Сталинец-2 ВМША им. Сталина
[+]увеличенное изображение[+]



Сталинец-2 ВМША им. Сталина

Опубликовано : 2022-07-27

Двухместный планер рекордного типа конструкции В.Н.Верзилова был построен в мастерских части ВВС кустарным способом, начало постройки — июнь, а окончание — сентябрь 1934 года.

На X ВПС на планере "Сталинец-2" пилот-планерист И.М.Сухомлин перекрыл мировой рекорд продолжительности полета — 24 ч. 10 мин.

Цит. по А.П.Красильщиков "Планеры СССР."



Как известно, X Всесоюзный планерный слёт (X ВПС) проходил с 1 сентября по 6 октября 1934 г. на горе Узун-Сырт вблизи Коктебеля, а полёты пилотов-парителей рекордной группы продолжались до 20 октября 1934 года. На X ВПС на планере «Сталинец-2» пилот-планерист И.М.Сухомлин перекрыл мировой рекорд продолжительности полета — 24 ч. 10 мин.

Правда, имеются расхождения в датах установки этого рекорда (см. https://muzeisamsonova.ru/suhomlin-ivan-moiseevich/):
-----------------------------
"14 октября 1934 г. в Коктебеле планеристами войсковой части № 2150 (до июля 1936 г. условное наименование Военной школы лётчиков и лётнабов сухопутной и морской авиации им. Сталина) лётчиком-планеристом Иваном Моисеевичем Сухомлиным и вторым членом экипажа планера Александром Давыдовичем Венусом (помощник начальника штаба училища) на планере «Сталинец-2» был установлен мировой рекорд продолжительности полёта на двухместном планере (14 час. 12 мин.), а 18-19 ноября 1934 г. ими установлен новый мировой рекорд – уже 24 час. 10 мин."
-----------------------------

Т.о. выходит что, мировой рекорд был установлен уже вне временных рамок X ВПС.

А что же это за такая войсковая часть № 2150? Оказывается, что это Ейское авиаучилище. Вот что пишет об истории ВМАУ ейчанин, лётчик, историк, архивист Геннадий Михайлович Курков (см. https://priazovka.ru/zemlyaki/56261-ejchanin-lyotchik-istorik-arhivist-gennadij-mihajlovich-kurkov-otmetil-70-letnij-yubilej/):
-----------------------------
Датой рождения Ейского авиаучилища считается 28 июля 1915 года. Согласно документам оно получило первичное наименование «Офицерская школа морской авиации Отдела Воздушного флота» в Петрограде. В годы Гражданской войны школу перебазировали в Самару и в 1920 году переименовали в «Военно-морскую школу авиации имени Л.Д. Троцкого» (ВМША им. Троцкого). В 1921 году ВШМА перебазировали в Севастополь. Имя Л.Д. Троцкого изъяли из названия школы в 1928 году. С 1930 года школа стала готовить специалистов не только для морской авиации, но и для сухопутных авиачастей. Она была переименована в «Школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей (лётнабов) ВВС РККА имени тов. Сталина» (ШМЛиЛН ВВС РККА им. Сталина) в Севастополе.

В 1931 году школу из Севастополя перебазировали в Ейск. Этот город стал её основной базой. В 1935 году училище получило наименование «Военная школа лётчиков и лётнабов сухопутной и морской авиации ВВС РККА имени Сталина». В 1937 году её преобразовали в «Военно-морское авиационное училище имени Сталина» (в дальнейшем – ВМАУ или Ейское авиаучилище).
-----------------------------

Итак, получается, что надпись на левом борту планера вокруг звезды содержит в себе аббревиатуру 1921 года и именование 1930 года. Ну и "мастерские части ВВС" про которые пишет Красильщиков А.П. - это скорее всего, а другого варианта и нет, мастерские ШМЛиЛН ВВС РККА им. Сталина.

Также стоит обратить внимание на эмблему и вензель "ВВ" на хвосте планера - очевидно, это личная символика В.Н.Верзилова.

Прокомментировать
Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA *