ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

Грибовский Владислав Константинович и его аппараты
(планеры, самолёты и мотопланеры)


1948
Грибовский Владислав Константинович (7 сентября 1899 - 9 мая 1977) - авиаконструктор, лётчик.
В РККА с 1919 года.
Окончил Петроградские артиллерийские курсы командного состава РККА (1920),
Егорьевскую теоретическую школу лётчиков (1921),
1-ю Московскую высшую школу военных лётчиков (1923),
Севастопольскую лётную школу (1923),
Высшую военно-авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания (1924).
В 1924 г. после окончания учебы направлен на службу в 3-ю истребительную эскадрилью, базирующуюся в Киеве.
В 1924 г. на II Всесоюзных планёрных испытаниях (ВПИ) в числе первых девяти советских пилотов (Арцеулов, Грибовский, Зернов, Калан, Кравцов, Рудзиг, Серегеев, Тарасов и Яковчук) получил звание пилота-парителя.
В 1925 г. инструктор в школе повышения лётного мастерства "Стрельбом" (г. Серпухов) и после перевода школы - в ВАШЛ (г. Оренбург).
В 1930 – 1932 гг. начальник Московской школы лётчиков ОСОАВИАХИМа.
В 1932 – 1938 гг. заместитель начальника, затем начальник Московского конструкторского бюро (МКБ) ОСОАВИАХИМа.
В 1938 – 1939 гг. главный конструктор, затем начальник Опытного отдела Завода № 3 ОСОАВИАХИМа.
В 1939 – 1943 гг. начальник и главный конструктор ОКБ-28 (в декабре 1939 ОКБ создавалось как филиал Завода № 301).
В 1941 г. ОКБ-28 переведено на Завод № 471 (г. Шумерля), где выпускался десантный Г-11 (Г-29).
В 1943 – 1948 гг. главный конструктор и директор планерного Завод № 463 (г. Рязань).
В декабре 1948 г. в связи с ликвидацией КБ на Заводе № 463 подает в отставку в звании полковника и увольняется в запас.
Под руководством Грибовского созданы планеры: Г-2бис, после издания в 1930 г. СнабОСОАВИАХИМом комплекта чертежей планера, строился силами планерных секций ОСОАВИАХИМа настолько массово, что общее количество построенных аппаратов не поддаётся даже приблизительному исчислению (как он пишет в автобиографии: "[...] нет пилотов-парителей, а тем более мастеров, не проходивших тренировку на моих конструкциях" - прим. ред.), парители Г-6, Г-7 (на нём В.А. Степанчонок на VI ВПИ установил советский рекорд продолжительности полета, пробыв в воздухе более 10 часов) и Г-13, Г-9 - однин из основных учебных планеров СССР в предвоенный период, строившийся серийно на Планерном заводе ОСОАВИАХИМа и широко использовавшийся для буксировки и фигурных полетов, первые в СССР гидропланёры Г-12 и Г-16, Г-14 - планер, ставший платформой для выдающихся достижений: "летающей цистерны (ЦЛ-2А)" для заправки топливом в полёте самолётов, буксировки планеров и достижение полёта в стратосфере (т.н. "цепочка Щербакова") и отработки варианта планерной стратосферной гермокабины, Г-11 (Г-29) - транспортно-десантный планер, строившийся серийно и широко применявшийся в т.ч. для обеспечения снабжения партизанского движения в Великую Отечественную Войну 1941-1945 гг.
Также созданы спортивно-тренировочные самолёты Г-8, Г-10, Г-22, Г-23 (в т.ч. с автомобильным двигателем), учебно-тренировочный бомбардировщик Г-27, мотопланер Г-11М (Г-30).
На самолётах и планёрах Грибовского В.К. установлен ряд мировых рекордов - на Г-22 в июле 1938 года Е. Медников установил мировой рекорд скорости в своей категории, достигнув скорости 165 км/ч; летчик И. Гродзянский на Г-23 установил рекорд высоты 7266 м.
Грибовский В.К. был страстным энтузиастом авиациии, стоял у истоков планеризма в СССР, буксировки планеров различными способами, использования их в научно-исследовательских работах - его вклад в эту отрасль фундаментален и многогранен. Владислав Константинович в 1926 г. первым в СССР предложил примененить самолёт для подъема (буксировки) многоместного планера. В 1931 г. опыты по буксировке планера были осуществлены В.К. Грибовским на Г-2бис в Московской школе летчиков ОСОАВИАХИМа в Тушино. В 1934 г. впервые в мире был осуществлён подхват в воздух c земли планера Г-9 пролетающим над ним самолетом У-2. Осенью 1936 г. летчик-испытатель П.М. Стефановский установил мировой рекорд буксировки, когда на планере Г-9, буксируемым И-15, он поднялся на высоту 10 360 м. Стоит добавить, что в 1936 г. серийное производство Г-9 было развёрнуто в Турции. Это сделало планер первой конструкцией СССР, производимой за границей. Осенью 1935 г. воздушный поезд в составе самолета П-5Л и планера Г-14 ЦЛ-2А совершил беспосадочный буксирный перелет из Москвы в Коктебель протяженностью 1 524 км, установив мировой рекорд беспосадочной буксировки планера. Т.о. планер-цистерна увеличила беспосадочную дальность П-5Л почти в два раза (!). Для проверки возможности использования планеров в качестве отделяемой кабины стратостатов 4 июля 1938г. субстратостат "СССР ВР-61" поднял планер Г-9 на высоту 5 000 м, с которой планерист В.М. Ильченко спланировал на место старта. На воздушном параде в Тушино в 1938 г. демонстрировался поезд из 9 планеров Г-9, буксируемых самолетом ТБ-1, а на параде в 1939 г. - уже из 11 планеров Г-9. И это достижение до сих пор не превзойдено!
За время работы в ОСОАВИАХИМе награжден 2 знаками активиста, знаком "ЗАОР" (За активную оборонную работу), грамотой ЦИК Союза (1933). Награжден орденом Ленина (02.03.1945), орденом Красного Знамени (03.11.1944), медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.", юбилейной медалью "ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии", за неоценимый вклад планеров Г-11 в задачи поддержки партизанских отрядов Белоруссии одним из немногих советских воинов-тыловиков награжден медалью "Партизану Отечественной войны I степени".
Грибовский Владислав Константинович (7 сентября 1899 - 9 мая 1977)

