В осуществлении заветной мечты человечества - покорении воздушного пространства - наша Родина занимает ведущее место. В теоретических трудах М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, Н. Е. Жуковского, К. Э. Циолковского, С. А. Чаплыгина и других талантливых русских ученых прошлого были заложены основы развития отечественного самолетостроения. Благодаря этому уже в 1911-1913 годах в России были созданы тяжелые многомоторные самолеты «Гранд-Балтийский», «Русский витязь», «Илья Муромец».
После победы Великой Октябрьской социалистической революции, в условиях иностранной интервенции и гражданской войны, восстановления разрушенного народного хозяйства важная роль в защите завоеваний молодой Советской республики отводилась авиации. Декретами Советской власти, подписанными В. И. Лениным, национализировались авиационные заводы, закладывался фундамент Советских Военно-Воздушных Сил и гражданского Аэрофлота.
Сейчас трудно себе представить, что к началу мая 1918 года у Республики было всего около 300 способных летать самолетов, в большинстве своем устаревших иностранных марок, а в 1923 году регулярно действовала единственная авиатрасса Москва - Нижний Новгород, по которой на высоте 250 метров, без радиосвязи, ориентируясь лишь по рекам и железной дороге, летал закупленный у фирмы «Юнкерс» аэроплан Ю-13 с символическим названием «Ультиматум».
Прошло всего несколько лет после победы Великого Октября, и конструкторские коллективы по самолетостроению, возглавляемые А. Н. Туполевы м, Н. Н. Поликарповым, А. И. Путиловы м и Д. П. Григоровичем, спроектировали и построили первые советские военные и гражданские самолеты.
Начало большого пути советской авиации характеризуется поиском решений повышения надежности, улучшения летных и эксплуатационных характеристик самолетов. В то время преобладали «классические» бипланы (У-2, ПР-5) и монопланы (Г-1, К-5, ПС-9) со свободнонесущими очень толстыми крыльями и сравнительно «грубым» фюзеляжем, разрабатывались методы конструирования, накапливался экспериментальный материал по аэродинамике, динамике полета и проблемам прочности, создавались первые цельнометаллические самолеты. Основными конструктивными материалами для самолетов были дерево, авиационная фанера и полотно. Конструкция из них получалась простая, дешевая и легко ремонтируемая. Вместе с тем еще в 20-е годы по инициативе А. Н. Туполева на Кольчугинском заводе (Ярославская область) для нужд авиастроения было налажено производство отечественного легкого металла - кольчугалюминия. Первым советским цельнометаллическим самолетом стал небольшой трехместный моноплан АНТ-2, а в 1925 году прошел летные испытания один из самых крупных самолетов 20-х годов АНТ-4.
В 1932 году конструкторское бюро А. Н. Туполева приступило к созданию цельнометаллического моноплана с крылом большого размаха и одним двигателем М-34. Летом 1937 года на самолете А Н-25 экипаж под командованием В. П. Чкалова совершил беспосадочный перелет Москва -Портленд (США) протяженностью более 9 тысяч километров, а экипаж М. М. Громова почти по такому же маршруту пролетел 11 500 километров. Многие самолеты, созданные в конструкторских бюро Н. Н. Поликарпова и А. Н. Туполева, стали настоящими «долгожителями», десятки лет состояли на вооружении Военно-Воздушных Сил СССР и обслуживали нужды народного хозяйства. Так, например, самолет У-2 (ПО-2) вошел в историю как легендарный ночной бомбардировщик времен Великой Отечественной войны, а все рекордные достижения и выдающиеся дальние перелеты, в том числе на Северный полюс, совершенные в предвоенные годы на самолетах марки «АНТ», просто трудно перечислить. Подобных самолетов еще не было за рубежом, а перелеты принесли мировую славу и отечественному самолетостроению, и советским летчикам.
В середине 30-х годов начался следующий этап в развитии самолетостроения - «быстрее, выше, дальше». Вот его основные направления: постепенный переход к монопланам, уменьшение площади и толщины крыла, улучшение аэродинамических характеристик за счет обтекаемости фюзеляжа, убирающегося шасси, механизации крыла, применение металлических винтов изменяемого шага (ВИШ), разработка новых мощных высотных поршневых двигателей. В период с 1930 по 1939 год был построен ряд тяжелых многомоторных самолетов (Г-2, АНТ-14, «Правда», ПС-124 и другие). Наиболее ярким воплощением этого направления в отечественном самолетостроении стал восьмимоторный гигант АНТ-20 «Максим Горький», который брал на борт 80 пассажиров, имел максимальную скорость 280 километров в час и дальность полета 2 тысячи километров. В то время ом был самым большим самолетом в мире. Важную роль в пропаганде достижений отечественной авиационной промышленности сыграл самолет АНТ-14 «Правда» (см. обложку), который входил в состав агитэскадрильи.
Наряду с созданием тяжелых многомоторных самолетов также успешно развивалось конструирование и строительство легкомоторных и спортивных самолетов, значение и роль которых в народ-ном хозяйстве, а также в развитии научно-технического творчества и приобщении к авиации молодежи трудно переоценить. Один из них, самолет АН-6 конструкции А. С. Яковлева, представлен в комплекте открыток.
В 30-х годах строились и испытывались пассажирские гидросамолеты и самолеты-амфибии конструкции В. Б. Шаврова (Ш-2) и Г. М. Бериева (МП-1).
Успешная индустриализация страны позволила Аэрофлоту начиная с 1935 года полностью перейти на эксплуатацию самолетов отечественного производства (ПС-40, ПС-З5, ПС-89, ХАИ-1), которые по летным и техническим данным не уступали самолетам иностранных фирм. В 1940 году гражданская авиация СССР стала важной частью единой транспортной системы, составным звеном оборонного потенциала страны.
Опыт, полученный в конструкторских бюро в предвоенные годы по проектированию и созданию большого числа серийных и экспериментальных самолетов, а также знания, накопившиеся в научно-исследовательских институтах авиационной промышленности, определили следующий этап в развитии советского самолетостроения, характеризующийся резким повышением скорости, увеличением высоты и дальности полета, созданием прославленных самолетов-победителей «огненных лет».
(с) Художник М. З. Петровский. 1990. (с) Составитель н автор аннотаций Н. К. Костенко. 1990. (с) Автор вступительной статьи В. П. Сидоров. 1990. Рецензент Ю. В. Макаров Редактор А. П. Стахолевич. Литературный редактор П. А. Трепцова
"Изобразительное искусство". Москва. 1990 4-893. 150 000. 2351 Ордена Трудового Красного Знамени Московская типография №2 Госкомпечати СССР. Проспект Мира, 105