ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

Радио на аэростате


Карта полета аэростата и линии радиосвязи
Карта полета аэростата
и линии радиосвязи
N-м отдельным воздухотрядом при содействии Осоавиахима и ОДР 17-19 марта с г. был организован научный полет сферического аэростата по изучению двухсторонней радиосвязи: летящий аэростат - земля.
Барограмма полета аэростата,показывающая всю сложность нахождения необходимых воздушных течений
Барограмма полета аэростата,
показывающая всю сложность
нахождения необходимых
воздушных течений
Вопрос радиосвязи аэростата с землей надо было сдвинуть с мертвой точки, так как продолжение полетов, особенно продолжительных, высотных, научных, по особым заданиям, полетов в туманах и при полном отсутствии ориентировки сплошь и рядом не давало ожидаемых от таких полетов тех результатов, на какие намечался самый полет, иногда же полеты из-за отсутствия радиосвязи оканчивались катастрофой - гибли материальная часть и сами пилоты. (Вспомним недавний полет пилотов Семенова и Зыкова в 1927 г. Через 26 часов полета они оказались на Северном Урале и при наличии слошных облаков и тумана налетели на горы; пилоты были выброшены, аэростат изчез бесследно. При наличии же на борту аэростата приемо-передающей пеленгаторной станции катастрофа была бы предупреждена, и ценный аэростат спасен.)
Связь нужна была в полетах, и для этой цели на вновь мною выстроенный аэростат 800 м3 была поставлена приемо-передающая радиоустановка, любезно предоставленная ОДР, вместе со своим оператором т. Липмановым (Председатель центральной сeкции коротких волн Общества друзей радио (ОДР) - прим. ред), так как к тому времени своя (отрядная) станция еще не была оборудована. Передатчик нашей станции работал на 2-х лампах УТ-1 с анодным напряжением 240 вольт от сухих батарей. Приемник 0-V-1 работал на лампах микро, при чем на первую лампу давалось 45 вольт и на усилители низкой частоты давалось 80 вольт от общей батареи. Питание накала происходило от общего аккумулятора 40 амп. часов как передатчика, так и приемника. Длина голны передатчика была 43 м.
При проведении радиопытов я наметил лететь не менее 24 часов с целью проверки работы станции: при заходе и восходе солнца, ночью и днем и, если удается, то дублировать поверку опытов-особенно вечером перед заходом, ночью и утром перед восходом, во время восхода и после, и проверить "зону молчания" и определить нашу слышимость в разных точках земного шара.
Х Конструктор и пилот аэростата командир воздухотряда И.В. Смелов. ХХ Его помощник по постройке аэростата красноармеец И. Полухин
(х) Конструктор и пилот аэростата
командир воздухотряда И.В. Смелов.
(хх) Его помощник по постройке
аэростата красноармеец И. Полухин
Перед вылетом были по радио и просто телеграфом оповещены организации ОДР и заграничные коротковолновики.
Вылетел я на аэростате в 17 часов 15 м. l7 марта, имея 24 мешка балласта, радиостанцию весом 110 кн и радиооператора т. Липманова, взяв курс на юго-запад. Перед вылетом, беседуя с разными специалистами-радиотехниками и электротехниками, я наметил при всех взлетах аэростата не делать передач, так как выходящий водород, смешиваясь с воздухом, дает гремучий газ, а передатчик может в это время искрить в ключе или в конденсаторе. Перед вылетом с целью изоляции ключ был забронирован весь в шар-пилот, а передатчик мы настроили на полную отдачу, что дало возможность уже при первых взлетах в ночной обстановке проводить передачи, не боясь взрыва, а таковой был 6ы наверняка, если бы меры не были предприняты, тем более, что аэростат, имея внутреннюю поверхность алюминированную, представлял собой громаднейшую лейденскую банку.
Состав N-го воздухотряда, которым аэростат подготовлялся к полету
Состав N-го воздухотряда, которым
аэростат подготовлялся к полету
Наш полет продолжался 40 час., 32 мин., и за это гремя мы передали и приняли одних записанных нами радио-депеш общим числом слов около 2 500, при чем связь держалась за это время постоянно с Москвой и Ленинградом и с многими другими пунктами как нашего государства - Владивосток, остров Диксон, Новая земля, Баку, Томск, Н.-Нов-город и многими др., так и заграничными - Голландия, Франция, при чем наша слышимость в Москве и Ленинграде, по выражению принимавших, была оглушающая, и даже Баку, Томск, Владивосток принимали нас со слышимостью R-3, R-4, R-5.
Полет происходил в невероятно трудных условиях, так как все время из-за громоздкости станции мне и т. Липманову пришлось стоять на ногах и бессменно за работой: я - по управлению, ориентировке, записи депеш, записи показаний приборов в бортовой журнал, а т. Липманов - бессменно принимал и передавал.
Насколько была надежна связь с наземными пунктами во время полета, можно судить по одному из ниже приводимых фактов, а их у нас во время полета было много и с Осоавиахимом, и с ОРД, и с т. С.С. Каменевым, и с Воздухотрядом и многими другими.
