ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

Первый свободный полёт в свободной России


Аростат, готовый к старту на Красной
площади 27 июля 1920 г.: вверху -
экипаж аэростата Н.Д. Анощенко,
И.И. Олеринский, Л.Э. Куни.
[...] Молодая Советская республика не имела материальной базы для развертывания свободного и управляемого воздухоплавания. Поэтому попытки возродить полеты на воздушных шарах, а также создать управляемое воздухоплавание наталкивались на большие трудности.
В этот период из среды воздухоплавателей выделилась группа энтузиастов, которая решила во что бы то ни стало возродить свободное воздухоплавание. Группа начала свою работу с поисков необходимого воздухоплавательного имущества, центром сосредоточения которого должна была стать Москва, так как она по удаленности от водных пространств и государственной границы являлась наиболее удобным пунктом для возрождения свободного и создания управляемого воздухоплавания.
Первые поиски воздухоплавательного имущества были неудачными. Две оболочки аэростатов, найденные в воздухоплавательной школе, были настолько ветхими, что при раскладывании их на земле материя разрывалась. Наполнять газом их было невозможно.
Но отказаться от своих планов мы не хотели. После долгих поисков летом 1920 г. во 2-м воздухоплавательном парке в Саратове наконец удалось отыскать и привезти в Москву старую оболочку сферического аэростата, оказавшуюся в удовлетворительном состоянии. Эта оболочка была передана в 4-й воздухоплавательный отряд, находившийся под Москвой, который было решено сделать базой свободного воздухоплавания.
О сроках службы этой оболочки ничего не было известно. В воздухоплавательном парке даже не был установлен ее объем. В составленном акте было записано, что "оболочка старая (вероятно, постройки 1909 г.), но годная к полетам". Было решено использовать эту оболочку для совершения на ней первых в Республике свободных полетав.
В настоящее время многим может показаться легкомысленным полет с Красной площади на воздушном шаре с не испытанной на прочность и газонепроницаемость оболочкой. Но в те героические годы, когда революционный порыв заставлял каждого бойца Красной Армии думать лишь о том, чтобы принести как можно больше пользы революции и молодой Советской республике, это было правильным решением.
Для полетов нужно было найти якорь и гайдроп (толстый тяжёлый канат облегчающий приземление аэростата), без которых приземляться было бы очень трудно.
Наполнение оболочки аэростата
водородом из газгольдера
при подготовке к старту
Начались новые поиски, длившиеся долгое время. Только вечером накануне старта с Красной площади в Московском центральном авиапарке среди трофейного имущества были обнаружены гайдроп, якорь и якорный канат.
Для наполнения аэростата решили использовать старый, отработавший свой срок водород из привязного аэростата 4-га воздухоплавательного отряда.
Итак, наконец-то у нас была на чем лететь.
Красные воздухоплаватели на празднике
на Красной площади 27 июля 1920 г.:
на переднем плане справа
привязной аэростат "Како"
15-го воздухоплавательного отряда;
над ним привязной аэростат "Персеваль"
4-го воздухоплавательного отряда;
слева - готовый к старту
сферический аэростат
Но Авиадарм и Реввоенсовет Республики согласились дать разрешение на полет только при условии, если в корзине аэростата будет находиться хотя бы один специалист, имеющий диплом на звание пилота-воздухоплавателя. Но такого воздухоплавателя найти было нелегко, так как звание пилот-воздухоплаватель имели только лица, окончившие Офицерскую воздухоплавательную школу до 1914 г.
Выяснилось, что у нас в штабе в должности делопроизводителя работает старый воздухоплаватель Иван Иванович Олеринский, который в конце прошлого столетия окончил Офицерскую воздухоплавательную школу, был военным воздухоплавателем и имеет диплом на звание пилота-воздухоплавателя. Его мы включили в состав экипажа.
