллинг, в котором
находились дирижабли В-7, В-6 и В-5, сгорел
[28]
. По официальной версии, причиной
пожара явился удар молнии. В 1935 г. дирижабль В-7 был отстроен заново, но без участия Трояни, который к тому моменту уже оставил Советский Союз.
Дирижабль Нобиле В-6 (II) также был сконструирован заново к ноябрю 1934 г. В-6
получил название "Осоавиахим" и стал самым большим из советских дирижаблей. В
сентябре 1937 г. он совершил перелет по маршруту Долгопрудная – Новгород - Шуя –
Иваново – Калинин – Брянск – Курск – Пенза – Воронеж – Васильсурск и обратно.
Целью было побить рекорд "Норге", итальянского дирижабля такого же типа и объема,
который в 1926 г. достиг продолжительности непрерывного полета в 71 час при перелете
от Шпицбергена до Аляски через Северный полюс. Однако замечательные полетные
характеристики позволили экипажу превзойти также рекорд продолжительности полета
жесткого дирижабля LZ-127 "Граф Цепеллин". 4 октября 1937 г. дирижабль В-6
приземлился в Долгопрудной, продержавшись в воздухе 130 часов 27 минут и установив
абсолютный мировой рекорд дальности полета дирижаблей.
В феврале 1938 г. дирижабль В-6 под командованием Н.С. Гудованцева отправился в
Мурманск с целью эвакуировать экспедицию Папанина с дрейфующей станции
"Северный полюс". От Москвы до Петрозаводска полет проходил в трудных условиях.
Облачность была низкой, время от времени шел снег, и металлические части дирижабля
обледеневали. За два часа до пролета над Петрозаводском дирижабль встретил плотный
туман и шел слепым полетом почти до момента подлета к городу. В 18 км от станции
Белое море дирижабль натолкнулся на склон горы и разбился. Спасательные отряды на
лыжах обнаружили 13 погибших и 6 выживших. Таков был конец самого большого из
дирижаблей, построенных в Советском Союзе. Нобиле, находившийся в тот момент в
Италии, собрал в своем личном архиве немало газетных статей об этой катастрофе
[29,
30]
.
Помимо текущей конструкторской работы, Нобиле занимался также преподавательской
деятельностью, выступал на многочисленных конференциях, а также проектировал
стратосферный дирижабль объемом 100 000 м3, который дал бы возможность сделать
важные астрономические наблюдения за Солнцем
[31]
. Сохранилась тетрадь Нобиле с
вычислениями для этого проекта. Однако впоследствии он не был реализован. Вот что
пишет Нобиле о текущей работе в 1935 г.: "Мы значительно продвинулись с проектом
жесткого дирижабля объемом 100 000 м3 и начали разработку полужесткого дирижабля
объемом 56 000 м3. Кроме того, мы прорабатывали проекты двух других полужестких
дирижаблей. Один - объемом 28 000 м3 был предназначен для высотных полетов, а
другой – объемом 100 000 м3, рассчитанный на высоту крейсерского полета в 4 600 м.,
мог достигать высоты 11 000 м. Это был дирижабль, который мог справедливо
именоваться стратосферным"
[24, c. 52]
.
К тому же весной 1936 г. Нобиле читал цикл лекций для студентов
Дирижаблестроительного института имени К.Э. Циолковского "по эксплуатации
дирижаблей, применению эллингов, пилотированию и эксплуатации дирижаблей на
регулярных воздушных линиях"
[24, c. 100]
.
Покидая СССР в конце 1936 г, Нобиле радовался достигнутому прогрессу:
"Долгопрудная дирижаблестроительная база в результате деятельности
"Дирижаблестроя" была уже хорошо развернута. Имелось два металлических эллинга
(большой и малый), много надлежаще оборудованных производственных цехов,
каменные здания служебных и жилых помещений, хорошо снабженные
продовольственные магазины и несколько миль железнодорожных подъездных путей.
Испытательные лаборатории (НИО), ввиду недостатка подходящих помещений, оставались пока что в Москве, а учебный комбинат (ДУК), где готовились инженеры дирижаблисты, оставался в Тушино. [...] Люди уже больше не предлагали планы, не
имеющие под собой реальных оснований"
[24, c. 245]
.
