![]()
|
![]() |
Зернов В.М. Пионер авиэточного дела в СССР
В ВВФ за 1928 год в номере за сентябрь на странице 9 есть фотография с подписью "Зернов В.М. Пионер авиэточного дела в СССР". Находится это фото в статье не имеющей никакого отношения ни к авиэтке ни к лётчику. Да и во всём номере нет ни одного слова про Зернова В.М. Посему, данная публикация - синтетика из единственной фотографии из ВВФ 1928'9 и текстов из сети.
![]() в СССР (на фоне de Havilland DH.53 Humming Bird - прим. ред.) Родился 25 марта 1895 года в Санкт-Петербурге. Военную службу начал вольноопределяющимся, рядовым на завершающем этапе Первой мировой войны. В качестве "охотника" (добровольца) был направлен на теоретические авиационные курсы при Петроградском политехническом институте. В числе ста лучших офицеров и солдат, выпускников Курсов, был отправлен для обучения полётам в Англию. Окончил Военную школу в Оксфорде и 17.07.1917 года получил свидетельство на право пилотирования "Де Хэвилленд-6-Биплан". Из английской аттестации кадета Зернова (лист 57): "Солдат Михаил Зернов — Морис Форман, D.H.6, В.Е.2Е, В.Е.12, R.E.8 Налётано самостоятельно 47 часов. Лётчик хороший. Пригоден к полётам на различных машинах. Солдат хороший". После Октябрьского переворота добровольно вступил в РККА. Во время Гражданской войны В. М. Зернов, получив звание "красного военлёта" служил в 1-м авиаотряде 3-й воздушной эскадрильи. На 2-м Всероссийском авиационном съезде в Москве в июне 1918 года был избран в действительные члены Всероссийского совета авиации. Участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа. За спасение пилота, чей самолёт был подбит и совершил вынужденную посадку на лёд Финского залива, В. М. Зернов был удостоен высшей на тот момент награды страны — ордена Красное знамя (Приказ Реввоенсовета Республики № 67 1922 год). С 1923 года служил в авиагарнизоне Минска. По выходным дням устраивал минчанам авиационные представления, виртуозно демонстрируя фигуры высшего пилотажа. Снискал себе прозвище "Свой Уточкин". Вел большую общественно-просветительскую работу, читал лекции в клубе им. К. Маркса об истории авиации.
Назначен начальником лётной части Академии Воздушного Флота имени профессора Н.Е. Жуковского.
В 1925 году Зернов участвовал в III Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле. Одним планеров, на котором совершались полеты был АВФ-23 "Красная Пресня". Он был построен по проекту и под руководством слушателя Академии Воздушного Флота И.И. Артамонова.
7 октября Зернов во время полета на планере "Красная Пресня" погиб. Взлёт был совершён с южного старта при сильном ветре (15 – 16 м/с). Планер стало сносить ветром назад на старт. В целях увеличения скорости лётчик перевел планер в пикирование. При попытке вывода из него, планер разрушился (сообщается об изломе одной консоли). При этом пилот был выброшен из планера на высоте пятидесяти метров.
[...] один "Колибри" с мотором "Томтит" отправился в Советский Союз. Авиетку приобрели через посредничество компании "Аркос" для спортивной секции Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). Машина прошла в Англии приемочные испытания, а затем разобрана, запакована и морем доставлена в Ленинград. Оттуда DH.53 перевезли в Москву. В марте 1925 года авиетку передали в Военно-воздушную академию, где ее планировали изучить и испытать.
Слушатели академии провели полную разборку и сборку "Колибри". Двигатель испытали на стенде. По советским данным, максимальная мощность у него равнялась 24 л.с., а не 26 л.с.
Летные испытания тоже проводили слушатели. Много полетов совершил В.М. Зернов. Программа предусматривала определение максимальной скорости, потолка, длины разбега и пробега. Авиетка летала как со штатным винтом, привезенным из Англии, так и с пропеллером конструкции Кузнецова, изготовленным в мастерских академии. Последний оказался хуже, особенно это сказалось в увеличении разбега. С "родным" винтом данные тоже получились немного ниже, чем у английских испытателей. Особенно пострадал практический потолок, не превышавший 1830 м. Набор этой высоты занимал 50 мин. Устойчивость и управляемость оценили как удовлетворительные.
В апреле 1925 года "Колибри" передали Спортивной секции ОДВФ. 14 июля того же года его продемонстрировали на воздушном празднике в Москве. Самолет пролетел над участниками митинга, собравшимися на Центральном аэродроме. Позже ОДВФ влился в состав общества Авиахим, которому стал принадлежать и авиационно-спортивный отдел.
В марте 1927 года DH.53 совершил перелет Москва — Серпухов — Москва. Пилотировал авиетку Ю.И. Пионтковский. В организации перелета принял участие известный впоследствии авиаконструктор А.С. Яковлев. Он написал в журнале "Авиация и химия": "Авиетка быстро оторвалась от земли и, набрав высоту 500 м, направилась в Серпухов". Пионтковскому мешал сильный встречный ветер, вызвавший болтанку. Летчик даже побоялся, что крылья отломятся. Расстояние в 100 км "Хамминг берд" пролетел за два часа. На обратном пути начал барахлить маслонасос. Пройдя расстояние в 30 км, Пионтковский вернулся в Серпухов. После ремонта он вновь отправился в путь, но направление ветра изменилось — он вновь дул в лоб. Обратный путь тоже занял около двух часов. Это был первый в Советском Союзе полет авиетки за пределами аэродрома.
Когда эту машину списали, установить не удалось. [...]
|