Однако уже в последний момент перед подписанием приказа, которым разрешался первый в Республике свободный полет, начальник Полевого штаба Реввоенсовета Республики решительно отказался дать разрешение, ссылаясь на то, что ветром наш аэростат может занести слишком далеко от Москвы и он может попасть в расположение врага, что создаст опасность для жизни экипажа. Снова начались хлопоты и волнения.
Наконец-то разрешение было дано, и я в качестве руководителя получил право на совершение первого в нашей Республике свободного полета. При этом мне было указано, чтобы мы далеко не залетали, а снижались сразу же после вылета за пределы Москвы.
Красные воздухоплаватели во время
празника на Красной площади
27 июля 1920 г. - команда
15-го воздухоплавательного отряда
у своего аэростата ни биваке
возле храма Василия Блаженного
Старт аэростата был приурочен к началу парада войск и демонстрации трудящихся на Красной площади в Москве в честь открывшегося 2-го Конгресса III Интернационала. Аэростат стартовал с Красной площади.
Парад вначале предполагалось провести 18 июля, затем его проведение было перенесено на 20, а потом на 27 июля. Каждая такая перемена даты приносила нам глубокое разочарование.
Но вот наступило 27 июля.
Прошла неспокойная для меня ночь. Рано утром я был уже на Красной площади, ярко разукрашенной гирляндами цветов и зелени, флагами, стягами и плакатами. Вокруг храма Василия Блаженного уже расположились газгольдеры. Возле них производился подъем привязного аэростата "Како" 15-м воздухоплавательным отрядом, а на Театральной площади 4-й воздухоплавательный отряд поднимал свой привязной аэростат системы "Парсеваль". В центре Красной площади возвышался уже наполненный и снаряженный сферический аэростат.
Впервые москвичи видели такое количество аэростатов.
Приказ РВСР № 2040 от 4 октября 1920 г.
Еще раз мы проверили подготовку аэростата к старту. Все в полном порядке. Прогноз погоды хороший. Ветер слабый, направление - вдоль Красной площади.
Сферический аэростат на фоне "седых" стен Кремля с его старинными башнями был великолепен.
Ярко-желтая оболочка аэростата украшена красной материей и зеленью. Ее опоясывает красная лента с надписью: "Мир восстал против рабства, нищеты и унетения, вождь восставтших - III Интернационал". На украшенной зеленью и красными вымпелами корзине надпись: "4-й воз-духоплавательный отряд празднует открытие конгресса 1-м в Республике свободным полетом".
Аэростат был готов к старту. Но нас беспокоило то обстоятельство, что не хватило газа для наполнения всей оболочки, и мы не знали, достаточно ли будет подъемной силы, чтобы оторваться от земли с намеченным экипажем из четырех человек.
Убранство Лобного места
на Красной площади в день парада
27 июля 1920 г.
Вот из-за здания Торговых рядов (ныне здание ГУМа) медленно поднимается вверх серебристый аэростат 4-го воздухоплавательного отряда, красиво перепоясанный красной широкой лентой с лозунгами. Из его корзины, ослепительно сверкающей в лучах солнца, стайкой летят листовки навстречу тысячам протянутых рук.
Аэростат 4-го отряда уже в воздухе, а мы все еще находимся на земле и нетерпеливо поглядываем на часы Спасской башни, ожидая начала парада войск и своего старта.
Наконец куранты на кремлевской башне начинают бить двенадцать. Из ворот Спасской башни выходит принимающий парад.
Над площадью появляются самолеты, но все внимание привлекли к себе невиданные до того времени в Москве аэростаты.
Игра оркестров, гул моторов летящих над площадью самолетов, перекатывающееся по рядам войск могучее "ура" поднимали наше настроение и увеличивали стремление поскорее оторваться от земли и как можно лучше выполнить поставленную задачу.
Войска уже перестроились для торжественного марша, а артиллерийского залпа, который являлся сигналом к нашему старту, еще нет. Половина первого. Мы волнуемся все больше, еще и еще раз проверяем снаряжение и приборы.
Убранство Красной площади в
день парада войск 27 июля 1920 г.:
"холм победы" с беседкой для членов
