![]()
|
![]() |
I Всесоюзные воздухоплавательные состязания.
Красный спорт 1924 № 11-12, 1 июня
Воздухоплавательные состязания
Воздухцентром ОДВФ СССР намечено 15 июня (в день розыгрыша за границей кубка Гордон-Беннета, на который не допустили красных пилотов), устройство в Москве первых Всесоюзных воздухоплавательных состязаний.
В программе - побитие прежних рекордов продолжительности полета, дальности, высоты и т.п.
Намечена также по инициативе Мосавтоклуба "погоня за аэростатом" на автомобилях, мотоциклах, велосипедах, пешком и т.д.
На этом же состязании примет участие и наш первый красный дирижабль "Красный Химик Резинщик", который к этому сроку будет закончен постройкой и испытан в воздухе.
Этими состязаниями, несомненно, будет дан мощный толчок развитию у нас заглохшего было воздухоплавательного спорта.
H. А.
Красная звезда 1924 № 126, 5 июня
Всесоюзные воздухоплавательные состязания
В день авиации и ОДВФ 13-14 июля на центральном аэродроме устраиваются всесоюзные воздухоплавательные состязания воздушных шаров (сферических аэростатов) на дальность расстояния, продолжидальность полета и высоту, В состязаниях участвуют: 2 аэростата от академии воздушного флота, 3 аэростата от Ленинграда и 1 аэростат от Украины. В полетах будет участвовать также впервые 1-й красный дирижабль «Московский Химико-Резинщик», построенный союзом химиков на собранные путем добровольных пожертвований средства. Дирижабль этот построен целиком из наших материалов.
Вечерняя Москва 1924 № 128, 6 июня
Состязания воздушных шаров
13-го и 14-го июля, в день авиации ОДВФ устраивает на центральном аэродроме всесоюзные состязания воздушных шаров на дальность расстояния, продолжительность полета и высоту. В состязание примут участие 7 аэростатов, в том числе новый красный дирижабль "Московский химик-резинщик", недавно построенный союзом химиков целиком из советских материалов на добровольные пожертвования.
Красная звезда 1924 № 165, 23 июля
К Всесоюзным воздухоплавательным состязаниям
В настоящее время идут работы по сборке дирижабля «Московский Химик-Резинщик - Ильичу», построенного на средства, собранные рабочими союза химиков. Дирижабль будет выпущен к моменту воздухоплавательных состязаний, в которых он примет участие наряду с 10-ю сферическими аэростатами. Запись участников прекращается 15 августа. Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма пожертвовало 2 приза: 500 рублей и серебряный подстаканник, Одесское отделение этого общества установило приз своего имени; высшая воздуха школа пожертвовала серебряную братину.
Воздухцентром Спортсекции ОДВФ СССР отпущено обществу авиации и воздухоплавания Украины и Крыма одна оболочка аэростата и одна - Одесскому о-ву. Ведутся также переговоры об отпуске одной оболочки Иваново-Вознесенскому ОДВФ.
Свободный полет аэростата
13 июля на центральном аэродроме имени т. Троцкого, в ознаменование годовщины ОДВФ был совершен свободный полет аэростата Высшей военной воздухоплавательной школы. Шар, емкостью в 1437 куб. метров, был наполнен светильным газом, Пилоту дано было задание совершить полет на продолжительность.
13 июля, в 16 ч. 30 мин. аэростат при неблагоприятных метеорологических условиях (большая облачность), имея 10 мешков балласта, поднялся в воздух и спустя четверть часа скрылся в облаках.
Пилот должен был немедленно после спуска телеграфировать о месте и времени спуска. Два дня прошли в тревожном ожидании, и лишь 15-го июля отало известно, что аэростат благополучно спустился у хут.Полунин, Семеновской вол., Гжатского уезда, Смолонскй губ. в 12 час, 27 мин. 14-го июля.
На месте спуска пилотом т.Федосеенко были подняты на аэростате двое крестьян, которые после "полета" заявили, что будут просить, что-бы их деревню переименовать в деревную "Красного воздушного флота".
Таким образом, аэростат продержался в воздухе 19 час. 57 мин., пройдя расстояние в 360 верст.
