ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

Два года работы АВИАВНИТО


3 года тому назад, 19 ноября 1931 г., Центральный комитет партии вынес постановление об организации по всем отраслям науки и техники научных инженерно-технических обществ, поставив перед ними задачу "повышения квалификации своих членов, разработки научно-технических проблем реконструкции народного хозяйства, постановки и решения ряда новых научно-исследовательских и научно-технических задач, опираясь на весь соответствующий опыт как в СССР, так и за границей, критическую проверку строительного опыта и СССР и т.д."
Лишь год спустя в соответствии с этим постановлением было организовано оргбюро Всесоюзного авиационного научного инженерно-технического общества АВИАНИТО под председательством ныне покойного П.И. Баранова.
Через год, в ноябре 1933 г., состав оргбюро АВИАВНИТО был значительно обновлен. Председателем Обществе был избран т. Уншлихт, его заместителями - тт. Хрипин и Дубенский. Была подвергнута перестройке структура оргбюро, уточненная затем на основе решений ХVII партс'езда; были пересмотрены направления и методы работы Общества, в основу работы в 1934 г. были положены твердый план и слема, обеспечены оперативное руководство и контроль работы.
В результате этой перестройки деятельность Общества резко оживилась, и к своему двухлетию в ноябре с.г. Общество приходит в составе 90 ячеек, об'единяющнх 6 ООО членов: научных работников, преподавателей, инженеров и техников авиационной промышленности (60%), гражданского воздушного флота (30%) и военновоздушных сил (10%).
Для приближения руководства к местам организованы отделения Общества в Ленинграде, Харькове, Тушине, Одессе.
Новый состав оргбюро принял основной установкой плана работы Общества на 1934 г. помимо окончания организационного построения всей системы Общества с созывом с'езда в ноябре с.г. развертывание научно-исследовательской работы и работы по повышению квалификации членов Общества с целью вовлечения всей членской массы в научно-исследавателыскую работу.
Истекший год полностью подтвердил правильность этой линии. Из рядов членов Общества начал выковываться актив, на сегодняшний день уже достаточно крепкий и насчитывающий и своих рядах до 1 ООО членов Обществга. При этом в активную работу и Обществе начали включаться крупнейшие научные авиационные силы, талантливый конструкторский молодняк и т.д. На этой основе двинулась сильнее и оргработа. Количество ячеек Общества стало увеличиваться, а сами ячейки начали крепнуть, превращаться в настояшие общественные научные инженерно-технические центры, в которых забился пульс научной и конструкторской созидательной работы. На этой базе начали развертываться и крепнуть ячейки АВИАВНИТО при научно-исследозательских институтах, в первую очередь при ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, НИИ самолетном. Окрепли ячейки и при крупнейших авиазаводах (в первую очередь при завозе им. Авиахима, им. Менжинского) и при втузах, где имеются кадры и условия для развертывания научно-исследовательской работы.
В области повышения квалификации и развернутой техпропработы за истекший период наметился значительным сдвиг.
В централизованном порядке в течение летнего сезона 1933 г. была обслужена авиационная выставка в ЦПКиО, организованная ГУАП к Всесоюзному дню авиации 18/VIII, с ежедневным дежурством об'яснителей и ежедекадным чтением научно-популярных докладов и демонстрированием авиационных кинолент. Через выставку было пропущено около 8О ООО организованных посетителей, причем имеющиеся в "Книге посетителей" записи (около 15О) хорошо характеризуют эту работу Общества. В течение летнего сезона, учтя опыт прошлого года и огромный интерес трудящихся масс к вопросам авиации, а также к вопросам овладения стратосферой и Арктикой, АВИАВНИТО совместно с ГУАП, ГУГВФ и некоторыми другими организациями развернуло большую авиационную выставку в ЦПКиО уже с начала летнего сезона, включив в нее разделы овладения стратосферой и авиационного освоения Арктики. В первый же день открытия выставки, 12 июня с.г., её посетило 5 ООО человек, всего за летний период 1934 г. (июнь-сентябрь) выставку посетило 252 ООО человек.
