Грибовский Владислав Константинович и его аппараты
(планеры, самолёты и мотопланеры)
1948
Грибовский Владислав Константинович (7 сентября 1899 - 9 мая 1977) - авиаконструктор, лётчик.
В РККА с 1919 года.
Окончил Петроградские артиллерийские курсы командного состава РККА (1920),
Егорьевскую теоретическую школу лётчиков (1921),
1-ю Московскую высшую школу военных лётчиков (1923),
Севастопольскую лётную школу (1923),
Высшую военно-авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания (1924).
В 1924 г. после окончания учебы направлен на службу в 3-ю истребительную эскадрилью, базирующуюся в Киеве.
В 1924 г. на II Всесоюзных планёрных испытаниях (ВПИ) в числе первых девяти советских пилотов (Арцеулов, Грибовский, Зернов, Калан, Кравцов, Рудзиг, Серегеев, Тарасов и Яковчук) получил звание пилота-парителя.
В 1925 г. инструктор в школе повышения лётного мастерства "Стрельбом" (г. Серпухов) и после перевода школы - в ВАШЛ (г. Оренбург).
В 1930 – 1932 гг. начальник Московской школы лётчиков ОСОАВИАХИМа.
В 1932 – 1938 гг. заместитель начальника, затем начальник Московского конструкторского бюро (МКБ) ОСОАВИАХИМа.
В 1938 – 1939 гг. главный конструктор, затем начальник Опытного отдела Завода № 3 ОСОАВИАХИМа.
В 1939 – 1943 гг. начальник и главный конструктор ОКБ-28 (в декабре 1939 ОКБ создавалось как филиал Завода № 301).
В 1941 г. ОКБ-28 переведено на Завод № 471 (г. Шумерля), где выпускался десантный Г-11 (Г-29).
В 1943 – 1948 гг. главный конструктор и директор планерного Завод № 463 (г. Рязань).
В декабре 1948 г. в связи с ликвидацией КБ на Заводе № 463 подает в отставку в звании полковника и увольняется в запас.
Под руководством Грибовского созданы планеры:
Г-2бис, после издания в 1930 г. СнабОСОАВИАХИМом комплекта чертежей планера, строился силами планерных секций ОСОАВИАХИМа настолько массово, что общее количество построенных аппаратов не поддаётся даже приблизительному исчислению (как он пишет в автобиографии: "[...] нет пилотов-парителей, а тем более мастеров, не проходивших тренировку на моих конструкциях" - прим. ред.),
парители Г-6, Г-7 (на нём В.А. Степанчонок на VI ВПИ установил советский рекорд продолжительности полета, пробыв в воздухе более 10 часов) и Г-13,
Г-9 - однин из основных учебных планеров СССР в предвоенный период, строившийся серийно на Планерном заводе ОСОАВИАХИМа и широко использовавшийся для буксировки и фигурных полетов,
первые в СССР гидропланёры Г-12 и Г-16,
Г-14 - планер, ставший платформой для выдающихся достижений: "летающей цистерны (ЦЛ-2А)" для заправки топливом в полёте самолётов, буксировки планеров и достижение полёта в стратосфере (т.н. "цепочка Щербакова") и отработки варианта планерной стратосферной гермокабины,
Г-11 (Г-29) - транспортно-десантный планер, строившийся серийно и широко применявшийся в т.ч. для обеспечения снабжения партизанского движения в Великую Отечественную Войну 1941-1945 гг.
Также созданы спортивно-тренировочные самолёты Г-8, Г-10, Г-22, Г-23 (в т.ч. с автомобильным двигателем), учебно-тренировочный бомбардировщик Г-27, мотопланер Г-11М (Г-30).
На самолётах и планёрах Грибовского В.К. установлен ряд мировых рекордов - на Г-22 в июле 1938 года Е. Медников установил мировой рекорд скорости в своей категории, достигнув скорости 165 км/ч; летчик И. Гродзянский на Г-23 установил рекорд высоты 7266 м.
Грибовский В.К. был страстным энтузиастом авиациии, стоял у истоков планеризма в СССР, буксировки планеров различными способами, использования их в научно-исследовательских работах - его вклад в эту отрасль фундаментален и многогранен.
Владислав Константинович в 1926 г. первым в СССР предложил примененить самолёт для подъема (буксировки) многоместного планера.
В 1931 г. опыты по буксировке планера были осуществлены В.К. Грибовским на Г-2бис в Московской школе летчиков ОСОАВИАХИМа в Тушино.