Красная звезда 1924 № 186, 19 августа
Всесоюзные состязания аэростатов
B целях ознакомления широких масс со всеми видами воздухоплавания (со свободными полетами аэростатов, с привязными подъемами и, возможно, с полетами дирижабля) спорт-центр от ОДВФ СССР в Москве в конце августа устраивает первое всесоюзное воздухоплавательное состязание. Выяснилось участие в состязаниях аэростатов следующих организаций: воздухоцентр ОДВФ СССР, академия воздушного флота МДВФ, ОАВУК Харькова и Одессы (под одному аэростату), Иваново- Вознесенского ОДВФ, высшей воздухоплавательной школы и ОДВФ Северо-Западной области. ОАВУК предоставил приз в 1 000 руб. золотом, помимо ценных подарков, высшей воздухоплав. школе Мосавтоклуб, редакция журнала "Воздухоплаватель"
Красная звезда 1924 № 222, 30 сентября
К Всесоюзным воздухоплавательным состязаниям
Полеты на сферических (свободных) аэростатах имеют большое значение.
B научной области, начиная с 1783 г., в разрешении проблемы воздухоплавания целый ряд ценных вкладов в науку был сделан благодаря полетам Гей-Люссака, Фламмариона, Захарова, Менделеева и мн. др. Не говоря уже о самодовлеющем значение для науки этих наблюдений, они имеют большое практическое значение, как, напр., для сельского хозяйства (изучение метеорологических элементов).
Что касается значения свободного воздухоплавания для обороны страны, то, хотя свободные аэростаты во время военных действий в настоящее время и не применяются, на полеты на них являются средством подготовки кадра, из которого можно черпать материал для подготовки будущих дирижаблистов.
Успехи управляемого воздухоплавания в Америке, Италии, Англии, Франции, наличие управляемых аэростатов в Польше, Японии заставляют и нас обратить внимание на развитие упрапляемых аэростатов (дирижаблей). Пока идут опытные постройки (дирижабль "IV Октябрь"), осуществление собтвенных конструкций ("Химик-Резинщик-Ильичу"). Необходимо подготовить для наших дирижаблей личный состав.
Свободные полеты, возобновившиеся у нас с 1920 г., дали уже хорошие результаты, и мы имеем кадр молодых пилотов, которые развили в себе смелость, решительность, научились обращаться с материальной частью по обслуживанию аэростатов и, наконец, умеют управлять аэростатом по вертикали, знают воздушную среду, умеют пользоваться воздушными течениями.
После 4-х летней работы воздухоплаватели приступают к оценке своих достижений, к выявлению результатов упорной работы, так как установленные за это время рекорды (высота 5 330 метров, расстояние без спуска - 1 200 верст, продолжительность 22 ч. 10 мин.), явились лишь случайными попутчиками учебной работы.
5 октября спортивная секция ОДВФ СССР и МОДВФ организуют Всесоюзные воздухоплавательные состязания свободных аэростатов, которые явятся экзаменом для наших молодых воздухоплавателей.
В. О-Р
Красная звезда 1924 № 223, 1 октября
1-ые Всесоюзные воздухоплавательные состязания
Воздухоплавательные состязания перенесены с 5 на 12 октября.
Аэростаты разбиты на две категории, по величине объёма.
В категорию А входят аэростаты объёмом 1000 м3. К ним относятся следующие аэростаты: МОДВФ, 640 м3, пилот - т. Стобровский; Сев.-Зап. Обл. ОДВф - 640 м3 с пилотом Ольденберг: Иваново-Вознесенск. ОДВФ - 640 м3 с пилотом Ольшевским; Харьковский отдел ОАВУК 40 м3 с пилотом т. Альбертовым: Одесский губотдел ОАВУК 640 м3 с пилотом т. Федосеенко.
К категории Б относятся следующие аэростаты:
Высшей воен. воздухоплав. школы объёмомо 1437 м3, пилот - т. Тисс А. с пассажиром; воздухоцентра Спортсекции ОДВФ СССР, объёмом в 2 000 м3, с пилотами Анощенко и Кирилловым, И.К.; ВНО академии воздухофлота - объёмом 1 437 м3 с пилотами тт. Капищевым и Соколовым.
Предположено участие ещё 2-ч аэростатов по 640 м3 с пилотами т.т. Скрябиным и Степановым
В целях экономии аэростаты наполняются светильным газом, несмотря на то, что он имеет меньшую подъёмную силу, нежели водород.
Главные призы будут выданы за продолжительность, дальность и восоту полётов. Специальный приз будет выдан за поимку аэростата (воздушная игра). Каждый участник может состязаться на несколько призов одновременно.
При состязаниях предполагается привлечь широкие массы населения. Будут производиться подъёмы на воздушных шарах и на привязных аэростатах - "колбасах".
Вечерняя Москва 1924 № 228, 4 октября
Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания
12-го октября в Москве состоятся воздухоплавательные соревнования на первенство СССР.