В централизованном порядке АВИАВНИТО систематически проводились доклады по актуальнейшим научно-техническим вопросам авиационной промышленности и эксплоатации летных средств, в частности по результатам научных заграничных командировок. За 1933 г. таких докладов состоялось 4 с охватом 2 ООО слушателей. В текущем году таких докладов состоялось 6, певчем основными базами этой работы Общества явились Московский Дом ученых и клуб завода им. Авиахима. При помощи лекторского бюро АВИАВНИТО, систематически издающие темники докладов и списки авиационных научно-техничесчих кинолент, при ячейках более или менее регулярно проводились "дни техники" с докладами и конференциями по актуальным производстзенно-техническим вопросам. 3а 1933 г. было учтено 49 таких "дней техники", произеденных ячейками. В текущем году эта работа еще более усилилась и приняла более сстстематичный и продуманный характер.
При ячейках Общества под центрааизованным методическим руководством учебно-методического бюро АВИАВНИТО создавались "курсы авиатехминимума", спецыальные технические кружки н семинары, кружки иноязыхов и т.д., содействующие повышениюо квалификации инженерно-технических работников без отрыва от производства. В течение зимы 1933/34 г. этой работой было охвачено свыше 5ОО слушателей. В текущем году она ещё более связывается с научно-исследовательской работой Общества, причем в зимний сезон 1934/35 г. намечен охват до 1 ООО слушателей.
Слабым участком работы Общества была организация обмена техническим опытом, в частности путем использования технической печати. Однако все же многие ячейки АВИАВНИТО принимали участие в местной периодической печати, издавали "странички техники", "техстендбюлютени", "бюллетени" и т.д., освещая в них работу АВИАВНИТО и технические достижения, С начала текущего гола на это дело было обращено большое внимание. Авиавнитовской общественностью было проведено обслелование 5 авиационных журналов с внесением конкретных читательских предложений. Была достигнута договоренность с ГУАП о совместном издании журнала "Авиапромышленность" с превращением его в рупор инженерно-технической общественности авиационной промышленности и в средство обмена техническим,олытом.
По мере своих еще очень слабых, организационно не окрепших сил АВИАВНИТО принимал участие и в разрешении актуальных политических задач. Так в течение весны 1933 г. АВИАВНИТО включилось в весеннюю посевную кампанию, бросив свои силы на содействие сверхраннему авиасеву.
В текущем году АВИАВНИТО одним из первых создало комиссию по организации встречи челюскинцев и героев-летчиков, развернувшую значительную работу и в частности издавшую к приезду челюскинцев сборник "Славным завоевателям Арктики".
В области научно-исследовательской и научно-технической работы, рассматривающейся оргбюро как основная задача Общества, также уже имеется ряд достижений. Правда на первых порах Общество не сумело направить силы своих членов в продуманном, плановом порядке на решение крупнейших задач, стоящих перед социалистическим авиационным строительством. Поэтому научно-исследовательские и научно-технические работы, проведенные членами Общества в 1932 и 1933 гг., носили иногда случайный характер, но на этой работе Общество сумело сколотить свой первоначальный актив, начало собирать свои силы и познавать свои возможности. 3а этот период всего было разработано в закончено 17 тем.
В 1934 г. научно-исследовательская работа приобрела более плановый характер и начала охватывать узловые вопросы авиационного строительства. Руководство, планирование и взаимоувязка всей научно-исcледавательской работы Общества были сконцентрированы в Научно-техническом совещании АВИАВНИТО и в комитетах и комиссиях оргбюро, об'единяющих в то же время работу соответcтвующих ячеек Общества.
Основной научно-исследовательской задачей, поставленной перед всей членской массой Общества, является работа в области технического обеспечения безопасности полета. Эту рвботу Общество повело в двух направлениях.
С одной стороны представлялось необходимым просуммировать и просистематизировать весь технический опыт, накопленный в этой области, как отечественный, так и иностранный. Проведение этой работы взяла на себя бригада во главе с инж. Афанасьевым, разработавшая к ноябрю детальный проект содержания "Авиакодекса".
С другой стороны в целях практического установления эффективности выявленных технических методов обеспечения безопасности полета и мобилизации общественных сил на новые изыскания в этой области самолетный комитет АВИАВНИТО выделил специальную бригаду во главе с представителем ВВА т. Евстафьевым, организовавшую конкурс на проектирование безопасного самолета, дав ему целевое назначение быть "ввоздушным автомобилем Форд", пригодным к эксплоатации в самых различных малоприспасабленных условиях (технические требования: простота управления, устойчивость, большой диапазон скоростей, посадка на вспаханное поле с малым пробегом, безопасность слепого полета и т. д.).