редакция сайта


Некоторые материалы о В.К. Грибовском в сети:
  • Автобиография Грибовского Владислава Константиновича на airaces.ru.
  • М.А. Маслов "Легкие крылья Грибовского" ( часть 1, часть 2, часть 3, часть 4 ).
  • Александр Кириндас "Рожденный ездить летать не может?" ( часть 1, часть 2, часть 3, ).


Характеристики аппаратов в таблице ниже - компиляция данных из различных источников (приведены в порядке убывания значимости при цитировании):
  • К.В. Грибовский "Развитие транспортного планеризма", Москва, Машиностроение, 1993
  • А.П. Красильщиков "Энциклопедия Планеры России", Москва, Poligon Press, 2005
  • М.А. Маслов "Легкие крылья Грибовского", Москва, АвиаМастер, 2002
(аппараты в таблице идут в алфавитном порядке индекса конструкции)
 
 
    Г-1 Г-2 Г-2бис Г-3 Г-4 Г-5 Г-6 Г-7 Г-8 Г-9 Г-10 Г-11   Г-12 Г-13 Г-14 Г-14 ЦЛ-2А   Г-15 Г-16 Г-17 Г-18 Г-19 Г-20 Г-20бис Г-21 Г-22 Г-23 Г-23бис Г-23бис Г-24 Г-25 Г-26 Г-27 Г-28   Гр-29 (Г-11) Г-11 (Г-29) Г-11У (Г-29У) Г-11М (Г-30) Г-31 Г-31   Г-32
Общие сведения 1 имя                       1   Беспризорник         Утка         1           Комсомолец-2   ГАЗ       1   Кречет Беркут                
2 тип планер планер планер планер самолет самолет планер планер самолет планер самолет 2 планер планер планер планер планер планер самолет самолет планер планер планер 2 планер самолет самолет самолет самолет самолет самолет самолет самолет самолет самолет 2 самолет самолет самолет планер планер планер мотопланер планер планер самолет планер
3 назначение планер-паритель рекордный планер тренировочный паритель транспортный планер связной спортивный паритель паритель спортивно-тренировочный для фигурных полетов спортивный 3 десантный планер тренировочный гидропланер паритель пилотажно-буксировочный планер-заправщик конкурс безопасного самолета спортивно-тренировочный гидропланер пилотажный пилотажно-буксировочный 3 пилотажный учебный учебный связной спортивный спортивный спортивный спортивный спортивный учебно-тренировочный спортивный 3 учебно-тренировочный бомбардировщик учебно-тренировочный тренировочный транспортно-десантный транспортно-десантный транспортно-десантный транспортно-десантный транспортный учебно-тренировочный учебно-тренировочный рекордный
4 год 1925 1927 1930 1926 1926 1929 1929 1929 1931 1932 1933 4 1932 1933 1933 1933 1934 1935 1934 1935 1934 1935 1935 4 1935 1935 1937 1936 1936 1936 1936 1936 1936 1938 1938 4 1938 1940 1941 1941 1941 1942 1942 1944 1946 1948 1952
5 схема среднеплан среднеплан среднеплан двухфюзеляжный среднеплан подкосный высокоплан низкоплан высокоплан среднеплан низкоплан подкосный высокоплан подкосный высокоплан 5 двухфюзеляжный высокоплан   высокоплан подкосный моноплан-парасоль подкосный низкоплан подкосный низкоплан двухбалочный низкоплан-утка низкоплан среднеплан среднеплан подкосный низкоплан 5 среднеплан подкосный низкоплан подкосный низкоплан низкоплан низкоплан низкоплан низкоплан низкоплан низкоплан биплан низкоплан 5 низкоплан низкоплан   высокоплан высокоплан высокоплан высокоплан        
6 статус строился строился строился проект не закончен строился строился строился строился строился строился 6 строился строился строился строился строился строился проект строился строился строился строился 6 строился строился строился строился строился строился строился проект проект строился строился 6 строился строился проект прототип строился серийно строился серийно строился проект строился проект проект
