Сергей Павлович Королёв (30 декабря 1906 [12 января 1907], Житомир, Волынская губерния, Российская империя — 14 января 1966, Москва) — советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, председатель Совета главных конструкторов СССР (1946—1966), академик АН СССР (1958).

2 ноября 1929 года на планёре «Жар-птица» конструкции М. К. Тихонравова Королёв сдал экзамены на звание «пилот-паритель», а в декабре того же года под руководством А.Н. Туполева защитил дипломную работу — проект самолёта СК-4. Спроектированные им и построенные летательные аппараты — планёры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта, — показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Так, планер СК-3 «Красная Звезда» впервые в СССР был специально спроектирован для выполнения фигур высшего пилотажа и, в частности, мёртвой петли, что и было успешно продемонстрировано лётчиком В. А. Степанчонком в ходе VII Всесоюзного планерного слёта в Коктебеле 28 октября 1930 г.


После аварии СК-4. В центре Д.А. Кошиц, справа С.П. Королёв
[+]увеличенное изображение[+]



После аварии СК-4. В центре Д.А. Кошиц, справа С.П. Королёв

Опубликовано : 2021-12-17

У самолета СК-4 после аварии. 1931. РГАНТД. Ф.211 Оп.7. Д.427.

Для этой фотографии Сергей Королёв сочинил подпись:
----------------------------
У разбитого корыта
собралася вся семья.
Морда Кошица разбита,
Улыбается моя.



СК-4 (Сергей Королёв — четвёртый) — легкий опытный самолёт конструкции С.П.Королёва. Самолёт отличался крылом большого удлиннения внешне напоминающим крыло планёра. Главной целью конструктора было добиться высокой весовой отдачи и большой продолжительности полёта при максимальной простоте конструкции. Самолет был разработан в рамках дипломного проекта в МВТУ под руководством А.Н.Туполева.

Самолёт представлял собой двухместный подкосный высокоплан деревянной конструкции с полотняной обшивкой, двухлонжеронным крылом большого удлинения (удлинение 8,17). Стойки и подкосы выполнены из стальных и дюралевых труб. Самолет СК-4 имел размах крыла — 12,2 м и несущую поверхность — 15,36 м2, что при выбранном С.П.Королевым профиле крыла обеспечивало высокое аэродинамическое качество машины.

В качестве первого варианта С.П.Королев принял для СК-4 мотор «Walter» мощностью 60 л.с. (такой же, как у АИР-3), но рассчитывал конструкцию и компоновку машины под отечественный мотор М-11 мощностью 100 л.с.

Испытания, которые проходили в 1930 году на Центральном аэродроме в Москве, показали хорошие результаты, самолёт развивал скорость до 160 км/час (при посадочной — 68 км/час) и мог летать без посадки 12 часов. Такой продолжительностью полёта не обладал тогда ни один самолёт данного класса. Первый полёт и испытания проводил лётчик-испытатель Д.А.Кошиц.

В одном из полетов, в 1931 году, когда на борту был только Кошиц, мотор отказал, и при вынужденной посадке самолет разрушился. Восстановить его не удалось.

Прокомментировать
Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA *