Грибовский Владислав Константинович и его аппараты
(планеры, самолёты и мотопланеры)
1948
Грибовский Владислав Константинович (7 сентября 1899 - 9 мая 1977) - авиаконструктор, лётчик.
Окончил Петроградские артиллерийские курсы командного состава РККА (1920),
Егорьевскую теоретическую школу лётчиков (1921),
1-ю Московскую высшую школу военных лётчиков (1923),
Севастопольскую лётную школу (1923),
Высшую военно-авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания (1924).
В РККА с 1919 года.
В 1924 г. после окончания учебы направлен на службу в 3-ю истребительную эскадрилью, базирующуюся в Киеве.
В 1924 г. на II Всесоюзных планёрных испытаниях (ВПИ) в числе первых девяти советских пилотов (Арцеулов, Грибовский, Зернов, Калан, Кравцов, Рудзит, Серегеев, Тарасов и Яковчук) получил звание пилота-парителя.
В 1925 г. инструктор в школе повышения лётного мастерства "Стрельбом" (г. Серпухов) и после перевода школы - в ВАШЛ (г. Оренбург).
В 1930 – 1932 гг. начальник Московской школы лётчиков ОСОАВИАХИМа.
В 1932 – 1938 гг. заместитель начальника, затем начальник Московского конструкторского бюро (МКБ) ОСОАВИАХИМа.
В 1938 – 1939 гг. главный конструктор, затем начальник Опытного отдела Завода № 3 ОСОАВИАХИМа.
В 1939 – 1943 гг. начальник и главный конструктор ОКБ-28 (в декабре 1939 ОКБ создавалось как филиал Завода № 301).
В 1941 г. ОКБ-28 переведено на Завод № 471 (г. Шумерля), где выпускался десантный Г-11 (Г-29).
В 1943 – 1948 гг. главный конструктор и директор планерного Завод № 463 (г. Рязань).
В декабре 1948 г. в связи с ликвидацией КБ на Заводе № 463 подает в отставку в звании полковника и увольняется в запас.
Грибовским созданы планеры:
Г-2бис. После издания в 1930 г. СнабОСОАВИАХИМом комплекта чертежей планера, строился силами планерных секций ОСОАВИАХИМа настолько массово, что общее количество построенных аппаратов не поддаётся даже приблизительному исчислению (как он пишет в автобиографии: "[...] нет пилотов-парителей, а тем более мастеров, не проходивших тренировку на моих конструкциях" - прим. ред.),
парители Г-6, Г-13, Г-7 - на нём В.А. Степанчонок на VI ВПИ установил советский рекорд продолжительности полета, пробыв в воздухе более 10 часов,
Г-9 - однин из основных учебных планеров СССР в предвоенный период, строившийся серийно на Планерном заводе ОСОАВИАХИМа и широко использовавшийся для буксировки и фигурных полетов,
Г-12 и Г-16 - первые в СССР гидропланёры. 25 сентября 1934 года, на Г-16 впервые в СССР были проведены подъемы с моря на буксире за самолётом-амфибией Ш-2. Планер пилотировал лично В.К. Грибовский,
Г-14 - планер, ставший платформой для выдающихся достижений: "летающей цистерны (ЦЛ-2А)" для заправки топливом в полёте самолётов, отработки стратосферной гермокабины, буксировки поезда из планеров и достижение полёта в стратосфере (т.н. "цепочка Щербакова"),
Г-11 (Г-29) - транспортно-десантный планер, строившийся серийно и широко применявшийся в т.ч. для обеспечения снабжения партизанского движения в Великую Отечественную Войну 1941-1945 гг.
Также им созданы спортивно-тренировочные самолёты Г-8, Г-10, Г-22, Г-23 (в т.ч. с автомобильным двигателем), учебно-тренировочный бомбардировщик Г-27, мотопланер Г-11М (Г-30).
На самолётах Грибовского В.К. установлен ряд мировых рекордов: на Г-22 в июле 1938 года Е. Медников установил мировой рекорд скорости в своей категории, достигнув скорости 165 км/ч; летчик И. Гродзянский на Г-23 установил рекорд высоты 7266 м.