7 изготовлено, экз. 1 1 строился массово 1   1 1 1 1 строился серийно 1 7 1 1 1 1 3 1   1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1     1 1 7 1 2 макет 1 308 ~ 200 1   2    
Крыло 8 размах, м. 11,2 13 13,5 20   9 13,00 14,5 8 12,1 8,4 8 21 13,8 15,2 12,1 15 15   11 14,2 15,6 15,6 8 16 9,7 9,7 11 8,7   11 11   9 9 8 10,6 9   18 18 18   18      
9 площадь, м2 15 14 13 41   9 13 15 9 13 11 9 30 17 15,4 12,8 18 18   14 14,9 13,6 19 9 14,4 13,2 13,2 14 10   15 15   23 11 9 17 11,6   30 30 30   40      
10 удлинение 8,4 12,1 14 9,7     13 14   11,2   10 14 11,2 15 11,4 12,5 12,5     13,5 17,9 12,8 10 17,8                     10       11 10,8 11   8,1      
11 отн. толщина, %                       11                       11                       11       18   18          
12 нагрузка, кг/м2 10,2 12,7 15,5       14 14,9   17,7   12 32 11,6 15,4 12,9 23,4 23,4     14,7 15,2 19,5 12 15,4                     12 84     78,4 80,3 80,3          
13 профиль Прандтль-426 Э-385 Э-385 Эйфель-385     Э-385 Э-385 Прандтль-527 Р-II   13 Р-II ЦБПК Р-II Р-II Р-II P-II     Р-II Р-II Р-II 13 Р-II ЦАГИ Р-11 ЦАГИ Р-11                 13       P-II P-II P-II   P-II      
Площадь, м2 14 стабилизатора                       14   1,1 0,22                 14                       14                      
15 руля высоты 2,5 1,7 1,16                 15   0,85 1,77 1,5               15                       15                      
16 киля 0,34                     16   0,07 0,2                 16                       16                      
17 руля направления 1,2 0,85 0,81                 17   0,76 0,9 0,8               17                       17                      
18 гор. оперения             1,6 2,16   2,1   18         3 3     1,7 1,6   18 1,6                     18       5,64 5,64 5,64   6      
19 верт. оперения             0,7 1,08   0,84   19         1,38 1,38     1,2 0,85   19 0,85                     19       2,7 2,7 3   3      
20 элеронов 2,7 1,4 1,8       1,4 2,2   1,72   20   2,9 1,3 1,72 1,74 1,74     1,36 1,5 2 20 1,5                     20       2,46 3,1 3,1   4      
21 закрылков (щитков)                       21                       21                       21       346 3,46 3,46   4,6      
Габариты, м. 22 длина 5,3 4,9 5 6,85   5,1 5 5,45 5 5,77 5,6 22   6,57 6,5 5,37 7,8 7,8   6,2 5,57 6,15 7,1 22 6,15 6,3 6,3 7 5,7 6 6,4 6,4   6,4 5,8 22 7 7,66   9,71 9,71 9,71   11,6      
23 высота   1,9 1             1,45   23   1,42 1,45 1,42 1,35 1,35     1,42 1,3 1,5 23 1,7 2,3 2,3             2,4   23 2,9 2,8     2,7 2,7          
Масса, кг. 24 пустого 74 98,5 122 250   170 101 143 320 152 330 24 480   157 86 261     670 139 126 210 24 142 607 607 705 210   483 483   500 440 24 900 897     1200-1278 1350 2400 1000      
25 взлетнаяmax       570   270   222,8 483 230 505 25       166,7   780   940       25   880 880 980 325   713 713   700 680 25 1300       2400 2500          
26 нормальная                       26 960                     26   836 836                 26   1157   2352 2450-2500     2500      
27 перегрузочная                       27                       27                       27                      
28 отн. пустой к норм. полётной массе                       28 0,5                     28                       28       0,462 0,49-0,51 0,54          
Двигатель 29 тип         Bristol Cherub Blackburn 18 ABC     Walter   Walter 29               М-11       29   М-11 М-11Е М-11Е Walter Micron ГАЗ-М-1 М-11Е ГАЗ-11   ГАЗ-11 МГ-40 29 М-11 МВ-6         М-11     М-10  