В 1934 г. впервые в мире был осуществлён подхват в воздух c земли планера Г-9 пролетающим над ним самолетом У-2.
Осенью 1936 г. летчик-испытатель П.М. Стефановский установил мировой рекорд буксировки, когда на планере Г-9, буксируемым И-15, он поднялся на высоту 10 360 м.
Стоит добавить, что в 1936 г. серийное производство Г-9 было развёрнуто в Турции. Это сделало планер первой конструкцией СССР, производимой за границей.
Осенью 1935 г. воздушный поезд в составе самолета П-5Л и планера Г-14 ЦЛ-2А совершил беспосадочный буксирный перелет из Москвы в Коктебель протяженностью 1 524 км, установив мировой рекорд беспосадочной буксировки планера. Т.о. планер-цистерна увеличила беспосадочную дальность П-5Л почти в два раза (!).
Для проверки возможности использования планеров в качестве отделяемой кабины стратостатов 4 июля 1938г. субстратостат "СССР ВР-61" поднял планер Г-9 на высоту 5 000 м, с которой планерист В.М. Ильченко спланировал на место старта.
На воздушном параде в Тушино в 1938 г. демонстрировался поезд из 9 планеров Г-9, буксируемых самолетом ТБ-1, а на параде в 1939 г. - уже из 11 планеров Г-9. И это достижение до сих пор не превзойдено!
За время работы в ОСОАВИАХИМе награжден 2 знаками активиста, знаком "ЗАОР" (За активную оборонную работу), грамотой ЦИК Союза (1933).
Награжден орденом Ленина (02.03.1945),
орденом Красного Знамени (03.11.1944),
медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.",
юбилейной медалью "ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии",
за неоценимый вклад планеров Г-11 в задачи поддержки партизанских отрядов Белоруссии одним из немногих советских воинов-тыловиков награжден медалью "Партизану Отечественной войны I степени".
Грибовский Владислав Константинович (7 сентября 1899 - 9 мая 1977)
редакция сайта
Некоторые материалы о В.К. Грибовском в сети:
Автобиография Грибовского Владислава Константиновича на airaces.ru.
М.А. Маслов "Легкие крылья Грибовского"
(
часть 1,
часть 2,
часть 3,
часть 4
).
Александр Кириндас "Рожденный ездить летать не может?"
(
часть 1,
часть 2,
часть 3,
).
Характеристики аппаратов в таблице ниже - компиляция данных из различных источников (приведены в порядке убывания значимости при цитировании):
К.В. Грибовский "Развитие транспортного планеризма", Москва, Машиностроение, 1993
А.П. Красильщиков "Энциклопедия Планеры России", Москва, Poligon Press, 2005
М.А. Маслов "Легкие крылья Грибовского", Москва, АвиаМастер, 2002
(аппараты в таблице идут в алфавитном порядке индекса конструкции)
№
Г-1
Г-2
Г-2бис
Г-3
Г-4
Г-5
Г-6
Г-7
Г-8
Г-9
Г-10
№
Г-11
Г-12
Г-13
Г-14
Г-14 ЦЛ-2А
Г-15
Г-16
Г-17
Г-18
№
Г-19
Г-20
Г-20бис
Г-21
Г-22
Г-23
Г-23бис
Г-23бис
Г-24
Г-25
Г-26
№
Г-27
Г-28
Гр-29 (Г-11)
Г-11 (Г-29)
Г-11У (Г-29У)
Г-11М (Г-30)
Г-31
Г-31
Г-32
Общие сведения
1
имя
1
Беспризорник
Утка
1
Комсомолец-2
ГАЗ
1
Кречет
Беркут
2
тип
планер
планер
планер
планер
самолет
самолет
планер
планер
самолет
планер
самолет
2
планер
планер
планер
планер
планер
планер
самолет
самолет
планер
планер
планер
2
планер
самолет
самолет
самолет
самолет
самолет
самолет
самолет
самолет
самолет
самолет
2
самолет
самолет
самолет
планер
планер
планер
мотопланер
планер
планер
самолет
планер
3
назначение
планер-паритель
рекордный планер
тренировочный паритель