Владислав Константинович в 1926 г. первым в СССР предложил примененить самолёт для подъема (буксировки) многоместного планера.
В 1931 г. опыты по буксировке планера были осуществлены В.К. Грибовским на Г-2бис в Московской школе летчиков ОСОАВИАХИМа в Тушино. В дальнейшем буксирование планеров, а затем целых "воздушных поездов" из них, приобрело широкий размах. В "Известиях" № 183 за 1934 год Владислав Константинович был назван "отцом буксировочных полетов".
29 сентября 1932 года сосотоялся первый дальний перелет "воздушного поезда" в составе самолета У-2, пилотируемого Грибовским, и планера Г-9, пилотируемого Степанчонком. "Поезд" поднялся с Тушинского аэродрома и вскоре прибыл в Крым на 8-ой Всесоюзный слет планеристов в Коктебеле.
В 1934 г. впервые в мире был осуществлён подхват в воздух c земли планера Г-9 пролетающим над ним самолетом У-2.
Осенью 1935 г. воздушный поезд в составе самолета П-5Л и планера Г-14 ЦЛ-2А совершил беспосадочный буксирный перелет из Москвы в Коктебель протяженностью 1 524 км, установив мировой рекорд беспосадочной буксировки планера. Т.о. планер-цистерна увеличила беспосадочную дальность П-5Л почти в два раза.
Осенью 1936 г. летчик-испытатель П.М. Стефановский установил мировой рекорд буксировки, когда на планере Г-9, буксируемым И-15, он поднялся на высоту 10 360 м.
Стоит добавить, что в 1936 г. серийное производство Г-9 было развёрнуто в Турции. Это сделало планер первой конструкцией СССР, производимой за границей.
Для проверки возможности использования планеров в качестве отделяемой кабины стратостатов 4 июля 1938г. субстратостат "СССР ВР-61" поднял планер Г-9 на высоту 5 000 м, с которой планерист В.М. Ильченко спланировал на место старта.
На воздушном параде в Тушино в 1938 г. демонстрировался поезд из 9 планеров Г-9, буксируемых самолетом ТБ-1, а на параде в 1939 г. - уже из 11 планеров Г-9.
За время работы в ОСОАВИАХИМе награжден 2 знаками активиста, знаком "ЗАОР" (За активную оборонную работу), грамотой ЦИК Союза (1933).
Награжден орденом Ленина (02.03.1945),
орденом Красного Знамени (03.11.1944),
медалью "За победу над Германией",
юбилейной медалью "ХХ лет РККА",
за неоценимый вклад планеров Г-11 в задачи поддержки партизанских отрядов Белоруссии одним из немногих советских воинов-тыловиков награжден медалью "Партизану Отечественной войны I степени".
☆ ☆ ☆
Грибовский В.К. был талантливым авиаконструктором, страстным энтузиастом авиациии, стоял у истоков планеризма в СССР, буксировки планеров различными способами, использования их в научно-исследовательских работах - его вклад в эту отрасль многогранен и фундаментален!
И если за Поликарповым Н.П., творившим в то же время что и Грибовский В.К., прочно закрепился титул "Король истребителей", то Владислава Константиновича с полным основанием можно именовать "Повелитель крыльев". ◼
Грибовский Владислав Константинович (7 сентября 1899 - 9 мая 1977)
Некоторые материалы о В.К. Грибовском в сети:
Автобиография Грибовского Владислава Константиновича на airaces.ru.
М.А. Маслов "Легкие крылья Грибовского"
(
часть 1,
часть 2,
часть 3,
часть 4
).
Александр Кириндас "Рожденный ездить летать не может?"
(
часть 1,
часть 2,
часть 3,
).
Характеристики аппаратов в таблице ниже - компиляция данных из различных источников (приведены в порядке убывания значимости при цитировании):
К.В. Грибовский "Развитие транспортного планеризма", Москва, Машиностроение, 1993
А.П. Красильщиков "Энциклопедия Планеры России", Москва, Poligon Press, 2005
М.А. Маслов "Легкие крылья Грибовского", Москва, АвиаМастер, 2002