В состязаниях примут участие свыше 10 аэростатов, Аэростаты разбиты на две категории "А" Бо, В первую категорию входлт аэростаты объемом до 1000 м3, во вторую до 2 000 м3.
Главные призы будут выданы ва продолжительность, дальность и высоту полетов, Создан также специальный приз за поимку аэростата (воздушная игра).
Каждый участник может состяваться на несколько призов одновременно, На соревнования будут привлечены широкие массы населения, Будут производиться подъемы на воздушных шарах и на привязных аэростатах-колбасах.
Издание журнала «Воздухоплавание», 1925
Н.Г. Стобровский "Альбом воздухоплавания" (145 иллюстраций и чертежей)
![]()
Существенные части остались те же. Материя хлопчатобумажная (перкаль) прорезиненная и обработанная серой (вулканизирована), что придает ей элластичность в пределах от -30° до +180°.
Аэростат состоит из: оболочки, сетки, клапана (диаметр 55 см. для аэростатов в 640 м3 и 1 метр для 1437 м3, аппендикс, отверстие в нижней части для выхода газа при расширении, чтобы не порвалась оболочка), строп (веревок), подвесного обруча (диаметр для 640 м3 - 1 метр, для 1437 м3 - 1,5 м.), корзины, клапанной веревки, разрывного приспособления, якоря (вес 1 п. длина якорного каната 70 м.), гайдропа (длина 70—90 м., вес 30—40 кг.) и балластных мешков (в каждом песку по 16 кг.)
Кроме того, в корзине находятся необходимые инструменты и приборы (барограф, анероид, часы, термометр, компас, финский нож, запас шпагата, рупор, электрический фонарь, карты, бортовой журнал, аптека, провизия, бинокль, дымчатые очки, сигнал бедствий, спасательный пояс).
Вес всей системы без оборудования корзины 420 кгр.
Свободное воздухоплавание СССР
(К первым Всесоюзным воздухоплавательным состязаниям)
ВОЗРОЖДЕНИЕ АЭРОСТАТНОГО СПОРТА
С 12-го октября с.г., в Москве, по инициативе Воздухцентра спортивной секции ОДВФ СССР начинаются Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания, которые должны послужить мощным толчком к широкому развитию аэростатного спорта.
Свободные полеты на воздушных шарах до войны в России получили довольно большое распространение: в мировой семье воздухоплабателей Россия запимала третье место по количеству ежегодно совершаемых полетов. Перед мировой войной, нас перегнала Бельгия и Испания: Россия оказалась на пятом месте.
В дальнейшеи, война 1914-18 гг. и революция временно прервали развитке воздухоплавательного спорта. И только во второй половине 1920 года, когда мы, покончив с внешними фронтам и, получая возможность развивать наше дело, - мы вспомнили и о свободном воздухоплавание.
Сознания важность возрождения свободного воздухоплавания, Республика приняла срочные меры к воссозданию аэростатного спорта. И 1920 явился годом первых свободных полетов в свободной России.
ЗАЧЕМ НАМ НУЖНЫ ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ?
Прежде чем приступать к развитию аэростатного спорта, мы постарались детально выяснить вопрос о том, целесообразно ли это делать теперь, когда есть другие средства передвижения по воздуху (самолеты). Ответ получился категорический: полеты на воздушных шарах нам необходимы по самым разнообразным причинам.
Прежде всего, свободные полеты на воздушных шарах необходимы всем красным военным воздухоплавателям, работающим на привязных аэростатах, так как в случае обрыва троса, на котором запускается привязной аэростат или при перебитии его осколками снарядов, (а такие случаи на фронте бывали), их всегда может ожидать вынужденный свободный полет. Поэтому мы должны были подготовить их к этим полетам практическим путем (чего до того времени в РСФСР не делалось).
Свободные полеты - великоленная и необходимая подготовительная шнкола для водителей будущих дирижаблей (капитанов, управляемых аэростатов), так как одним из наиболее трудных элементов управления воздушным кораблем является умение работать с балластом и с расходом газа и твердое знание свойств воздушной среды.
Полеты на сферических аэростатах необходимы и для научных работ, для исследования атмосферы, и для серьезного ознакомления всех воздухоплавателей с аэрологией.
Нам нужно было подготовить кадр опытных красных пилотов, которые могли бы продолжать и развивать дело свободного воздухоплавания, так как в противном случае преемственность в работе могла бы оборваться и много ценных данных опыта погибнуть.
ПЕРВЫЕ УСПЕХИ
Придя к выводу, что свободное возухоплавание нам необходимо, мы решили его возродить явочным порядком.