транспортный планер
связной
спортивный
паритель
паритель
спортивно-тренировочный
для фигурных полетов
спортивный
3
десантный планер
тренировочный
гидропланер
паритель
пилотажно-буксировочный
планер-заправщик
конкурс безопасного самолета
спортивно-тренировочный
гидропланер
пилотажный
пилотажно-буксировочный
3
пилотажный
учебный
учебный
связной
спортивный
спортивный
спортивный
спортивный
спортивный
учебно-тренировочный
спортивный
3
учебно-тренировочный бомбардировщик
учебно-тренировочный
тренировочный
транспортно-десантный
транспортно-десантный
транспортно-десантный
транспортно-десантный
транспортный
учебно-тренировочный
учебно-тренировочный
рекордный
4
год
1925
1927
1930
1926
1926
1929
1929
1929
1931
1932
1933
4
1932
1933
1933
1933
1934
1935
1934
1935
1934
1935
1935
4
1935
1935
1937
1936
1936
1936
1936
1936
1936
1938
1938
4
1938
1940
1941
1941
1941
1942
1942
1944
1946
1948
1952
5
схема
среднеплан
среднеплан
среднеплан
двухфюзеляжный среднеплан
подкосный высокоплан
низкоплан
высокоплан
среднеплан
низкоплан
подкосный высокоплан
подкосный высокоплан
5
двухфюзеляжный высокоплан
высокоплан
подкосный моноплан-парасоль
подкосный низкоплан
подкосный низкоплан
двухбалочный низкоплан-утка
низкоплан
среднеплан
среднеплан
подкосный низкоплан
5
среднеплан
подкосный низкоплан
подкосный низкоплан
низкоплан
низкоплан
низкоплан
низкоплан
низкоплан
низкоплан
биплан
низкоплан
5
низкоплан
низкоплан
высокоплан
высокоплан
высокоплан
высокоплан
6
статус
строился
строился
строился
проект
не закончен
строился
строился
строился
строился
строился
строился
6
строился
строился
строился
строился
строился
строился
проект
строился
строился
строился
строился
6
строился
строился
строился
строился
строился
строился
строился
проект
проект
строился
строился
6
строился
строился
проект
прототип
строился серийно
строился серийно
строился
проект
строился
проект
проект
7
изготовлено, экз.
1
1
строился массово
1
1
1
1
1
строился серийно
1
7
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
2
макет
1
308
~ 200
1
2
Крыло
8
размах, м.
11,2
13
13,5
20
9
13,00
14,5
8
12,1
8,4
8
21
13,8
15,2
12,1
15
15
11
14,2
15,6
15,6
8
16
9,7
9,7
11
8,7
11
11
9
9
8
10,6
9
18
18
18
18
9
площадь, м2
15
14
13
41
9
13
15
9
13
11
9
30
17
15,4
12,8
18
18
14
14,9
13,6
19
9
14,4
13,2
13,2
14
10
15
15
23
11
9
17
11,6
30
30
30
40
10
удлинение
8,4
12,1
14
9,7
13
14
11,2
10
14
11,2
15
11,4
12,5
12,5
13,5
17,9
12,8
10
17,8
10
11
10,8
11
8,1
11
отн. толщина, %
11
11
11
18
18
12
нагрузка, кг/м2
10,2
12,7
15,5
14
14,9
17,7
12
32
11,6
15,4
12,9
23,4
23,4
14,7
15,2
19,5
12
15,4
12
84
78,4
80,3
80,3
13
профиль
Прандтль-426
Э-385
Э-385
Эйфель-385
Э-385
Э-385
Прандтль-527
Р-II
13
Р-II
ЦБПК
Р-II
Р-II
Р-II
P-II
Р-II
Р-II
Р-II
13
Р-II
ЦАГИ Р-11
ЦАГИ Р-11
13
P-II
P-II
P-II
P-II
Площадь, м2
14
стабилизатора
14
1,1
0,22
14
14
15
руля высоты
2,5
1,7
1,16
15
0,85
1,77
1,5
15
15
16
киля
0,34
16
0,07
0,2
16
16
17
руля направления
1,2
0,85
0,81
17
0,76
0,9
0,8
17
17
18
гор. оперения
1,6
2,16
2,1
18
3
3
1,7
1,6
18
1,6
18
5,64
5,64
5,64
6
19
верт. оперения
0,7
1,08
0,84
19
1,38
1,38
1,2
0,85
19
0,85
19
2,7
2,7
3
3
20
элеронов
2,7
1,4
1,8
1,4
2,2
1,72
20
2,9
1,3
1,72
1,74
1,74
1,36
1,5
2
20
1,5
20
2,46
3,1
3,1
4
21
закрылков (щитков)
21
21
21
346
3,46
3,46
4,6
Габариты, м.
