ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

Маршрут героя
(Финиш замечательного арктического перелета Герои Советского Союза т. Молокова)


т. Молоков 19 сентября столица встретила Героя Советского Союза, одного из лучших летчиков страны Василия Молокова.
Недалеко от Кремля, в самом центре столицы, у гранитной набережной Москва-реки совершила посадку летающая лодка. В 1933 г. у Центрального парка культуры и отдыха на Москва-реке совершил посадку американский летчик Чарльз Линдберг на легком одномоторном поплавковом гидросамолете. Посадка мощного арктического двухмоторного гидросамолета проводилась впервые.
Герой Советского Союза Василий Молоков в общей сложности, включая сюда и эпизодические полеты для ледовой разведки, совершил перелет общим протяжением свыше 26 000 километров. По своему протяжению перелет Молокова превышает все дальние перелеты, совершенные за последнее время.
Перелет был начат 22 июля. Стартовав в Красноярске, гидросамолет пролетел через Кежму, Усть-Кут, Киренск, Витим и достиг Якутска. Этот участок пути Молоков пролетел над системой притоков Енисея, Лены и потом пронесся над самой Леной до столицы Якутии. Здесь самолет встретила неблагоприятная погода. Низкая облачность заставила пилота лететь над облаками.
На побережье Охотского моря т. Молоков вылетел из Якутска через поселки Крестволджай и Оймелон. После краткого отдыха в бухте Нагаево - порту Колымского края - Молоков взял курс на Петропавловск-на-Камчатке.
По прибытии на Камчатку т. Молоков предполагал посетить Командорские острова. Надо сказать, что эти острова отличаются от близлежащей Камчатки тем, что на них ясная, солнечная погода бывает, как правило, редким исключением. Острова всегда закрыты сплошным туманов. Не более 30 дней в году немногочисленные жители этих островов видят ясное небо. Во время полета на Командорские острова гидросамолет попал в сильный туман. Из-за тумана и из-за разразившегося внезапно шторма т. Молоков не смог произвести посадку у скалистых берегов островов и в исключительно трудных условиях возвратился на Камчатку.
Однако, посадка у берегов Камчатка таила много опасностей. Когда Молоков подлетел к Камчатке, он обнаружил, что сильный туман закрыл ее берега. Он решил совершить посадку в море и затем подрулить по волнам к берегу. После трудного пути он пришвартовался у пристани Усть-Камчатска.
С Камчатки Молоков перелетел через залив Корфа и совершил посадку у Чукотского поселка Майна-Пыльген, находящегося в Коряцком округе. Отсюда перелет совершался над местами, ставшими знаменитыми со времен челюскинской эпопеи, - над Анадырем, Уэлленой, Колючинской Губой, Ванкаремом.
В Ванкареме произошла первая встреча двух Героев Советского Союза. Василий Молоков встретил дожидавшегося его Сигизмунда Леваневского, совершавшего перелет из Соединенных штатов в Москву. Эта часть пути была наиболее трудной. С мыса Шмидта Молоков совершил тяжелый рейс через пролив Лонга на остров Врангеля, готовившийся к празднованию десятилетия существования советского поселка.
С острова Врангеля Молоков пролетел к устью реки Колымы и совершил безукоризненную посадку в бухте Амбарчик. 3десь снова встретились Молоков и Леваневский. Молоков, не дожидаясь хорошей погоды, в условиях шторма прошел из бухты Амбарчик в устье реки Лены и опустился в бухте Тикси. Следующую остановку он совершил на полуострове Нордвик.
К прилету Молокова в районе Таймырского полуострова, с восточной стороны которого находится Нордвик, скопилось большое количество кораблей. Эти корабли, шедшие как с востока, так и с запада, не могли продолжать свей путь из-за сильных льдов. Упорная борьба ледоколов "Ермак", "Ленин" , "Литке", ледокольных пароходов "Седов", "Сибиряков", " Малыгин" и "Садко" не давала успешных результатов. Суда с грузом стояли, скованные льдами.
Льды плотной стеной преграждали путь. Только с воздуха было возможно найти выход. Только с воздуха можно было обнаружить мягкий, битый лед. В это время в Карском море с западной стороны Таймырского полуострова вели разведку полярные летчики Алексеев и Жуков. Однако, отдаленность базы не позволяла им далеко уходить в сторону к востоку.
Задачу решил Молоков. Он провел тщательную разведку льдов от Хатангского залива до пролива Вилькицкого, отделяющего мыс Челюскина от Северной земли. По окончании разведки, сыгравшей большую роль в проводке кораблей по Северному Морскому пути, Молоков через селения Хатангу, Волочанку и Кресты вышел в Енисейский залив.