Подобрав группу лиц, любящих воздухоплавание и желавших работать на сферических аэростатах, мы предприняля розыски оболочек воздушных шаров для отправки их в Москву, которая, по своему положению, вдали от морей и границ, являлась наиболее желательных пунктом для создания в ней центра свободного воздухонзавания.
После долгих поисков нужное было найдено в трофейном имуществе (спасабо Колчаку - он о нас позаботклся!..) и мы решили лететь. По вашей инициативе Штавоздухом было получено от Реввоенсовета разрешение на совершение первого свобольного полета в РСФСР, в день парада в честь I конгресса III Интернацконала. 27-го июля 1920 года с Красной площади - с того места, где теперь хранится тело нашего Великого Вождя, перед ликом представителей пролетариата всего мира, красный стяг РСФСР был поднят в свободном полете на высогу около 5 000 метров. Неделю спустя привезенная обратно в Москву оболочка снова была наполнена газом и те же воздухоплаватели, которые совершили и первый полет (автор этих строк, И.И. Олеринский и Л.Э. Купи) снова отправились в воздушное путешествие с заданием продержаться в воздухе всю ночь, что и было ими выполнено (аэростат пробыл в воздухе без спуска 10 ч. 6 м., покрыв расстояние в 250 верст, идя почти все вреня в дыму от горящих лесов).
РАСЦВЕТ КРАСНОГО ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ
Наши первые полеты были отмечены специальным приказом РВС, нашей и заграничной прессой. Дальнейшая работа красных пилотов, летавших на старых, выслуживших все сроки (постройки 1909 года), собранных из старья аэростатах, подчас угрожавших жизни пилотов (постоянно рвались сети аэростатов), при самых трудных условиях (во время массовых лесных пожаров 20 года, в сильные морозы зимой, в сильный ветер; при полной разрухе транспорта, когда обратная доставка оболочки являлась прямо-таки подвигом; при обилии банд и невежественном, а подчас и враждебном отношении населения) - блестяще доказали, что кадр преданных делу, смелых и опытных пилотов у нас имеется налицо.
За конец 1920 года в РСФСР было совершено 16 свободных полетов (все из Москвы), общей продолжительностью 36ч. 6м., причем аэростаты прошли в воздухе 774 версты - цифры весьма скромные, но для начала вполне удовлетворительные.
Следующий 1921 год явился годом свободного воздухоплавания. Подзадоренная успешными полетами москвичей, начинает летать и Высш. воздух. школа, которая несмотря на самые неблагоприятные условия (близость границы, моря и больших озер, сильные туманы и т.п.), продолжает это дело и до сих пор.
B Москве создается специальное "Учебное Отделение со сферическими аэростатами", которое в Кунцево, под Москвой, организует мощную базу свободного воздухоплавания. Кроме чисто учебных и спортивных полетов в 1921 году впервые в РСФСР начинаются и серьезные научные полеты. Так, во время солнечного затмения 6 апр. 1921 г. в Москве было выпущено два аэростата, на которых летели научные наблюдатели со специальными приборами, причем они были поражены простотой и удобством наблюдений. В сентябре того же года мы летали на высоту для изучения "болезни высоты" по заданию Научной Комиссии Воздушной Службы при Наркомздраве.
В том же году Высш. воздух. школа производит интересные свободные полеты на змейковых аэростатах (привязанных). Наконец, поздней осенью мы испытываем в продолжительном полете (17ч. 15м. без спуска) первую советскую оболочку, построенную в Москве на заводе Резнотреста из русских материалов, руками русских рабочих, на зло блокировавшему нас Западу.
Всего за 1921 год было совершено 45 свободных полетов, общей продолжительностью 132 часа 55 ммнут, причем в воздухе быз пройден путь в 3802 верст.
НАШИ РЕКОРДЫ
1921 год дал нам не только увеличение общих суммарных достижений, но и значительные рекордные достижения.
Так, максимальная высота полета в 1920 году была 4550 м., а в 1921 г. - 5335 метр.; максимальная дальность без спуска в 1920 г. была 250 верст, а в 1921 году - 550 верст. Максимальная продолжительность полета без спуска в 1920 г. 10ч. 6м., а в 1921 году - 17ч. 15м. Следующий 1922 год явился годом установления красных рекордов, не побитых еще до настоящего времени.
20 июня, в Питера, т.т. Баратов и Наталенко поднимаются на высоту 5330 метров. После 2 ½ часов полета они опустились в 7 верстах от границы попали в плен к финнам. Лишь после 50 дней скитаний по тюрьмам они благополучно вернулись в Ленинград. Наконец, в ноябре 1922 г. автору этих строк с т.т. Стобровским и Мейскером, в ознаменование сотого свободного полета в РСФСР, удается совершить полет из Москвы в Северную Карелию, продолжительностью в 22ч. 10м., пройдя в воздухе путь в 1200 верст (по лиини полета).