22
длина
5,3
4,9
5
6,85
5,1
5
5,45
5
5,77
5,6
22
6,57
6,5
5,37
7,8
7,8
6,2
5,57
6,15
7,1
22
6,15
6,3
6,3
7
5,7
6
6,4
6,4
6,4
5,8
22
7
7,66
9,71
9,71
9,71
11,6
23
высота
1,9
1
1,45
23
1,42
1,45
1,42
1,35
1,35
1,42
1,3
1,5
23
1,7
2,3
2,3
2,4
23
2,9
2,8
2,7
2,7
Масса, кг.
24
пустого
74
98,5
122
250
170
101
143
320
152
330
24
480
157
86
261
670
139
126
210
24
142
607
607
705
210
483
483
500
440
24
900
897
1200-1278
1350
2400
1000
25
взлетнаяmax
570
270
222,8
483
230
505
25
166,7
780
940
25
880
880
980
325
713
713
700
680
25
1300
2400
2500
26
нормальная
26
960
26
836
836
26
1157
2352
2450-2500
2500
27
перегрузочная
27
27
27
28
отн. пустой к норм. полётной массе
28
0,5
28
28
0,462
0,49-0,51
0,54
Двигатель
29
тип
Bristol Cherub
Blackburn 18 ABC
Walter
Walter
29
М-11
29
М-11
М-11Е
М-11Е
Walter Micron
ГАЗ-М-1
М-11Е
ГАЗ-11
ГАЗ-11
МГ-40
29
М-11
МВ-6
М-11
М-10
30
мощность, шт. x л.с.
1 х 30
1 х 18
1 х 60
1 х 60
30
1 х 100
30
1 x 110
1 x 150
1 х 150
1 х 50
1 х 57
1 х 150
1 х 85
1 x 85
1 х 140
30
2 х 110
1 x 220
2
1 х 100
1 x 90
Полёт
31
потолок, м.
4500
3000
5200
31
4500
31
3900
3900
4760
3000
2000
7985
4000
4000
31
4000
6600
500
32
дальность, км.
700
32
32
400
400
500
300
450
300
1500
32
500
33
продолжительность, ч.
3
4
4
33
4
33
3
2
5
4
33
Скорость, км/ч
34
максимальная
130
150
170
34
185
34
235
235
220
165
150
170
165
165
34
240
275
220
220
130
35
крейсерская
105
125
138
35
146
35
215
215
186
134
123
138
143
140
35
205
226
36
буксировки max
36
150
36
36
250
250
250
250
37
наивыгодняйшая свободного парения
37
63
56
37
37
~ 140
140
~ 140
38
планирования
38
38
38
146
146
Взлёт
39
разбег на колесах, м.
39
39
40
39
220-290
~ 300
40
отрыв, км/ч
40
40
40
95 - 100
100-110
110
41
скороподъёмность, м/мин
143
200
41
41
179
667
230
41
42
Аэродинамическое качествоmax
15,2
18
20
18,4
20
25,4
17,7
42
~ 18
15,2
17,6
15
20,1
23
19
42
24,3
42
~ 16
~ 16
~ 16
16
Посадка
43
скорость, км/ч
43
43
65
43
75
85-90
90
73
44
сниженияmin, м/с
44
1,06
0,72
44
44
45
пробег на колесах, м.
45
45
60
45
240
245-280
46
пробег на лыжах, м.
46
46
46
180
190
Полезная нагрузка
47
экипаж, чел.
1
1
1
4
1
1
1
1
1
2
47
1(2)
1
1
1
2
1
3
2
1
1
2
47
2
2
1
1
2
2
2
1
2
1
47
3
1
1
1
2
1
1
2
2
48
десант, чел.
48
5 (4)
48
2
48
10
10
9
10
14
49
груз
49
500 л. топлива
49
49
Вооружение
50
50
50
50
1 х 7,62 пулемет, 40 кг мелких бомб, прицел ПАК-1
Комментарий
51
буксировочный
51
размещение груза в подкрыльевых гондолах
баки были в корневых частях крыла (по 2 с каждой стороны) + 1 на месте задней кабины
развитие Г-12
развитие Г-14
51
развитие Г-17
переделан из Г-20
развитие Г-22
уменьшенный, одноместный вариант Г-23
по типу Г-22 и Г-23
51
прототип Г-11
буксировочный
люк, двойное управление, амортизация посадочной лыжи и доп.усиление конструкции + небольшой форкиль
М-11 устанавливался на пилоне над центропланом Г-11