Идя вдоль залива к северу, Молоков достиг острова Диксон. Отсюда он через острова Скот-Гансена, шхеры Минина, архипелаг Норденшельда совершил замечательный полет к проливу Вилькицкого. Этот полет дал новые ценные материалы о ледовой обстановке у западного берега Таймырского полуострова. Вслед за этим Молоков получил срочное распоряжение начальника Политического управления Северного Морского пути т. Бергавинова немедленно приступить к розыскам пропавшего самолета "Ш-2".
Было известно, что самолет "Ш-2", вылетевший на ледовую разведку в Карском море, сделал вынужденную посадку. На борту самолета не имелось запасов горючего и продовольствия. Самолет не имел радиостанции, с помощью которой экипаж смог бы указать свое местонахождение. Поиски исчезнувшего самолета ледокольным пароходом "Малыгин" не увенчались успехом.
После тщательного трехчасового обследования Молоков обнаружил исчезнувший самолет в районе небольших безыменных островов, расположенных у Диксона. Люди, положение которых было крайне тяжелым, были спасены Героем Советского Союза.
Закончив спасательную операцию, неожиданно вошедшую в план работ, Молоков от острова Диксона через остров Белый и через Маре-Сале прилетел в Амдерму. Дальнейший путь к Архангельску лежал вдоль побережья Баренцова моря.
Таким образом, т. Молоков, кроме пути от Красноярска до Уэллена, прошел на своей летающей лодке всю трассу Северного Морского пути от Берингова пролива до Белого моря. Такой перелет осуществлен впервые в истории. Если до сих пор считался освоенным Северный Морской путь, то теперь над его трассой протянулась трасса Северного воздушного пути, проложенного Героем Советского Союза В. Молоковым.
Значение перелета огромно. Несмотря на то, что Молоков не преследовал никаких рекордных целей, он на своей летающей лодке внес крупнейший вклад в дело освоения Арктики. Надо отметить, что на всём протяжении пути летевшие на самолете работники ГУСМП во главе с начальником Политического управления Севепного Морского пути тов. С.А. Бергавиновым проводили повседневную оперативную работу по проверке и инструктажу предприятий, входящих в систему ГУСМП.
Это была своеобразная "воздушная инспекция". Надо сказать, что предприятия ГУСМП: порты, рудники, полярные станции, культурные базы, пушные фактории, торговые точки, судостроительные верфи, оленеводческие совхозы, авиационные базы, рыбные промысла, затоны, консервные заводы расположены на территории, составляющей одну четвертую часть всей территории Советского Союза. И они были охвачены маршрутом перелета Молокова.
Здесь самолет показал свое превосходство над всеми остальными видами транспорта. Благодаря самолету была решена задача быстрого ознакомления с работой политотделов и хозяйственной деятельностью как территориальных управлений, так и отдельных предприятий.
В своей перелете Герой Советского Союза т. Молоков показал себя ещё раз опытнейший пилотом. Тов. Молоков работает в полярной авиации с 1932 г. Он отлично знаком со сложными условиями полетов в Арктике в самых разнообразных ее районах. Он принадлежит к категории людей, целиком отдавших себя героической работе в Арктике. Он, воспитанный Красной армией, блестяще справляется с поставленной задачей.
Кроме т. Молокова, в экипаж летающей лодки входит лучший бортмеханик полярных линий краснознаменец Г.Т. Побежимов, работающий в Арктике с 1929 г, и не имеющий ни одной аварии. Он в 1929 г. вместе с летчиком Кальвицей совершил выдающийся полет на одномоторном гидросамолете на остров Врангеля. Несколько лет под ряд он летал вместе с летчиком Алексеевым, участвуя в проводке судов в Карском море. В 1932 г. он вместе с т. Алексеевым совершил перелет из Красноярска на острова Каменева (архипелаг Северной Земли). Это был первый перелет на Северную Землю. Перелет был закончен блестяще. В последующие годы т. Побежимов работает совместно с Молоковым.
Вторым бортмехаником в арктическом рейсе участвовал комсомолец В.И. Мишенков, работающий в полярной авиации с начала 1935 г.
Штурманом на самолете был один из лучших штурманов нашей полярной авиации тов. А.А. Ритслянд. Он работает в Арктике с 1933 r.
Своим перелетом т. Молоков об'единил трассы полетов, совершенных полярными летчиками на отдельных участках Северного Ледовитого океана. После полета Водопьянова и Махоткина на Землю Франца-Иосифа, перелета Чкалова, Байдукова и Белякова на "АНТ-25", перелета Леваневского и Левченко и перелета Молокова мы можем смело заявить, что в Арктике большевики владеют не только морем, но и воздухом.
Привет отважному Герою Советского Союза т. Молокову и всем участникам выдающегося арктического перелета!

Заместитель начальника Главного управления Северного морского пути Г.А. УШАКОВ