правительства и делегатов
2-го конгресса III Интернационала
на его вершине
Наконец раздается долгожданный залп. 3а ним другой, третий... Мимо холма с белой беседкой, где находятся Члены Советского правительства и руководители коммунистических партий многих стран мира, торжественным маршем двинулись войска.
Быстро влезаем в корзину аэростата, "взвешиваемся", но, к нашему ужасу, выясняется, что четырех человек с необходимым запасом балласта аэростат не поднимет. Спешно высаживаем одного пассажира, и корзина отрывается от земли. Аэростат поднимается слишком медленно и вот-вот преградит выход войскам с площади. "Сбросить мешок балласта!" - командует Олеринский и быстро высыпает песок из мешка за борт. Аэростат сначала медленно, а затем быстрее начинает подниматься.
Кремлевские стены с их башнями, соборы колокольня Ивана Великого с приютившимся возле нее царьколоколом удаляются от нас и становятся словно игрушечными. Из-за здания Исторического музея показывается панорама Охотного ряда и Тверской улицы (ныне улицы Горького), а справа - красивые узоры скверов Театральной площади (ныне площади Свердлова).
Наш аэростат пролетает недалеко от аэростата "Како", из обеих корзин которого воздухоплаватели радостно машут руками и фуражками, подают сигналы, приветствуя нас. Отвечаем на их приветствия, но скоро они остаются далеко внизу.
Быстро поднявшись на высоту, мы не без гордости следим за тем, как огромный неповоротливый "Вуазен" и провожавшие нас другие самолеты, хотя и пытаются не отстать, все же один за другим остаются внизу. В тот памятный день красные воздухоплаватели легко обогнали наших летчиков в скороподъемности и высоте полета, так как самолеты в то время выше 3000-4000 м обычно не поднимались, а наш аэростат уже находился на высоте около 5000 м.
Парад войск на Красной площади
27 июля 1920 г., сфотографироанный
из корзины привязного аэростата
Через два с половиной часа полета наша корзина плавно приземлилась в 15 км от г. Богородска у деревни Щекавцово. Погода стояла отличная, поэтому пилоту, а также и нам, его помощникам, в полете дела было очень мало. Только подходя к земле, мы выпустили за борт тяжелый гайдроп и своевременно бросили якорь, хотя и без этих мер предосторожности наша корзина стала бы на землю без толчка, так как у земли был почти полный штиль, а аэростат снижался с вертикальной скоростью полтора - два метра в секунду.
Мы вышли из корзины и поздравили друг друга с успешным окончанием первого свободного полета в свободной Республике. Радостные, мы стояли на земле и смотрели вверх На только что пройденный воздушный путь, где в синеве летнего неба все ещё мелькала и серебрилась в лучах солнца стайка листовок, сброшенных нами с большой высоты перед спуском на землю.
К нам из разных деревень прибежали крестьяне. Приближались они вначале недоверчиво и с опаской останавливались поодаль, но, прочитав лозунги, которыми были украшены корзина и сеть аэростата, радостно приветствовали нас, охотно помогли свернуть оболочку аэростата, снаряжение и перевезти все в сельсовет.
Оформив все полетные документы, мы послали великому пролетарскому вождю Владимиру Ильичу Ленину телеграмму следующего содержания (цит. по "Правда" №166 от 30.07.1920):
"Москва, Кремль, Ленину.
Спустившись из заоблачных интернациональных владений на землю РСФСР после первого свободного полета в свободной России в честь 2-го Конгресса III Интернационала, первые красные аэронавты пламенно приветствуют вождей международного пролетариата.
Красный стяг был поднят на высоту 5000 метров.
Старт - с Красной площади в Москве. Спуск - в 15 часов в дер. Щекавцово, у Богородска.
Помначвоздухфлотресп, красвоенвоздух Анощенко
Пилот аэростата, красвоенвоздух Олеринский
Начвоздухотряда 4, красвоенвоздух Куни"
28 августа 1920 г. мы вернулись в Москву, а 1 августа приказом по Воздушному флоту нам было разрешено 2 августа, в день праздника Красного Воздушного флота, совершить новый свободный полёт. [...]