Эти достижения являются рекордными для красных пилотов и по сей день и превзойти их является задачей 1-х всесоюзных воздухоплавательных состязаний 1924 г.
ЧЕГО МЫ ЖДЕМ ОТ СОСТЯЗАНИЙ 1924 ГОДА?
На этих состязаниях из Москвы, со стадиона Физкультуры, вылетят до десятка аэростатов, участников первых Всесоюзных воздухоплавательных состязаний. Тут будут аэростаты и ОДВФ Сев. Зап. области, и Ленинградской Высш. воздух, школы и Воздухцентра ОДВФ СССР и МОДВФ, "Акадения Возд Флота" и Харьковского САВУКа, и Одесского и Ивапово - Вознесенского ОДВФ и др. организаций.
Здесь впервые соберутся представителя воздухоплавательного спорта, чтобы померяться своим умением летать и знанием воздушной стихии.
Однако, несмотря на обилие аэростатов, принимающих участие в состазаднях, мы скорее склонны расценивать их, лишь как испытания, так так некоторые чисто технические стороны организании (полет на светильнюм газу, а не на водороде, малое количество аэростатов крупных объемов, отсутствие тренировки и т.п.) не дают уверенности в выявлении максимальных достижений.
Но это отнодь не умаляет значения первых всесоюзных воздухоплавательных состязаний. Десяток аэростатов разлетавшихся во все концы СССР, познакомит широкие массы с воздухоплаванием не рассказом, а показом. Реальные результаты состязаний будут заключаться в ознакомлении широких масс с воздухоплаванием, следствием чего явится поддержка нашего дела
АНОЩЕНКО
Издание журнала «Воздухоплавание», 1925
Н.Г. Стобровский "Альбом воздухоплавания" (145 иллюстраций и чертежей)
![]()
Красная звезда 1924 № 234, 14 октября
ПЕРВЫЕ ВСЕСОЮЗНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ АЭРОСТАТОВ
12-го октября в Москве на Красном стадионе физкультуры состоялись первые всесоюзнные состязания аэростатов на продолжительность, дальность и высоту полета. В состязаниях участвовали ОДВФ СССР, Московское ОДВФ, Академия Воздушного Флота, Северо-Западное ОДВФ, Харьковское и Одесское общество авиации и воздухоплавания и Иваново-Вознеенское ОДВФ.
После речей воздушные шары, в количестве 8, поднялись в воздух по на правлению на с северо-восток.
Результаты состязания станут известны через несколько дней.
Красная звезда 1924 № 235, 15 октября
Первые всесоювные воздухоплавительные состязания
Возрождающееся воздухоплавание
Внимание, уделяемое авиации, несколько заслонило воздухоплавание, находящееся в значительно более худших материальных условиях, как в силу того, что воздухоплавательное наследство старой арини было значительно меньшим по своим размерам, чем аниационное, так и потому, что гражданская война с её быстро изменяющимися линиями фронта, требовали более подвижного и приспособляемого к необорудованной земной поверхности вида воздушного флота, каковым является авиация. Из средств водухоплавания широкое применение нашли привязные аэростаты, обслуживающие в первую голову бронепоезда, речные флотилии и артиллерию.
Не имея возможности сегодня создать сильное управляемое воздухоплавание, в котором больше всего нуждается возможный черноморский театр военных действий, мы должны всячески поддерживать имеющийся у нас личный состав, чтобы к моменту постройки дирижаблей не стать перед новой задачей - создания личного состава.
ОДВФ СССР, организуя воздухоплавательные испытания, имело в виду дать практику красным пилотам, сконцентрировав одновременно внимание широких общесоюзных кругов на возрождающемся воздухопланании.
Ход состязаний
![]()
К 13 ½ часам все шары оказались снаряженными, выверенными и подготовленными к полетам.
В 14 часов председатель организационного комитета испытаний Дьяконов открывает из корсины поднятого метров на 50 над землей аэростата митинг. В этому времени весь стадион и место около старта усеяны собравшейся на редкий праздник толпой москвичей, среди них много юных спортсменов и пионеров. В кратких словах т. Дьяконов выяснеяет роль и начение свободной аэростатики для СССР, указывает на преодоленные трудности, стоявшие перед организаторами испытаний, и приветствует собрашихся от имени Воздухцентра ОДВФ СССР. Гремит "Интернационал", под звуки которого в 14ч. 28м. взлетает шар Хартковского ОАВУКа, пилотируемы т. Альбертовым. У него специальное задание, так называемая "игра-поимка воздушного нара". За 45 минут до вылета т. Альбертова мотоциклисты, автомобилисты и отдельные пешеходы, получившие сведения о направлении и скорости ветра, выехали и вышли вперед в целях настигнуть выпущенный позже шар Альбертова. Выигравшим будет признан тот, кто через ½ часа после приземления Альбертова первым коснется корзины аэростата.
