ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

Зернов В.М. Пионер авиэточного дела в СССР


В ВВФ за 1928 год в номере за сентябрь на странице 9 есть фотография с подписью "Зернов В.М. Пионер авиэточного дела в СССР". Находится это фото в статье не имеющей никакого отношения ни к авиэтке ни к лётчику. Да и во всём номере нет ни одного слова про Зернова В.М. Посему, данная публикация - синтетика из единственной фотографии из ВВФ 1928'9 и текстов из сети.


Зернов В.М. Пионер авиэточного дела в СССР
Зернов В.М. Пионер авиэточного дела
в СССР (на фоне de Havilland DH.53
Humming Bird - прим. ред.)
Валентин Михайлович Зернов (25 марта 1895, Санкт-Петербург — 7 октября 1925, Коктебель) — русский и советский лётчик, планерист, лётчик-испытатель, участник Первой мировой и Гражданской войны, один из наиболее известных военных специалистов Красной Армии, подполковник РККА, начальник лётной части Академии Воздушного Флота им. Н. Е. Жуковского, кавалер ордена Красного Знамени (1922 г.)
Родился 25 марта 1895 года в Санкт-Петербурге. Военную службу начал вольноопределяющимся, рядовым на завершающем этапе Первой мировой войны. В качестве "охотника" (добровольца) был направлен на теоретические авиационные курсы при Петроградском политехническом институте. В числе ста лучших офицеров и солдат, выпускников Курсов, был отправлен для обучения полётам в Англию. Окончил Военную школу в Оксфорде и 17.07.1917 года получил свидетельство на право пилотирования "Де Хэвилленд-6-Биплан". Из английской аттестации кадета Зернова (лист 57): "Солдат Михаил Зернов — Морис Форман, D.H.6, В.Е.2Е, В.Е.12, R.E.8 Налётано самостоятельно 47 часов. Лётчик хороший. Пригоден к полётам на различных машинах. Солдат хороший". После Октябрьского переворота добровольно вступил в РККА. Во время Гражданской войны В. М. Зернов, получив звание "красного военлёта" служил в 1-м авиаотряде 3-й воздушной эскадрильи. На 2-м Всероссийском авиационном съезде в Москве в июне 1918 года был избран в действительные члены Всероссийского совета авиации. Участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа. За спасение пилота, чей самолёт был подбит и совершил вынужденную посадку на лёд Финского залива, В. М. Зернов был удостоен высшей на тот момент награды страны — ордена Красное знамя (Приказ Реввоенсовета Республики № 67 1922 год). С 1923 года служил в авиагарнизоне Минска. По выходным дням устраивал минчанам авиационные представления, виртуозно демонстрируя фигуры высшего пилотажа. Снискал себе прозвище "Свой Уточкин". Вел большую общественно-просветительскую работу, читал лекции в клубе им. К. Маркса об истории авиации.
Назначен начальником лётной части Академии Воздушного Флота имени профессора Н.Е. Жуковского.
В 1925 году Зернов участвовал в III Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле. Одним планеров, на котором совершались полеты был АВФ-23 "Красная Пресня". Он был построен по проекту и под руководством слушателя Академии Воздушного Флота И.И. Артамонова.
7 октября Зернов во время полета на планере "Красная Пресня" погиб. Взлёт был совершён с южного старта при сильном ветре (15 – 16 м/с). Планер стало сносить ветром назад на старт. В целях увеличения скорости лётчик перевел планер в пикирование. При попытке вывода из него, планер разрушился (сообщается об изломе одной консоли). При этом пилот был выброшен из планера на высоте пятидесяти метров.


[...] один "Колибри" с мотором "Томтит" отправился в Советский Союз. Авиетку приобрели через посредничество компании "Аркос" для спортивной секции Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). Машина прошла в Англии приемочные испытания, а затем разобрана, запакована и морем доставлена в Ленинград. Оттуда DH.53 перевезли в Москву. В марте 1925 года авиетку передали в Военно-воздушную академию, где ее планировали изучить и испытать.
Слушатели академии провели полную разборку и сборку "Колибри". Двигатель испытали на стенде. По советским данным, максимальная мощность у него равнялась 24 л.с., а не 26 л.с.
Летные испытания тоже проводили слушатели. Много полетов совершил В.М. Зернов. Программа предусматривала определение максимальной скорости, потолка, длины разбега и пробега. Авиетка летала как со штатным винтом, привезенным из Англии, так и с пропеллером конструкции Кузнецова, изготовленным в мастерских академии. Последний оказался хуже, особенно это сказалось в увеличении разбега. С "родным" винтом данные тоже получились немного ниже, чем у английских испытателей. Особенно пострадал практический потолок, не превышавший 1830 м. Набор этой высоты занимал 50 мин. Устойчивость и управляемость оценили как удовлетворительные.
В апреле 1925 года "Колибри" передали Спортивной секции ОДВФ. 14 июля того же года его продемонстрировали на воздушном празднике в Москве. Самолет пролетел над участниками митинга, собравшимися на Центральном аэродроме. Позже ОДВФ влился в состав общества Авиахим, которому стал принадлежать и авиационно-спортивный отдел.
В марте 1927 года DH.53 совершил перелет Москва — Серпухов — Москва. Пилотировал авиетку Ю.И. Пионтковский. В организации перелета принял участие известный впоследствии авиаконструктор А.С. Яковлев. Он написал в журнале "Авиация и химия": "Авиетка быстро оторвалась от земли и, набрав высоту 500 м, направилась в Серпухов". Пионтковскому мешал сильный встречный ветер, вызвавший болтанку. Летчик даже побоялся, что крылья отломятся. Расстояние в 100 км "Хамминг берд" пролетел за два часа. На обратном пути начал барахлить маслонасос. Пройдя расстояние в 30 км, Пионтковский вернулся в Серпухов. После ремонта он вновь отправился в путь, но направление ветра изменилось — он вновь дул в лоб. Обратный путь тоже занял около двух часов. Это был первый в Советском Союзе полет авиетки за пределами аэродрома.
Когда эту машину списали, установить не удалось. [...]