К ноябрю АВИАВНИТО приносит уже результаты конкурса: 12 проектов, по-разному и весьма оригинально разрешающих поставленную задачу создания безопасного самолета (в том числе 2 разных проекта самолета-"утки") с учетом нашего эксплоатационного опыта и результатов аналогичных иностранных работ, в частности американского канкурса. Очередная задача, стоящая перед Обществом, — использовать поступившие предложения для саздания об'единенных проектов, построить эти самолеты и продолжать дальнейшее экспериментирование в процессе летных испытаний с конечной целью дать стране "всюду проезжий", нетребовательный, безопасный самолет, обеспечивающий возможность сплошной авианизации СССР.
В середине 1934 г. оргбюро АВИАВНИТО поставило перед самолетным комитетом также и другую задачу, связанную с планом второй пятилетки, связанную с проблемой технической реконструкции нашего воздушного транспорта, — задачу дать стране скоростной транспортный самолет, необходимый для того, чтобы поднять социалистический воздушный транспорт на должную высоту. Для мобилизации максимального общественного внимания АВИАВНИТО вновь прибегло уже к испытанному методу конкурса, организовав его совместно с газетой "3а рулем". С участием 150 представителей конструкторов и эксплоатационников были разработаны подробнейшие технические условия, и АВИАВНИТО может отметить ноябрь развернутым конкурсом на скоростной транспортный самолет, всколыхнуешим широчайшую массу инженеров всего Союза, организовавших многочисленные бригады и с энтузиазмом принявшихся за решение поставленной задачи.
Наконец среди ряда других работ, предпринятых самолетным комитетом АВИАВНИТО и руководимыми им ячейками Общества, следует упомянуть о значительной работе, развернутой в области экспериментального глиссеростроения. Первой занялась этой работой ячейка АВИАВНИТО МАИ, спроектировавшая, построившая и спустившая на воду 3 глиссера с воздушным винтом, причем интереснейшим является последний глиссер "АВИАВНИТО-МАИ-3", в котором в целях лучшего разрешения проблемы устойчивости мотор расположен внутри глиссера, а воздушный винт выведен наверх при помощи метрового вала и редуктора. К этой работе с середины 1934 г. присоединилась ячейка АВИАВНИТО ЦАГИ, спроектировавшая, построившая и спустившая на воду 2 скоростных эюспериментальных глиссера с водяным винтом и ведущая в настоящее время работу над проектированием и постройкой еще 2 глиссеров с воздушным винтам. Следует также упомянуть о6 оригинальной (хотя и не слишком удачной) работе Ленинградского отделения АВИАВНИТО по проектированию и постройке комбинированного глиссера — аэрасаней, находящихся в настоящее время на экспериментальной эксплоатации в Карелии. Таким образом АВИАВНИТО в ноябре может рапортовать флотам о 6 научно-опытных глассерах, уже находящихся в экспериментальной эксплоатации.
К сожалению несколько отстала работа АВИАВНИТО в направлении моторостроения, так как в этой области по ряду причин оказалось трудным организовать общественную научно-исследовательскую работу. Тем не менее организованный только в середине 1934 г. моторный комитет АВИАВНИТО уже повел энергичную работу по организации конкурса на проектирование и постройку маломощных моторов и организовал ряд интереснейших экспериментальных работ в руководимых им ячейках Обществе. Из крупнейших работ, о завершении которых моторный комитет может рапортовать в ноябре, следует указать проект двигателя для геликоптера и проект маслоочистителя (ячейка АВИАВНИТО ЦИАМ; бригады инж. Рудина и инж. Коломацкого).
Следует также упомянуть о большой работе, развернутой ячейкой АВИАВНИТО завода им. Авиахима по конструированию в организации опытного производства пустотелого штампованного металлического винта, дающеги значительную экономию и значительно сокращающего производственный цикл (бригада инж. Экк).
Также еще только что развернулась работа АВИАВНИТО в области воздухоплавания. Первыми работами, к практическому проведению которых приступила воздухоплавательная комиссия АВИАВНИТО, является конструирование шара-прыгуна. Экспериментирование с ним должно дать материал для составления подробной инструкции его применения.
Одновременно развертывается работа по проектирования теплового аэростата и по организации конкурса на малый учебный дирижабль.