Нобиле вернулся в Италию, однако в 1939 г. переехал в США, где до 1943 г. возглавлял
факультет самолетостроения в институте аэронавтики в Лекпорте. Когда началась
Великая Отечественная война, множество журналистов желало узнать его мнение
относительно того, сможет ли СССР выстоять в этой войне. Вопреки распространенным
тогда пессимистичным суждениям, Нобиле заявил, что нисколько не сомневается в этом.
Позже один из журналистов сказал ему: "Вы были одним из семи или восьми людей во
всем мире, кто предвидел русское сопротивление"
[24, с. XVIII]
. Нобиле так писал в
воспоминаниях о Советском Союзе: "Мое убеждение основывалось на знании советской
молодежи, на духе самоотречения, на энтузиазме, с которым она работала ради
создания нового социального порядка. Этот энтузиазм был безграничным, безудержным,
заразительным. Верно то, что некоторые вещи, которые я наблюдал, вызвали у меня
отвращение; верно также и то, что система имела свои недостатки. [...] Но я не
допустил ошибки слишком большого обобщения. Из войны Советская Россия вышла
более сильной, более уважаемой, внушающей страх, как никогда. Но какие же были
изменения, которые там, как и во всех других частях света, произойдут в результате
войны? Никто не может этого сказать. Война ввергла человечество в ужасный хаос, не
только материальный, но и моральный и интеллектуальный. Современная война –
ужасная разрушительница. Она все подтачивает и портит, и ничего не решает"
[24, c.
XXIII]
.
В Италию Нобиле вернулся уже в 1943 г. В 1944 г. он вновь подал прошение в
правительство о пересмотре заключения комиссии в связи с катастрофой "Италии".
Высшая аттестационная комиссия Министерства авиации полностью реабилитировала
Нобиле и вновь присвоила ему все звания, полагавшиеся по выслуге лет. В 1946 г. он
был избран членом У чредительного собрания. Не будучи коммунистом, Нобиле пришел к
выводу, что его взгляды ближе к левым, нежели к христианским демократам, так как он
был на стороне республиканской, а не монархической формы правления
[32]
. Поэтому он
баллотировался по списку компартии. Нобиле признавался, что всю свою жизнь
интересовался политикой лишь как наблюдатель, однако его опыт, полученный в СССР и
США, сделал его достаточно подготовленным к тому, чтобы участвовать в создании
новой конституции
[32]
. Нобиле был также на стороне создания экономически и
политически объединенной Европы, поддерживая взгляды писателя Герберта Уэллса. Он
был весьма активным депутатом. Однако в 1948 г. он принял решение уйти из политики и
посвятил себя преподавательской и литературной деятельности. Он поддерживал, в том
числе, активную переписку со многими советскими знакомыми (в частности, вдовами Р.Л.
Самойловича и Н.С. Гудованцева)
[31]
, написал статью о дирижаблях для "Большой
советской энциклопедии"
[33]
. Умер в 1978 г. в возрасте 93 лет.
Репрессии 1937-1938 гг.
После отъезда Нобиле и Трояни из Советского Союза на "Дирижаблестрое" еще
продолжало работать немало итальянцев, преимущественно коммунистов, оказавшихся в
СССР еще в начале 20-х гг. Многие из них впервые приехали в Москву в 1921 г. в связи
с Третьим конгрессом Коминтерна, учились в "Коммунистическом университете
национальных меньшинств Запада"
[33] и работали на советских заводах.
Коммунистический университет национальных меньшинств Запада имени Мархлевского (КУНМЗ) - учебное заведение Коминтерна, работавшее в Москве в 1922 - 1936 гг. КУНМЗ
был создан для подготовки будущих революционеров и политических работников из
представителей западных национальностей. Включал в себя различные секторы, в том
числе, итальянский. Первый выпуск состоялся в 1922 г.
Трояни в своих воспоминаниях пишет, что Нобиле в беседах с русскими сознательно
распускал слухи, что Трояни – фашистский шпион, а членам итальянского посольства
говорил, что он, наоборот, является советским шпионом
[26, c. 578]
. По свидетельству
внука Трояни, приведенному в личном письме автору, вряд ли подобные разговоры
могли кому-нибудь повредить в Италии. Серьезность конфликта подтверждается
многочисленными документами из личного фонда Нобиле. В частности, в отчете,
представленном Фельдману, Нобиле категорически отвергает точку зрения Трояни о
непрофессионализме и неблагонадежности своих итальянских сотрудников
[35]
.