Н.Д. Анощенко
Воздухоплаватели (из воспоминаний), страница 146-156
Военное издательство Министерства обороны ССР, М. 1960


Николай Дмитриевич Анощенко (25 сентября (7 октября) 1894, Белгород — 14 декабря 1974, Москва) - авиатор, изобретатель, воздухоплаватель, кинематографист, педагог. Родился в сентябре 1894 года в Белгороде, в семье юриста. С юношеских лет Николай увлекался спортом и авиацией. В начале первой мировой войны Н.Д. Анощенко поступил вольноопределяющимся в 15 корпусный авиаотряд и прошел путь от младшего офицера до командира воздухоплавательного отряда аэростатов. 5 мая 1917 года впервые в русской армии поручик Анощенко осуществил показательно-испытательный прыжок с парашютом с привязного аэростата с высоты 720 метров. Используя боевой опыт, Н.Д. Анощенко разработал и затем усовершенствовал мягкий чехол купола парашюта, который и теперь составляет неотъемлемую часть парашютных систем. За личную храбрость и умение организовать боевую работу Николай Дмитриевич был награжден шестью боевыми наградами, среди них — офицерский орден Св.Георгия. В 20-х годах Возглавлял аэростатный отдел "Летучей лаборатории" — первого советского научно-исследовательского учреждения в области авиации. Стоял у истоков организации в РСФСР Всесоюзных воздухоплавательных состязаний (1924) и Всероссийских планерных испытаний (1923). В 1920 году красвоенвоздух, помощник начальника Воздушного Флота Республики. 27 июля 1920 года в честь проходившего в Москве 2-го конгресса III Интернационала Н.Д. Анощенко с двумя помощниками совершил первый в нашей стране свободный полет на аэростате, поднявшись с Красной площади в Москве, достигнув высоты 5000 м и приземлившись у г. Богородска. За этот полёт ему было присвоено звание "Первый красный пилот-воздухоплаватель".