Значительные результаты АВИАВНИТО имеет в области планеростроения. Первой начала работу в этом направлении ячейка АВИАВНИТО МАИ, спроектировавшая и построившая 3 планера, участвовавших на Коктебельсквх состязаниях. Наиболее интересными из робот планерной комиссии оргбюро АВИАВНИТО, о которых Общество рапортует в ноябре, являются проекты тяжелых планерлётов (бригады инж. Колесникова, инж. Ромейко-Гурко, инж. Kоролева), а также проектирование и постройка электронного плана (так в тексте. м.б. планера? - прим. ред) ячейка АВИАВНИТО им. Авиахима (бригада инж. Кубицкого).
Кроме того особо следует отметить проектирование и постройку планера-орнитоптера ("летающий велосипеда") ячейкой АВИАВНИТО завода им. Менжинского бригадой инж. Черановского, готового к летным испытаниям.
В направлении изыскания новых авиаматериалов комитетом авиаматериалов оргбюро АВИАВНИТО развернута значительная, пока теоретическая, работа.
При этом специальная комиссия авиапоковок в составе 50 крупнейших специалистов обследовала состояние дела изготовления авиапоковок и снабжения ими авиазаводов и через оргбюро АВИАВНИТО внесла конкретные предложения в Совет труда и обороны СССР, на деле показав этим возможности АВИАВНИТО по оказанию общественного содействия разрешению вопросов большой государстиенной важности.
Из ряда законченных работ в области изыскания новых авиаматериалов и методов технологической обработки, с которыми АВИАВНИТО пришло к ноябрю, следует особо отметить весьма успешную работу ячейки АВИАВНИТО ГИПРОАВИА (бригада инж. Якобса) по отливке под давлением из электрона ответственнейших деталей авиамоторов. Наконец здесь же следует отметить работу проф. Инбера и инж. Бейлина по составлению картограммгы баз снабжения авиапромышленности.
Значительная работа развернута АВИАВНИТО в области диспетчеризации и по разрешению местных техникопроизводственных вопросов. Однако рамки статьи не позволяют остановиться на этом подробнее.
Последнее, что необходимо отметить, характеризуя работу АВИАВНИТО к ноябрю 1934 г., - это работу в новейшей и труднейшей области овладения стратосферой. Созданный в июле 1934 г. стратосферный комитет АВИАВНИТО вовлёк в свою работу уже свыше 70 членов и начинает завоевывать себе место крупнейшего организующего общественного авиационного и воздухоплавательного научно-исследовательского стратосферного центра.
Рапортуя в ноябре о результатах своей четырехмесячной работы, комитет представляет тщательно разработанный проект сверхвысотного самолета с скафандрой и специальным оборудованием к мотору, позволяющим рассчитывать на рекордную высоту, и 2 проекта стратостата "летающая лаборатория", предназначенного для длительного пребывания в стратосфере в целях ее всестороннего исследования.
Приведенный далеко не исчерпывающий перечень работ Общества несомненно показывает укрепление и рост Общества за 2 года существования, показывает его жизнеспособность и правильность линии, взятой его руководством.
Обществу есть с чем притти к XVII годовшине Октябрь.ской революции. Руководству Общества есть с чем предстать перед I Всесоюзным с'ездом Общества.
Однако одновременно многообразие работ и их распыленвость по сотне ячеек, комитетов и комиссий таят в себе опасность отвлечения внимания от основных научных проблем, стоящих перед Обществом, таят в себе опасность скатиться в бесплавовость. Предохранить от этого призвано недавно созданное при оргбюро АВИАВНИТО Научно-техническое совещание. Однако на сегодняшний день эта опасность еще не изжита и недостаток плановости в научно-исследовательской работе является вазнейшим недостатком деятельности Общества. Из числа других недостатков, которые следует отметить наравне с достижениями, упомянем далеко еще не налаженный обмен опытом и плохое использование печати.
Наконец следует особо подчеркнуть, что и организационная работа отнюдь не является еще завершенной. Еще крайне слабя охвачена периферия, а в уже существующих периферийных ячейках слабо развернута работа. Количество членов также еще далеко недостаточно, в частногти особенно слабо вовлечен инженерно-технический состав ВВС.
Дать установки к быстрому нахождению верной линии в дальнейшей работе, к лучшему исправлению имеющихся недостатков призван созываемый в ноябре с'езд Общества, который вместе с тем явится завершением организационного периода и откроет собой начало планомерной и целеустремленной научно-исследовательской работы Общества.