30 мощность, шт. x л.с.         1 х 30 1 х 18     1 х 60   1 х 60 30               1 х 100       30   1 x 110 1 x 150 1 х 150 1 х 50 1 х 57 1 х 150 1 х 85   1 x 85 1 х 140 30 2 х 110 1 x 220 2       1 х 100     1 x 90  
Полёт 31 потолок, м.           4500     3000   5200 31               4500       31   3900 3900 4760 3000 2000 7985     4000 4000 31 4000 6600         500        
32 дальность, км.                     700 32                       32   400 400 500 300 450       300 1500 32   500                  
33 продолжительность, ч.           3     4   4 33               4       33       3 2   5       4 33                      
Скорость, км/ч 34 максимальная           130     150   170 34               185       34   235 235 220 165 150 170     165 165 34 240 275     220 220 130        
35 крейсерская           105     125   138 35               146       35   215 215 186 134 123 138     143 140 35 205 226                  
36 буксировки max                       36 150                     36                       36       250 250 250   250      
37 наивыгодняйшая свободного парения                       37         63       56     37                       37       ~ 140 140 ~ 140          
38 планирования                       38                       38                       38         146 146          
Взлёт 39 разбег на колесах, м.                       39                       39                   40   39         220-290 ~ 300          
40 отрыв, км/ч                       40                       40                       40       95 - 100 100-110 110          
41 скороподъёмность, м/мин                 143   200 41                       41       179     667       230 41                      
  42 Аэродинамическое качествоmax 15,2 18 20 18,4     20 25,4   17,7   42 ~ 18 15,2   17,6 15       20,1 23 19 42 24,3                     42       ~ 16 ~ 16 ~ 16   16      
Посадка 43 скорость, км/ч                       43                       43                   65   43       75 85-90 90   73      
44 сниженияmin, м/с                       44         1,06       0,72     44                       44                      
45 пробег на колесах, м.                       45                       45                   60   45       240 245-280            
46 пробег на лыжах, м.                       46                       46                       46       180 190            
Полезная
нагрузка
47 экипаж, чел. 1 1 1 4   1 1 1 1 1 2 47 1(2) 1 1 1 2 1 3 2 1 1 2 47   2 2 1 1 2 2 2 1 2 1 47 3 1   1 1 2 1 1 2 2  
48 десант, чел.                       48 5 (4)                     48       2               48       10 10 9 10 14      
49 груз                       49           500 л. топлива           49                       49                      
Вооружение 50                         50                       50                       50   1 х 7,62 пулемет, 40 кг мелких бомб, прицел ПАК-1                  
Комментарий 51                     буксировочный   51 размещение груза в подкрыльевых гондолах         баки были в корневых частях крыла (по 2 с каждой стороны) + 1 на месте задней кабины     развитие Г-12   развитие Г-14 51 развитие Г-17   переделан из Г-20     развитие Г-22     уменьшенный, одноместный вариант Г-23   по типу Г-22 и Г-23 51       прототип Г-11 буксировочный люк, двойное управление, амортизация посадочной лыжи и доп.усиление конструкции + небольшой форкиль М-11 устанавливался на пилоне над центропланом Г-11   экипаж расположен тандемно экипаж расположен тандемно  

 

F