Вечерняя Москва 1960 № 174, 26 июля
 
Старт с Красной площади Сорок лет спустя
Эта заметка была опубликована в "Правде" сорок лет назад. Вот она… "В честь второго конгресса III Интернационала 27 июля c.г. с Красной площади был совершен первый в Республике свободный полет на сферическом аэростате (воздушном шаре). Спустя 2½ часа - в 13 часов, выбрав подходящее место для спуска, аэронавты благополучно спустились у дер. Щекавцево в 15 верстах от Богородска".
Далее был приведен текст телеграммы, которую аэронавты послали В.И. Ленину, отрапортовав об успешном выполнении задания.
Поиски участников этого исторического полета привели нас в новый четырнадцатиэтажный дом, построенный неподалеку от Семеновской набережной Яузы.
Здесь живет "первый красный пилот воздухоплавания" Николай Дмитриевич Анощенно. И вот мы рассматриваем документы фотографии, рассказывающие о старте с Красной площади.
Николай Дмитриевич достает большой альбом с материалами, посвященными первому в нашей республике свободному полету на аэростате. Вот Красная площадь тех дней. Примерно в том месте, где стоит сейчас Мавзолей, мы видим большой земляной "холм победы" с беседкой на вершине для членов правительства и делегатов 2-го конгресса III Интернационала. Ближе к Кремлевской стене тогда ходили трамваи. На фотографии виднеются высокие мачты и провода.
- Наш старт, - вспоминает Николай Дмитриевич, - был приурочен к началу парада войск и демонстрации трудящихся на Красной площади в честь открытия конгресса. Вместе со мной стартовали И.И. Олеринский и Л.Э. Куни.
Рано утром мы были на Красной площади, ярко разукрашенной зеленью, цветами и флагами. Ближе к Спасской башне рвался в небо огромный ярко-желтый сферический аэростат. На его корзине была надпись: "4-й воздухоплавательный отряд празднует открытие конгресса 1-м в республике свободным полетом".
Нас очень беспокоило направление ветра. Дело в том, что, если ветер подул бы вдруг поперек площади, аэростат мог зацепиться за трамвайные провода. Но с утра легкий ветерок тянул в сторону Исторического музея.
Раздался артиллерийский залп. Это сигнал. Мы быстро влезаем в корзину, за борт летит балласт - и огромный шар поднимается в воздух.
Из-за здания Исторического музея показалась панорама Охотного ряда, Тверской улицы (ныне улица Горького). Виден и Большой театр. Шар летит на восток.
Нас c пронесло как раз над местом, где стоит дом, в котором я сейчас живу, улыбается Николай Дмитриевич, показывая нам сохранившуюся у него карту полета. - Тогда, разумеется, не было этих кварталов, стадиона, широкого Электрозаводского моста, станций метро. Под нами мелькали маленькие домики и узкие улочки окраины Москвы.
Мы рассматриваем еще один исторический снимок - момент приземления. "Красвоенвоздух" в кожаной куртне и фуражке вылезает из корзины воздушного шара. Вокруг крестьянские босые ребятишки, разглядывающие неведомых "пришельцев неба".
Во время полета производились метеорологические наблюдения, а над населенными пунктами пилоты сбрасывали литературу.
После этого Дмитриевич неоднократно поднимался в небо на воздушных шарах, планерах и самолетах. Пятьдесят лет его жизни связаны с авиацией.
В квартире Николая Дмитриевича есть фотографии и книги, посвященные не только авиации. Здесь много литературы по кинематографии. Ведь Анощенко - профессор, много лет преподававший во Всесоюзном государственном институте кинематографии. Он автор многочисленных учебников по кинотехнике.
- Из участников того полета сейчас остался только один, говорит Н.Д. Анощенко. - Куни работал преподавателем в Томске. Олеринский после окончания гражданской войны служил на транспорте.
Николай Дмитриевич ушел на пенсию, но продолжает вести большую общественную работу. В эти дни выходит его книга о воздухоплавании, которая приурочена к сорокалетию старта с Красной площади.
...Сорок лет. От первого полета на воздушном шаре до первого советского космического корабля. Сорок лет. Как давно это было! И как, в сущности, недавно.

П. Подлящук, О. Янов


Участники первого полета
на аэростате 27 июля 1920 года
на Красной площади перед вылетом
Вечерняя Москва 1965 № 175, 27 июля
 
Выше самолёта 45 лет тому назад
Пожелтевший номер "Правды" сорока пятилетней давности сообщал читателям:
"Согласно разрешения, данного Ренвоенсоветом Республики, в день парада в честь 2-го конгресса III Интернационала 27 июля с.г. с Красной площади был совершен первый в Республике свободный полет на сферическом аэростате (воздушном шаре)".
Затем приводились результаты полета и текст посланной аэронавтами с места приземления В.И. Ленину телеграммы, в которой они сообщали, что "красный стяг был поднят на высоту 5.000 метров".
B специальном приказе Реавоенсовета республики, посвященном этому событию, говорилось, что этот первый в РСФСР свободный полет был совершен "в присутствии Представителей пролетариата всего мира Помощником Начальника Воздушного Флота Действующей Армии и Флота a Анощенко, начальником Воздухоплавательного Отряда Куни и состоящим в резерве Авиа и воздухспециалистов при Главвоздухфлоте Олеринским".
Так к 45 лет назад начался штурм глубин воздушного океана.

H. АНОЩЕНКО, первый красный пилот-воздухоплаватель, профессор