Надпись на хвосте: КЛУБ АНТТМ 'КРАСНЫЕ КРЫЛЬЯ' Г. ТАГАНРОГ
[...] Однажды, посетив Таганрогский авиационный техникум, я увидел оригинальную схему летательного аппарата, воплощенную студентом в небольшой модели. По "почерку" схемы, стало ясно, кто руководитель темы.
Это была схема экраноплана, рожденная интеллектом и многодневными творческими размышлениями "фаната" авиации Виктора Кизилова.
Этой схеме, воплощенной позднее, в легкий гидросамолет-экраноплан Р-01 "Роберт", ошибочно придадут авторство Юрия Анатольевича Усольцева.
Аэродинамическая компоновка экраноплана, разработанная Виктором Кизиловым, поразила творческими находками. Во-первых - возможностью стабилизировать положение Центра Давления (ЦД) на крыле или сократить диапазон его перемещения. Это было достигнуто применением составной несущей поверхности, образованной трапециевидным центропланом и консолями крыла с обратной стреловидностью. В известных ранее компоновках, перемещение ЦД крыла экраноплана в зависимости от высоты его полета над экраном, требует увеличения площади горизонтального оперения или устройств автоматизации продольной устойчивости аппарата.
Во-вторых - выполнением центроплана крыла с отрицательным "V", что позволяет, при его движении создавать динамическую воздушную подушку, облегчающую отрыв аппарата от водной поверхности.
После постройки и испытаний первого самодельного самолета Борисом Келазевым, в КЮТ "Красные крылья" решились построить легкий экраноплан Р-01 "Роберт" по схеме Виктора Кизилова, под общим руководством Юрия Анатольевича Усольцева. К постройке привлекались молодые авиамоделисты из разных КЮТов города. [...] Юрий Анатольевич обещал им по окончании строительства экраноплана - премии Ленинского комсомола по линии Научно Технического Творчества Молодежи (НТТМ). Экраноплан был построен. Молодые авиамоделисты, строившие экраноплан, премии так и не получили. Выражали обиды, обещая, больше в такие дела не ввязываться.
Вскоре экраноплан Р-01 "Роберт" был доведен до летного состояния и вышел на испытания. В 1989 году он совершил первый полет под управлением известного летчика-испытателя Е.А. Лахмостова. По рекомендации Е.А. Лахмостова, консоли аппарата, имеющие обратную стреловидность, были заменены на консоли трапециевидной формы в плане. Экраноплан Р-01 "Роберт" - превратился в легкий гидросамолет. Он участвовал в слете Самодельных Летательных Аппаратов СЛА-89, где показал интересные полеты.
Эффектные полеты этого маленького деревянного гидросамолетика, с очень коротким разбегом и пробегом при полетах с воды, выполнялись напротив нашего ОКБ, на виду наших Начальников, КБ, отделов и бригад, в том числе руководителей подразделений КБ перспективного проектирования. Это вызывало определенную зависть у "крупных специалистов" гидроавиации, отдавших годы своей жизни на ее развитие. Гидросамолет созданный руками каких-то авиамоделистов, в Клубе юных техников, без должной научно-исследовательской базы, траты огромных денег, и как летает!
К августу 1990 года, из КЮТ "Красные крылья" выделилось ЗАО "Красные крылья, созданное при активном содействии, теперь уже, ТАНТК им. Г.М. Бериева. Приказом министра авиационной промышленности №799 от 02.09.1991 г. на ЗАО "Красные крылья" была возложена "…ответственность за создание и производство аппаратов легкой авиации…". Директором ЗАО "Красные крылья", первоначально, был назначен Юрий Анатольевич Усольцев. [...]
Цитата по: Воронков Ю.С. "Профессия - авиационный конструктор (записки инженера-изобретателя)". М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2018. - 338 с. ISBN 978-5-91327-534-9