С'езд должен будет прежде всего легализовать само Общество, утвердить его устав и уточнить структуру сверху донизу, а также избрать полномочный совет Общества и президиум.
Затем необходимо будет найти формы лучшего руководства отделениями и ячейками Общества и установления лучшей взаимной связи н информации. Одновременно необходимо изыскать формы и методы, обеспечивающие лучший контакт с хозяйственным руководством и с профсоюзами. На с'езде необходимо будет найти формы лучшей организации обмена опытом и формы вовлечения масс членов в научно-исследовательскую работу Общества. С'езд должен будет найти формы планирования общественной работы и введения ее в единое плановое русло, гарантирующее от разнобоев и параллелизма внутри Общества и увязывающее его деятельность с общегосударственным планом и с работой НИИ и заводов. Наконед необходимо будет изыскать лучшие методы стимулирования активной общественной работы, в особенности в научно-исследовательской области.
На с'езде же во весь рост необходимо будет поставить вопрос финансовой базы Общества, крайняя узость и необеспеченность которой являются серьезным тормозом в быстром развертывании всех сторон деятельности Общества.
Вопросы повышения квалификации также должны будут занять на с'езде большое место, так как практикующиеся в настоящее время Обществом методы не являются достаточно удовлетворительными и не обеспечивают подтягивания инженерно-технического молодняка к возможности ведения самостоятельной научно-исследовательской работы.
На с'езде необходимо будет решить вопрос общественной печати, в особенности научно-технической периодики.
Наконец, что является и самым главным, хотя I с'езд Общества и должен быть по существу организационным, на с'езде должны быть обсуждены и определены основные направления научно-технической и научно-исследовательской работы Общества, которым явятся основой генерального плана научно-исследовательской работы Общества на 1935 г.: проблемы экспериментальной аэродинамики, проблемы техничегкого обеспечения безопасности полета, проблемы изучения и освоения стратосферы.
Успешное и верное разрешение этих вопросов обеспечит дальнейший бурный рост Общества во всех областях его работы, обеспечит успешное разрешение поставленных перед ним партией и правительством задач.

Их хроник Родионова за 1931 год:
  • 19 ноября 1931 специальным постановлением ЦК ВКП(б) "Об организации научных инженерно-технических обществ (НИТО)" было создано Всесоюзное авиационное научно-инженерно-техническое общество Авиавнито (сокращенно — АНИТО). Председателем АНИТО был П.И. Баранов. С 1931 по 1933 гг. заместителем П.И. Баранова в Авиавнито был Н.С. Аржаников, с сентября 1933 г. президиум общества возглавил И.С. Уншлихт. АНИТО занималось научно-технической пропагандой и популяризацией авиационной науки и техники, оказывало помощь в проектно-конструкторских работах.
  • В MAИ АНИТО, которое возглавили Н.С. Аржаников и Н.Л. Ган (заместитель — студент А. Агарков), оказало большое влияние на развитие проектно-конструкторской работы студентов. АНИТО-МАИ вошло в состав Авиавнито. Активисты АНИТО читали лекции в МАИ, в подшефных школах и ФЗУ. В АНИТО-МАИ имелась глиссерная бригада по проектированию и строительству аэроглиссеров, в бригаде было несколько групп.
  • В 1931 г. МосГИРД стала инициатором всесоюзной кампании по сбору пожертвований "На штурм стратосферы" (кстати, именно с этим "штурмом" связана идея высотного ракетоплана Королёва). Её продолжили стратосферные комитеты ОСОВИАХИМа и АвиаВНИТО.
Их хроник Родионова за 1932 год:
  • За два первых года своей деятельности АВИАВНИТО организовало 90 ячеек, объединивших 6000 человек.