![]()
Опять "Интериационал" и восторжелтые крики зрителей. В 15ч. 09м. дан старт шару "Ивановец" от Иваново-Вознесенского ОДВФ, емкостью 640 м3, с пилотом т. Ольшевским; в 15ч. 15м. летит шар ленинградского аэроклуба, ёмкостью в 640 м3, с пилотом т. А. Ольденбергером.
В 15ч. 27м. поднимается самый большой шар СССР, емкостью в 2 000 м3, только что изготовленный московскими резнищиками, с пилотом - краснознаменцем т. Сапуновым, при помощнике пилота т. Анощенко, с пассажираза - т. председателя президнума МОДВФ т. Саблиным и слушателем акадении т. Назаровым.
Далее даются старты: в 15ч. 35м. шару МОДВФ, емкостью в 640 м3 c пилотом т. Стобровским, в 15ч. 53м., шару Одесского ОАВУка, емкостью в 640 м3, с пилотом красноармейцем т. Федосеенко, а в 16ч. 15м. вылетает 8-ой и последний шар от Северо-Западного ОДВФ с пилотом т. Тисс, при помощнике пилота т. Зыкове и пассажире - т. Лебедеве.
Гремят заключительные звуки "Интернационала", под которые публика расходится со стадиона, все время наблюдая, как шары теряются в высоте. Москву.
В течение 13-го октибря в президиуме ОДВФ СССР были получены телеграммы от части участников. Так, пилот т. Альбертов опустился в 29 верстах от Москвы, близ ст. Болшево, Северных ж.д. и не был обнаружен в течение 30 минут никем из преследовавших его; аэростат "Ивановец" опустился в 55-ти верстах от Москвы близ деревни Митино, пробыв в воздухе свыше 4 часов; шар Воздухцентра ОДРФ СССР с пилотом т. Сапуновым опустился в 9 часов вечера близ ст. Карабаново, Северных ж.д, пролетев около 100 верст.
О результатах испытаний, достижениях их и об общих условиях, их сопровождавших, будет дан отчет в ближайшем времени.
СТЕПАНКОВ
Красная звезда 1924 № 236, 16 октября
Результаты всесоюзных воздухоплавательных состязаний
Из аэростатов 1-ой категории - объемом в 640 м3 - наибольшую дальность и продолжительность показали следующие:
Аэростат ленинградского аэроклуба с пилотом т. Ольденборгером А.А. пролетел 10ч. 44м. и сел у д.Пестерюдино, Нерехтского уезда, Костромской губ., пройдя по прямой 290 верст.
Аэростат Одесского о-ва авиации и воздухоплавания с пилотом т. Федосеенко пробыл в воздухе 15ч. 12м. и сел на берегу реки Уижи, севернее ст.Мантурово, Север. ж.д., пройдя по прямой 520 верст.
Из аэростатов 2-й категории - 1437 м3 аэростат ОДВФ, сев.- зап. обл. с пилотом т. Тисс сел в 25 верстах восточнее Городца, на Волге, (Нижегородск. губ.), пройдя за 15 часов 380 верет по прямой.
При вынужденной посадке из-за неисправности сетки, т. Тисс видел пролетавшего на высоте около 3000 метр. с большой скоростью аэростат академии воздушного флота с пилотом Канищевым по направлению на восток.
В 2 часа дня 15-го октября от т. Канищева получена следующая телеграмма: "Благополучно спустился в Красно-Кокшайском кантоне, в 60 километрах севернее Казани. Дистанция - 850 километров, продолжительность 23 часа 10 минут. Высота 2200 метров. Да здравствует академия воздуша ого флота"!
Таким образом, т. Канищев вышел победителем всесоюзных состязаний на высоту и дальность полета и поставил новый всесоюзный рекорд продолжительности полета на аэростате, побив рекорд т. Анощенко 1922 г. (22ч.15м.).
Вечерняя Москва 1924 № 242, 21 октября
23 часа на воздушном шаре.