В 1937-1938 гг. все ближайшие сотрудники Трояни (как итальянцы, так и русские) были
арестованы по обвинению в троцкизме, саботаже и промышленном шпионаже (ст. 58-6
УК РСФСР). В обвинительных актах, хранящихся в ГАРФ, можно встретить формулировку
"участие в контрреволюционной троцкистско-бордигистской террористической шпионской
организации"
[36]
. Многие были репрессированы. Согласно исследованиям,
проведенным в русских архивах доцентом Пизанского университета Эленой Дундович
[39]
, всего в СССР было арестовано 199 итальянцев. Согласно приказу НКВД № 004487,
часть арестованных были признаны опасными и были приговорены к высшей мере
наказания, прочие были отправлены в лагеря на 8-10 лет. В первую категорию попали
104 итальянца. Примеры судеб нескольких репрессированных итальянцев можно
проследить по делам ГАРФ [36, 37, 38]
. Сам же Трояни по возвращении в Италию был
неоднократно подвергнут допросам по подозрению в коммунизме
[26]
.
В беседе М. Павлушенко
[40] с ветераном "Дирижаблестроя" В.А. Устиновичем
упоминается, что М.Н. Тухачевский был большим сторонником применения дирижаблей в
военном деле и часто посещал это предприятие. В этом случае судьбу
"Дирижаблестроя" можно сопоставить с судьбами других военных организаций,
руководство которых пользовалось его покровительством, таких, как РНИИ,
"Остехбюро", КБ Л.В. Курчевского и КБ П.И. Гроховского. (Крайне спорное утверждение. Доводя логику автора до абсурда: все репрессии в РККА произошли из-за того, что М.Н. Тухачевский был первым заместителем наркомома обороны. Или коротко - post hoc, ergo propter hoc. - прим. ред.)
Заключение
В данной статье мы постарались обзорно проиллюстрировать с новой точки зрения,
опираясь на ранее не использовавшиеся в российской историографии источники,
сотрудничество между СССР и Италией в области дирижаблестроения и работу Умберто
Нобиле в Советском Союзе – важную страницу нашей авиационной истории. Благодаря
свидетельствам Нобиле и Трояни о жизни в СССР и о других итальянцах, работавших
вместе с ними в СССР в те годы, становится возможным существенно дополнить наши
знания о советском дирижаблестроении и, благодаря междисциплинарному подходу к
изучению этих источников, достичь большей исследовательской объективности.
Приезд Нобиле в СССР позволил работам по проектированию дирижаблей
осуществляться на высоком техническом уровне для своего времени. В частности, как
было сказано выше, сам Муссолини не только не высказал возражений против отъезда
Нобиле в Советский Союз, но и дал ему разрешение вывезти чертежи итальянских
дирижаблей, что позволило Нобиле в полной мере воспользоваться результатами своей
предыдущей конструкторской работы в Италии. Этот эпизод может также служить подтверждением благоприятного климата в советско-итальянских отношениях в этот
период.
Советское дирижаблестроение, проходившее в атмосфере энтузиазма второй пятилетки,
является во многом показательной иллюстрацией данного исторического периода.
Несмотря на то что первоначальные планы, не принимавшие в рассчет многие трудности
и необходимость подготовки материальной базы, как мы видели, были значительно
сокращены, тем не менее СССР удалось в сжатые сроки стать дирижаблестроительной
державой, и в этой отрасли промышленного производства он полностью перенял идеи
итальянских конструкторов. По полужесткой схеме Нобиле было построено несколько
советских дирижаблей, в том числе самый крупный - В-6, который принес СССР
несколько рекордов. Однако его катастрофа 6 февраля 1938 г. послужила причиной
отказа Советского Союза от дальнейшего строительства дирижаблей.
Результаты деятельности итальянских специалистов могут считаться спорными. В течение
1931-1938 гг. было построено 10 советских дирижаблей, однако почти все они были
потеряны в катастрофах, принесших человеческие жертвы. Более 200 млн. рублей,
вложенных за это время в советское дирижаблестроение, не смогли оправдать надежд
по строительству большой эскадры дирижаблей, открытию регулярных воздушных
сообщений или использованию их для военных действий
[41]
. Как мы могли видеть, из-за
разногласий между Нобиле и Трояни в равной мере как итальянские, так и советские
специалисты впоследствии подверглись репрессиям (post hoc, ergo propter hoc - прим. ред.).
Дьяконова Полина Григорьевна, Российский государственный гуманитарный университет Литература и источники
|