Их хроник Родионова за 1933 год:
  • В декабре 1933 г. в плане опытного строительства советской авиапромышленности появилось упоминание о необходимости разработки транспортного самолета на основе скоростного бомбардировщика СБ. При этом предполагалось спроектировать новый фюзеляж, способный вместить 10-12 пассажиров, а крыло, оперение и остальные агрегаты сохранить. Для конструкторского отдела ЦАГИ данная работа не являлась первоочередной, поэтому создание машины могло задержаться на неопределенное время. Однако его ускорил конкурс на современный пассажирский самолет, объявленный в мае 1934 г. инженерным обществом "Авиавнито" и редакцией газеты "За рулем". Согласно объявленным условиям, новый лайнер должен был перевозить 5-12 пассажиров с багажом, развивать скорость 420-450 км/ч, обладать дальностью полета 1250-1500 км и потолком 7500 м. До установленного срока (1 мая 1935г.) жюри конкурса рассмотрело несколько десятков проектов различных авторов и коллективов, представивших в основном двухмоторные монопланы с совершенной аэродинамикой. Хотя ни один из этих проектов на практике в СССР не реализовали, сам конкурс в значительной степени повысил интерес к скоростным самолетам гражданского назначения. Не удивительно, что именно в этот период работы по созданию пассажирского самолета ЦАГИ, получившего обозначение АНТ-35, активизировались.
  • В 1933 в КАИ организовали планерный кружок, ставший планерной секцией АвиаВНИТО. Возглавил его инженер Воробьев Г.Н. Результатом работы небольшой конструкторской организации стали четыре планера и глиссер. Первыми аппаратами стали гидропланеры КАИ-1 в двух экземплярах. Испытания студенческих конструкций проводились на планерной станции КАИ, распложенной на правом высоком берегу Волги.
Их хроник Родионова за 1934 год:
  • В начале 1934 ГУ ГВФ совместно с Авиационным НТО (Авиавнито) - объявляло конкурс на проекты 5 и 25 местных скоростных гражданских самолетов.
  • 13 марта 1934 Авиавнито объявил конкурс на двухместный самолет с двигателем М-11 и закрытой кабиной. На конкурс поступили АИР-9, Анито-1, ЛК-1, АТ-1 и ВВА-1. Заданный диапазон скоростей достигнут не был, но максимальную - превысили.
  • 8 мая 1934 ВО Авиавнито и газетой "За рулем" был объявлен конкурс на проект скоростного пассажирского самолета. В.Н.Беляев предложил салолет типа летающее-крыло - развитие схем планеров БП-2 и БП-3.
  • В мае 1934 НТО Авиавнито и редакцией газеты "За рулем" "с целью постепенного отбора из числа представленных проектов самолетов тех из них, по которым могут быть построены машины с достаточной гарантией их будущих летных свойств" создали комиссию. Надо было представить машины к 1 мая 1935. ТТ - для одномоторного и двухмоторного под М-17 и М-34 и менее желательные РЦ и ИС. Начальник Аэрофлота И.С. Уншлихт одновременно был и председателем Авиавнито. И.Р. Гроза - начальник НТУ Аэрофлота - председателем самолетного комитета Авиавнито. Председатель жюри - А.И. Некрасов - зам. начальника ЦАГИ. Вторую премию получил В.Н. Беляев - самолет был рекомендован к постройке, но не был как и все конкурсные. Позже был реализован в военном варианте как ДБ-ЛК.
  • 5 июля 1934 в АВИАВНИТО на конкурс поступил и был рассмотрен и одобрен проект самолета "Ленинградский комсомолец" Г.И. Бакшаева.
Их хроник Родионова за 1935 год:
  • В конце января 1935 конкурсная комиссия ВО Авиавнито и газеты "За рулем" начала подводить итого конкурса на проект скоростного пассажирского самолета, объявленного 8 мая 1934. Поступило почти 60 проектов. В.Н. Беляев предложил салолет типа летающее-крыло - развитие схем планеров БП-2 и БП-3 и он пошел во 2-й тур.
  • 6 апреля 1935 состоялся первый старт ракеты АвиаВНИТО.
  • В начале мая 1935 были подведены итоги конкурса на скоростной транспортный самолет АВИАВНИТО и получили 50 проектов.
  • 20 мая 1935 Комитет конкурса АВИАВНИТО был на приеме у A.К. Орджоникидзе и тот удивился, что в опытных КБ проектируются, а на заводах строятся самолеты вне плана, вне нормальнеой работы ОКБ - запретил.
  • К лету 1935 когда был детально проработан проект ХАИ-Авиавнито-4 С.И. Кузьмина началась постройка самолета, но вскоре прекратилась.
