И-16, Пе-2, Ил-2, По-2... Для советских людей старшего и среднего поколений эти сочетания букв и цифр - нечто большее, чем просто обозначения марок самолетов. Большее, ибо за долгих 1418 дней Великой Отечественной войны жизнь советских воинов неисчислимое множество раз зависела от моторов и оружия этих самолетов, от мужества и мастерства их пилотов.

Оценить творения советских авиаконструкторов пришлось и немецким генералам, потерявшим в этой войне две трети своей авиации. Максимальная простота, экономичность и технологичность советских конструкций дали возможность быстро наладить производство боевых машин на эвакуированных в глубь страны заводах. Неумолимым грозным потоком шли на фронт самолеты, выпускаемые советскими заводами. Начиная с великой битвы на Орловско-Курской дуге, господство советской авиации в воздухе стало полным.

Но есть еще одно обстоятельство, о котором стараются умалчивать битые фашистские генералы: основные советские самолеты превосходили вражеские не только количеством, но и качеством.

Из множества типов самолетов быстро выделилась группа основных машин. Как в советских, так и в германских ВВС упор был сделан на боевые самолеты тактического назначения. В классе истребителей с двигателями водяного охлаждения 'мессершмиттам-109' противостояли наши ЯКи. В классе истребителей с двигателями воздушного охлаждения против 'фоккевульфов-190' дрались самолеты конструкции Лавочкина. Пикирующие бомбардировщики 'юнкерс-88' встретили сильных соперников - Пе-2. Наконец, против немецких штурмовиков-пикировщиков 'юнкерс-87' и дальних двухмоторных бомбардировщиков 'хейнкель-111' мы выставили великолепные штурмовики и дальние бомбардировщики конструкции Ильюшина.

Созданные накануне войны или в ее разгаре советские самолеты оказались самыми совершенными боевыми машинами военных лет. Наши основные самолеты превосходили немецкие не только по простоте и технологичности, но и по скорости и вооружению. Советская авиация имела более высокую культуру аэродинамики и веса. Советские истребители раньше, чем истребители других стран, получили пушечное вооружение: автоматические пушки калибра 20, 37, 45 мм. Советская авиация первая применила ракетные снаряды.

В сражениях Великой Отечественной войны столкнулись не только две идеологии, не только мужество и отвага солдат, искусство и воля военачальников, но и опыт, талант конструкторов - создателей боевой техники.

В подборке художника В. Иванова представлены точные изображения советских боевых самолетов. Давно сняты они с вооружения нашей армии, но эти уже кажущиеся архаичными машины, это 'старое, но грозное оружие' достойно того, чтобы навсегда сохраниться в памяти советского народа, выстоявшего и победившего в беспощадной схватке с фашизмом.

Примечания: 1) На изображенных самолетах голубая половина - вид снизу, а зеленая - вид сверху. 2) На всех открытках вид самолета спереди выполнен в более мелком масштабе, чем две другие проекции.


По-2 (У-2). Конструктор Н. Поликарпов, 1928 год
[+]увеличенное изображение[+]



По-2 (У-2). Конструктор Н. Поликарпов, 1928 год

Опубликовано : 2024-05-08

Автор © : Издательство 'Изобразительное искусство', 1971


Один из самых удивительных советских самолетов, участвовавших в Великой Отечественной войне. Начиная с 1928 года производство этих самолетов продолжалось долгие годы. Этот единственный и неповторимый случай в истории мировой авиации объясняется совершенством конструкции самолета. Универ-сальность конструкции, заложенные в ней большие возможности позволили использовать По-2 (У-2) для выполнения самых различных задач. По-2 был связным самолетом, ночным корректировщиком артиллерийской стрельбы, разведывательным, пропагандистским, санитарным самолетом и легким ночным бомбардировщиком. На самолетах По-2 в годы войны летали летчицы женского авиаполка легких ночных бомбардировщиков под командованием Е. Д. Бершанской. Двадцать три летчицы этого полка были удостоены звания Героя Советского Союза. Скорость самолета - 146 км/час, вооружение - пулемет 7,62 мм и 300 кг бомб.

Прокомментировать
Ваше имя *
Ваш комментарий *
CAPTCHA *