ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

На советских аэростатах


В гондоле большого
сферического
аэростата СССР ВР-29
был подвешен планер.
Это взлетал
стратопланер.
Это был аэростат СССР ВР-31
с цилиндрической гондолой,
смягчающей удар о
землю при посадке.
Несколько лет назад (скорее всего 17 августа 1935 г. - прим. ред) на окраине столицы москвичи наблюдали необычайное зрелище: в воздух поднималось странное соединение двух летательных аппаратов - к гондоле большого сферического аэростата был подвешен планер. Это взлетал эксперимеитальный стратопланер. В гондоле субстратостата сидели комсомольцы-воздухоплаватели Фомин и Полосухин...
Подъемы на стратопланере - один из способов исследования стратосферы. В воздух поднимаетс стратостат. Его экипаж находится не в сферической гондоле, а в герметически закрытой кабине планера. Произведя необходимые наблюдения, стратонавты движением рычага отцепляют планер от стратостата и возвращаются к месту вылета. Оболочка стратостата освобождается от газа через автоматически вскрытое разрывное полотнище и опускается без людей. Такой подъем в стратосферу наиболее удобен и максимально безлпасен.
4 июля 1938г. на планере, подвешенном к гондоле субстратостата "СССР ВР-61", объемом в 2 200 м3, поднялись комсомольцы-пилоты тт. Фомин, Крикун, Голышев и Кузьменко. В кабине находился мастер советского планеризма т. Ильченко.
После 45-минутного подъёма, когда субстратостат достиг высоты в 5 тыс. м, планерист дернул кольцо отцепного приспосабления, и планер, пикируя, пошел вниз. Тов. Ильценко блестяще приземлился.
Смелость и умение тре6овались не только от планериста, но и от аэронавтов. В обычных полетах на свободных аэростатах пилоты сразу не сбрасывают большое количество балласта. Лишь в испытательных подъемах это количество достигает 80-100 кг.
При отделении же планера субстратостат мгновенно освободился от огромного груза, весом больше 250 кг, и резко рванулся кверху. Вследствие этого в оболочке и подвесной системе возникают огромные напряжения. В короткое время скорость подъема возросла до 11 м/с. Но субстратостат благополучно достиг высоты 6800 м и затем пошел на посадку.
Как известно, первый парашютный прыжок был совершен с вовдушного шара в 1797г. учеником Шарля - молодым физиком-революционеров Жаком Гарнереном. Его парашют представлял собой раскрытый зонт больших размероа, который подвешивался на канате к гондоле аэростата. В воздухе канат обрезался, и парашют падал вниз. Пионерами прыжков с авростатов на современном ранцевом парашюте, изобретенном лишь во время мировой войны, явились наши парашютисты-воздухоплаватели тт. Щукин и Полосухин. Щукину принадлежат также первые в СССР прыжки с дирижабля.
15 августа 1938г. в воздух поднялись пять воздушных шаров с пилотами и парашютистами.
Парашютный прыжок с воздушного шара во многом отличается от прыжка с самолета. Парашютисты говорят, что на самолете вся динамика быстрого движения как бы психологически способствует прыжку. На аэростате же царит тишина, нарушаемая лишь разговором людей да монотонным тиканием часового механизма барографа. На самолете к скорости падении парашютиста прибавляется скорость движении самолета - этого достаточно для моментального открытия парашюта. При прыжке же с аэростата обязательна затяжка.
Парашютисты смело бросились вниз. С субстратостата "СССР ВР-61" (на котором был совершен и подъем планера) прыгали пять человек. Оно покидали гондолу в две очереди: сначала два, а затем три человека одновременно. Облегченные аэростаты стремительно взмывали кверху. Они с честью вынесли испытание. Их материальная часть работала отлично.
В воздух поднялись
пять воздушных
шаров (в т.ч. СССР ВР-49)
с пилотами и парашютистами.
Однажды со стартовой площадки воздухоплавательной группы взлетел воздушный шар с необычной цилиндрической гондолой. Это отправился в полет на аэростате "СССР ВР-31", объемом в 350 м3, молодой пилот т. Невернов. Он должен был испытать новую гондолу, сконструированную техником т. Карамышевым.
Издавна гондолы аэрострта представляли собой сплетенную из ивовых прутьев четырехугольную корзину. Более высокими качествами обладают гондолы, сделанные из испанского камыша.
В 1936г. на станции сферическик аэростатов пришла в негодность гондола одного из воздушнык шаров. Техник-комсомолец т. Карамышев взял на себя обязательство к Х сьезду ВЛКСМ изготовить гондолу собственной конструкции. Он решил сделать такую гондолу, которая смегчала бы удар о землю при посадке аэростата, имела бы небольшой вес и, кроме того, была бы удобна при перевозке. Свое обязательство комсомолец Карамыше выполнил: он построил такую гондолу.
Стенами гондолы служат два цилиндра, изготовленные из трехслойной прорезиненной материи (перкаля). Цилиндры помещены один внутри другого и соеденены 16 матерчатыми перегородками. Пространство между ними наполняется воздухом. Внизу матерчатые цилиндры соединены с днищем гонцолы, сделанным из двух фанерных дисков, расчаленных веревками. В верхней же части цилиндров вклеен жесткий обруч, от которого берет начало подвесная ситема.
Первый полет с новой гондолой прошел успешно. На месте посадки аэронавт освободил гондолу от воздуха, удобно сложил и упаковал ее вместе с облочкой воздушного шара.
При втором полете т. Невернов проверил возможность посадки такого аэростата на волу. Пролетая над Устьинским водохранилищем канала Москва-Волга, он повел аэростат на посадку. Вскоре гондола коснулась воды, и легкий ветерок погнал воздушный шар к берегу. Пилот спокойно стоял в чуть накренившейся набок гондоле. Приблизясь к берегу, он выбросил балласт, снова поднялся в воздух и продолжал свой полет.
Впервые на воздушном шаре поднялись французы Шарль и Ребер. Это было 155 лет назад, 1 декабря 1783г.
За полтора века наука и техника далеко шагнули вперед. Появилась авиация, которая за три десятка лет прошла огромный путь путь совершенствования, и теперь воздух прочно завоеван человеком.
Однако техника свобдного воздухоплавания за это время мало изменилась. Современные аэростаты имеют по существу те же основные части, какие были изобретены еще Шарлем: вверху сферической оболочки — клапан, и внизу - так называемый аппендикс. Только сетку для подвески гондолы заменили веревочные стропы, идущие от прикленных к оболочке лап. Иногда гондола подвешивается и на металличесих тросах.

С. Ревзин


Также смотрите наш материал "Полёты планера Г-9 на субстратостатах СССР ВР-29 и СССР ВР-61" - прим. ред.