На второй день полета, когда мы летели к польской границе, израсходовано было всего четыре мешка балласта, в полете были 17 часов, оставалось двадцать мешков балласта и непроверенные опыты на больших высотах, поэтому я запросил начвоздухсил РККА т. Баранова следующей депешей: "18 марта 1928 г. 10 часов. С аэростата. Начвоздухсил РККА. В полете 17 часов. Беспрерывная связь Москва-Ленинград и другие по радио. Балласта еще есть 20 мешков. Для продолжения полета разрешите использовать весь балласт, коего хватит еще на сутки. Желательно опыты по радио продолжить. Можно ли перелететь границу? Высота 2 200 м. Темп. - 3. Курс 270 °. Находимся возле пересечения реки Днепра с М.-Б.-Б. жел. дорогой. Пилот командир N-го воздухотряда Смелов".
Передано через 08RA в 10 ч. м. Вскоре получаем ответ через 08RA: "Пилоту Смелову и оператору Липманову. Поздравляю с исключительным достижением воздухдела и радиолюбительства. Радуюсь блестящих результатам совместной работы Осоавиахима и ОДР. Полет продолжайте исключительно в пределах советской территории, не перелетая границы. Подтвердить получение. Начальник воздухсил РККА Баранов".
Пилот т. Смелов и радиооператор т. Липманов перед радиоаппаратурой
Пилот т. Смелов и радиооператор
т. Липманов перед радиоаппаратурой
Получив такое приветствие-распоряжение, я обязан был его выполнить и подтвердить получение, как будто бы это все происходит не в воздухе, а между Москвой и Кунцевым по прямому проводу. Я отвечаю:
"Начвоздухсил РККА Баранову. Приветствие-распоряжение получено в 12 часов. Опыты радиосвязи доведем до конца, но границы не перелетим. Пилот Смелов. Радиооператор Липманов".
Пилот т. Смелов Х и радиооператорт. Липманов ХХ в корзине аэростата
Пилот т. Смелов (х) и радиооператор
т. Липманов (хх) в корзине аэростата
Этот обмен депешами происходил в воскресный день, когда все находятся по своим квартирам, трудно отыскать требуемое лицо, и, несмотря на это, в течение двух часов мы связались с начноздухсил т. Барановым, донесли ему о полете, получили распоряжение я на него ответили. Это была для меня более чем убедительная связь летящего аэростата с землей.
По получении распоряжения т. Баранова я вынужден был потратить 7 мешков балласта, чтобы забрать высоту 4 000 м и находить одновременно другие слои и направления воздуха. С пилотской точки зрения такая трата балласта была равносильна потере части своего тела.
Слои и направление были найдены и курс изменен, полет и опыты не сорваны, результатом чего линия полета получилась крайне замысловатая.
Каковы же результаты нашего полета? Они огромны:
1. Этим полетом увязана работа двух мощных организаций - Осоавиахима и ОРД, сулящая большие достижения при будущей совместной работе и в ногу с военным ведомством.
2. Проверены и доказаны возможности и надежности радиосвязи аэростата с землей, что предотвратит не одну гибель аэростата и пилота (Крайне удачный опыт наших воздушников и радиолюбителей,прнобретает особое значение теперь, в свете той трагической аварии, которая безусловно постигла воздушную экспедицию ген. Нобиле на дирижабле "Италия" при возвращении последней с Северного полюса. Советские радиолюбители коротковолновики по своему удачному опыту по связи воздушного судна с землей и по печальному опыту "Италии", протекавшему, правда, в очень трудныа и специфических условиях, могут вынести определенное заключение: радио-связь воздушного судна с землей возможна, но она должна быть подготовлена тщательным образом. Ред ВВФ). Мы имели возможность, уже произведя посадку, сообщить с поля в Москву и Ленинград по радио.
Наполнение аэростата газом
Наполнение аэростата газом
3. При организации научных полетов мы сможем от них добиваться при помощи радиосвязи и пеленгации 100% продуктивности и выполнения задания.
4. Проработан и проверен на опыте вопрос искрения передатчика и найдены меры, предупреждающие от взрыва при передачах, особенно на взлетах.
5. Привлечено общественное внимание к делу воздухоплавания и коротковолнового радиолюбительства, обещая в случае военного столкновения иметь хороших радистов и сеть надежных наблюдателей за противником.
6. Проведена первая проба привлечения радиолюбительства на службу обороны страны.
7. Установлен новый всесоюзный рекорд продолжительности полета на аэростате в 40 ч. 32 м. и побит дореволюционный, установленный 17 лет тому назад полковником Одинцовым на аэростате вдвое большей кубатуры.
8. Испытаны на выдержку и работоспособность наши пилоты и радиолюбители. Ту же самую работу и не с меньшей выдержкой у нас проведут любой пилот и многие радиолюбители.
По правильному выражению С.С. Каменева, "на достигнутых результатах, позволивших нам стать на голову выше заграницы, нельзя останавливаться". Я думаю, что в этом вопросе мы найдем поддержку у Осоавиахима, ОДР и Военведа. Больше смелых, разумных опытов.

И. Смелов