Сотрудник "Вечерней Москвы" беседовал с победителем на всесоюзных состязаниях сферических аэростатов старшим руководителем кафедры воздухоплавания Академии воздушного флота т. M.Н. Канищевым, рассказавшим следующее о своем рекордном полете.
- Вместе с семью другими аэростатами я поднялся на аэростатте Академии воздушного флота в 2ч.55 м. дня 12 октября на стадионе Инфизкульта. Все аэростаты пошли тогчас же на север. Наблюдая за направлением ветра, я скоро определил, что мы летим с очень незначительной скоростью - километров 12 в час.
Летая не впервые уже, мы с пассажиром т. Сретенским даже не заметили, как на высоте в 500 метров скрылись провожавшие нас москвичи, наблюдавшие (как узнали мы после) за полетами далеко за пределами стадиона. До вечера с моего аэростата отлично были видны издали еще 5 аэростатов на расстоянии километра и больше. С наступлением темноты мы потеряли их из виду, продолжая лететь при хорошем лунном освещении.
Зная по многочикленным своим прежним полетам свое дело и рассчитывая пролететь дальнее расстояние, я принялся усиленно наблюдать за состоянием атмосферы и направлением ветра. Я выяснил, что шар начинает несколько склоняться к востоку.
Очевидно, где-то в районе Нижнего Новгорода образовалась область низкого барометрического давления, и у меня не оставалось сомнения, что, если я в течение ночи будут держаться на высоте 1000-1200 метров, то аэростат пойдет прямо на восток с постоянио увеличивающейся скоростью.
С этого момента инициатива полета принадлежала уже мне. Шли ровно, лунная ночь нам облегчала наблюдение за движением и к утру подошли к Волге, немного севернее Нижнего. С восходом солнца газ начал сильно разогоревать, и аэростат постепенно стал подниматься вверх. Еще немного, и мы пересекли полотно ж.д. на г. Семенов, держась высоты в 1600 метров Продолжая свой путь, мы пересекли р. Керженец в пошли далее над обширным массивом Керженских лесов.
Высота все время возрастала и, наконец, наш аэростат достиг своего предела - 2200 метров. Это было часов в 11 утра. Под нами неслись города, деревни, речки, дороги, и все это казалось нам небольшими точками, полосками.
Постепенно снижаясь, аэростат пересек р. Ветлугу и пошел над необъятными лесами Марийской области. В продолжении двух часов слишком мы не видали под собой ни малейшего признака, говорящего о чем нибудь человеческом... Все сплошой лес...
Меажду тем, нам уже приходилось подумывать о спуске, так как балласту оставалось мало (один мешок), с другой же стороны нельзя было и допускать мысли о спуске над этим лесом: мы бы надолго затерялись в его непроходимой чаще (в сотни верст). Положение становилось все более критическим, тем более, что нельзя было различить хотя бы малейшей просеки, не говоря уже о тропке или строенин.
К счастью для нас, на исход второго часа такого полета удалось, наконец, увидать впереди себя небольшую деревеньку, оказавшуюся впоследствии д Каркатова, Красно-Кокшайского кангона (так в тексте - прм.ред), Марийской автономной области.
Спустились больше и "стали на гайдроп" (путевой канат), а затем, идя над лесом, постепение сошли с него и вблизи упомянутой деревни произвели спуск, пролетев 850 килюметров и продержавшимся в воздухе 23 ч. 10 м.
Нас заметила несколько жителей (черемисов), помогли собрать аэростат и обошлись с нами очень приветливо. Некоторые знали русский язык и, даже были знакомы с зачатками авиации (по войне). После ночевки нам охотно дали лошадь и через несколько часл мы добрались до Казани, отстоящей от этого места в 60 вер.
Возвращаясь к состязаниям должен отметить их несомненны успех, тем более, что это первые такого рода состязания в Poссии вообще. За границей такие состязания устраиваются ежегодно и нельзя не высказать пожелания, чтобы в ближайшее время мы могли участвовать и в международных состязаниях, чего до сих пор еще не было.
Л-н
Вечерняя Москва 1924 № 269, 24 ноября
Раздача призовых грамот участников 2-х всесоюзных планерных и 1-х воздухоплавательных состязаний
В кинотеатре Ша-Нуар. Нач. с 2-х час. дня.
Красная звезда 1924 № 273, 30 ноября
После планерных состязаний. Раздача призов победителям.
24 ноября в помещении кинотеатра "Ша-Нуар" состоялась раздача призов и чествование отличившихся летчиков и конструкторов планерных и воздухоплавательных состязаний.