  • 22 июля 1935 ВСНТО направил Зам. пред. ячейки Авиавнито ЦАГИ письмо за № 30/26/с с ТТТ по двухмоторным скоростным транспортным самолетам по варианту, разработанному НИИ ВВС РККА и утвержденным Нач. УВВС Я.И. Алкснисом для руководства при разработке проекта на второй тур конкурса Авиавнито скоростных ТС. В ЦАГИ поступили 23 июля 1935 и получило № 2241с.
  • 22 июля 1935 ВСНТО направил Зам. пред. ячейки Авиавнито ЦАГИ письмо за № 31/27/с с ТТТ по одномоторному скоростному самолету по спец. варианту, разработанному НИИ ВВС РККА и утвержденным Нач. УВВС Я.И. Алкснисом для руководства при разработке проекта на второй тур конкурса Авиавнито скоростных ТС. В ЦАГИ поступили 23 июля 1935 и получило № 2242с.
  • 2-9 сентября 1935 была проведена круговая гонка 34 легких самолетов аэроклубной авиации (два отряда У-2, звено АИР-6, АИР-9, АИР-10, Авиавнито-1, КАИ-1, Г-15, Г-20, П-5, Сталь-3). Победил Ю.И. Пионтковский на АИР-10.
  • 30 сентября АНИТО-1 Н.Г. Нурова и С.А. Элибекяна победил в конкурсе АВИАВНИТО из 10 самолетов.
  • 14 декабря 1935 судя по фото была подготовлена схема самолета АНИТО-1 (АВИАВНИТО-1) завода им. Молотова Н.Г. Нурова и С.А. Элибекяна.
Их хроник Родионова за 1936 год:
  • 6 апреля 1936 состоялся старт ракеты АвиаВНИТО А.И. Полярного со спирто-кислородным ЖРД-12к - была заметка в Правде.
  • В июле 1936 на объединенном заседании Осоавиахима и Авиавнито были подведены итоги конкурса, объявленного в том же году, и приняли два проекта - одноместный В.К. Грибовского, который хотя и не соответствовал требованиям, но был реализован, и двухместный В.В. Никитана, реколмендованнеый к постройке. Обоим дали Вальтер-Микроны по 50 л.с. Плюс 4 импортных мотора были выделены авторам еще 4 проектов.
  • 19 августа 1936 АВИАВНИТО провело совещание, посвященное борьбе с обледенением. Избрали координационную комиссию во главе с В.В. Хрипиным.
  • 14 сентября 1936 Э.И. Шварц начал испытания ХАИ Авиавнито-3 ("Сергей Киров") А.А. Лазарева и случайно выполнил первый полет 15 сентября.
  • В середине сентября 1936 начались испытания планерлета Авиавнито-3 "Сергей Киров" Г.С. Попова, А. Герасимова и др.
  • 23 сентября 1936 состоялся первый полет самолета АВИАВНИТО ХАИ-3. 30 минутный по коробочке. Мог взлетать сам при весе до 2200 кг.
  • 27 сентября 1936 Э.И. Шварц выполнил на ХАИ Авиавнито-3 ("Сергей Киров") первый полет по кругу.
  • Осенью 1936 был готов планеролет ХАИ-Авиавнито-3 "Сергей Киров", построенный под руководством А.А. Лазарева.
  • 1 декабря 1936 летчики ГВФ В.А. Бородин и Э.И. Шварц перегнали планерлет ХАИ-АВИАВНИТО-3 "Сергей Киров" из Харькова в Москву.
Их хроник Родионова за 1937 год:
  • 11 апреля 1937 г. состоялся первый пуск 1,5 метровой ракеты "Авиавнито" на жидком топливе (этиловый спирт и жидкий кислород), разработанной в РНИИ. Институт был создан в 1934г путем обьединения ГИРД (руководитель В.В.Разумов г. Ленинград) и МосГИРДа. В РНИИ продолжили работу Б.С.Петропавловский, Г.Э.Лангемак, Л.Э.Шварц, Ф.Н.Пойда, С.П.Королев. Отдел боевых пороховых ракет остался в г. Ленинграде и успешно работал над снарядами калибра 82-мм и 132-мм. Руководил работой В.А.Артемьев и И.Т.Клейменов.
  • 15 августа 1937 состоялся старт ракеты АвиаВНИТО в РНИИ, и она взлетела с шеста в 48 м на 2400-3000 м.
  • В 1937 В.В. Никитин сделал У-5 в рамках конкурса АВИАВНИТО 1934 и он был испытан.

В.Л. Лахтин