Торжественное заседание от имени президиума ОДВФ Союза открыл председатель спортсекции ОДВФ т.Мехоношин. Собрание, по предложению председателя, почтило вставанием память погибщих во время феодоссийских планерных состязаний летчиков т.т. Рудзита и Клемеатьева.
Т. Мехоношин огласил протоколы по присуждению призов, после чего было приступлено к раздаче наград и грамот от имени ОДВФ СССР.
По вторым всесоюзным планерным состязаниям призы были распределены следующим образом:
ЗА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
Летчикам: : Юнгмейстер (новый всесоюзный рекорд - 5ч. 15м. 32с.), Зернову (4ч. 29м. 45с.), Яковчуку (4ч. 15м.), каждому по 1000 руб. и грамоты от ОДВФ и УССР.
Конструкторам: планера "Москвич" - Лучинскому, "АВФ" - Артамонову и коллективу студентов Киевского политехнического института (планер "Кпир") - каждому по 300 р. и грамоты от ОДВФ и УССР.
Организациям: МОДВФ, ВТК НКПС и кружку КПР - по 200 руб.
ЗА ВЫСОТУ ПОЛЕТА
Летчикам: Юнгмейстеру, Зернову, Яковчуку и Кравцову - по 200 р. Конструкторам и организациям - тем же, как и за продолжительность - по 200 руб.
Кроме того, выданы призы за дальность полета, за рациональное обучение, за лучшую конструкцию учебного планера, за особую смелость и инициативу в полетах, за интересные детали планеров, за особо оригинальные конструкции планеров.
Премированы также конструктора многочисленных рекордных и тренировочных планеров.
Годовая почетная подписка на журнал "Вестник Воздушного Флота" присуждена летчику Юнгмейстору и конструктору Лучинскому.
По первым всесоюзным воздухоплавательным состязаниям призы были распределены следующим образом: почетную грамоту в серебряном футляре, качестве переходящего приза и 500 руб. (денежный приз ОАВУКа) получила академия воздушного флота за выдающуюся подготовку к состязаниям материальной части аэростата большой кубатуры, показавшего наивысиые достижения.
Массивный серебряный кубок - переходящий приз редакции журнала "Воздухоплавание" присужден ленинградскому аэроклубу, как первому красному аэроклубу, поставившему одной на своих первых задач возрождение и СССР воздухоплавательного спорта.
Серебряный щиток с накладным серпом и молотом - переходящий приз ОДВФ Сев.-Зап. области - получило Иваново-Вознесенское ОДВФ, как первый рабочий центр, пославший свой аэростат превосходных качеств на первые Всесоюзные воздухоплавательные состязания.
Среди пилотов - воздухонлавательные призы распределены следующим образом:
- приз ОАВУКа - золотые часы с надписью, годовую почетную подписку на журнал "Вестник Воздушного Флота" и 5-летнюю почетную подписку на журнал "Самолет" получил краснознаменец-пилот т. Федосеенко, выходец из рабочей среды и герой гражданской войны, за наилучшие достижения на аэростатах малой кубатуры (640 м3);
- приз Резинотреста - золотые часы с надписью и персональный приз от ОДВФ СССР - художественный блокнот с серебряной крышкой и надписью получил пилот академии воздушного флота т. Канищев за наивысшие достижения на аэростатах большой кубатуры (1437 м3) и установление нового красного рекорда продолжительности полета (23 ч. 10 м. против рекорда 1922 года т. Анощенко в 22 ч. 10 м.);
- серебряный художественный портсигар с надписью - приз редакции журнала "Воздухонлавание" и 5-летнюю почетную подписку на журнал "Самолет" получил пилот ленинградского аэроклуба т. Александр Ольденборгер;
- пилоту харьковского ОАВУК'а т. Альбертову присужден переходящий приз мосавтоклуба - бронзовая статуя на постаменте и годовная почетная подписка на на журнал "Воздухоплавание" - за победу в состязании с автомобилистами в игре-примке воздушного шара.
Распределены также денежные призы ЦК союза химиков и газеты "Известия ЦИК СССР".
Кроме того в виде особого поощроная награждены наиболее потрудившиеся по организации состязаний члены организационного комитета: т. Куни - грамотой и почетной подлиской на журналы: "Вестния Воздушного Флота" и "Самолет" и т. Николаев - грамотой и почетной подпиской на журнал "Самолет".
По окончаник торжества, раздачи призов были заслушаны приветствия от различных советских, партийных и профессиональных организаций.
По окончании торжественного заседания состоялась демонстрация кинофильм, снятых по заданиям ОДВФ во время вторых Всесоюзных планерных состязаний в г. Феодосии и первых Всесоюзных воздухоплавательных состазаний в Москве.
М. |