ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Альманах
Разное

     

К двадцатилетнему юбилею авиационной службы А.В. Шиукова


А.В. Шиуков
А.В. Шиуков
В мае исполнилось двадцать лет беспрерывной деятельности в авиционной области военного летчика А.В. Шиукова. Авиация - еще очень молодая отрасль техники, и двадцать лет - значительный срок службы по воздушному флоту.
А.В. Шиуков может быть смело причислен к ряду пионеров планерного и авиационного дела. Начало его деятельности в области авиации относится к концу 1907 г., когда он представил в Тифлисское ово инженеров проект всеметаллического дирижабля с выкачанным из него воздухом. Проект этот, правда, разработанный довольно слабо, был признан заслуживающим внимания, но денег для его реализации не нашлось.
Первые полеты были совершены им в мае 1908 г. на планере собственной конструкции типа Шанют. С этого момента и по 1910 г. включительно он построил 4 планера разнообразных типов, на которых совершил большое количество полетов и прыжков. В этот период он имел несколько последователей, один из которых, Тереверко, погиб в 1912 г. при неудачном полете на планере в сильный ветер.
В период увлечения планерами А.В. был построен еще и крыльчатый прибор (орнитоптер), который испытывался только на блоке и дал довольно интересные результаты.
В 1910 г. им был построен на весьма скромные средства а частью и на самим заработанные деньги моноплан типа "Canard" собственной оригинальной конструкции с мотором "Гном" 50 л.с. На этом самолете, подвергшемся переделке после первой же пробы, был совершен в период по 1913 г. включительно целый ряд весьма удачных полетов. Самолет этот является одним из первых, построенных в России, и единствен этого типа. В 1914 г. А.В. переконструировал самолет а "Фарман VII", на котором совершил весьма удачные полеты перед империалистической войной.
Во время итало-турецкой войны А.В. был приглашен Турцию в качестве летчика, но летать на войне не удалось, так как самолет, приобретенный для него во Франции, был захвачен итальянцами при транспортировании на пароходе.
С объявлением войны в 1914 г. А.В. был направлен наместником кавказским на фронт (в Батумскую крепость) с собственным самолетом в качестве авиатора-разведчика. В 1915 г. некоторое вредя инструкторствовал в авиационной Школе, куда он был откомаидирован в конце 1914 г. согласно распоряжения главного военно-технического управления для получения звания "военного летчика", а затем уехал на юго-западный фронт, где проработал до конца 1917 г. На фронте А.В. совершил более 14 боевых полетов и в одном из воздушных боев сбил неприятельекий самолет. За боевуюю работу он награжден почти всеми солдатскими и обер-офицерскими наградами. В октябре 1917 г., заблудившись в облаках во время боевого полета, А.В. спустился в тылу у неприятеля, но, во-время обнаружив ошибку, вылетел под обстрелом противника, получив при этом 69 пулевых пробоин в самолете и три пули в кожаную куртку и шлем.
За всю свою многолетнюю летно-авиационцую деятельеость А.В. потерпел всего две аварии, совершив в обшей сложности ,олее 2 600 полетов. При авариях, кроме прочих повреждений. получил сотрясение мозга, вследствие чего у А.В. развился травматический невроз в резкой форме. В 1917-18 гг. А.В. несколько раз был в воздухе в обмороке, при чем в одном случае неуправляемый самолет Ньюпор XXI (А.В. успел только остановить мотор) с высоты 3 200 м каким-то чудом опустился до земли и сел даже без поломки.
Демобилизация старой армии застала А.В. в должности а пом. инспектора авиации западного фронта, в каковой должности и перешел в Красную армию. До образования фронтов гражданской войны он занимал ряд ответственных должностей в воздушном флоте и принимал самое деятельное участие в спасении и сохранении оставшихся от прежнего правительства авиационных частей и в создании Красного воздушного флота.
Во время гражданской войны А.В. работал на фронтах, занимая высшие должности - от начальника вовдухофлота фронта до помощника авиадарма включительно. В 1918-19 гг., занимая должность начвоздухофлота восточного фронта, А.В. целым рядом мероприятий организационного и пр. порядка поднял боеспособность вверенного ему воздушного флота, сыгравшего в операциях фронта не последнюю роль. Когда в 1919 г. авиация вынуждена была бездействовать на фронтаа из-за бензинового кризиса, А.В. сконструировал приспособление к ротативным моторам, позволившее летать на чистом спирте, чем обеспечил войска воздушной разведкой. Тогда же выполнил несколько специальных заданий, имевших большое значение.
Но этим кипучая деятельность А.В. не ограничивается. Одновременно с работой в армии он также усиленно работает над созданием гражданской авиации. Добившись в 1923 г. на Закавказском экономическом совещании, куда он был приглашен для работ закавказским правительством, признания необходимости созданин гражданской авиации, он вскоре организовал первое в Союзе о-во гражданской авиации - "Закавиа", заместителем председателя и директором - распорядителем котороги и был назначен, занимая одновременно должность начальника воздухофлота Закавказья.
В июне 1922 г. А.В. поднял энергичную кампанию по созданию мощного Красного воздушного флота, для чего провел первую в Союзе "неделю авиации". Тогда же А.В. поднимался вопрос о создании общественной авиационной организации.
По окончании гражданской войны А.В. переходит на мирную работу и занимает последовательно должности начвоздухофлота ОКА и Закавказья, МВО и Сибири. С мая 1926 г. А.В. состоит в резерве РККА и работает в военно-морской инспекции НК РКИ СССР по воздушному флоту.
За свою двадцатилетнюю деятельность в области авиаци А.В. написал несколько трудов и поместил в периодическом печати сотни статей по основным вопросам авиации, всемерно популяризируя идеи авиации.
Такова многогранная, высокополезная деятельность в авиационном деле А.В. Шиукова, положившего не мало сил и здоровья для усиления и укрепления Красной авиации.


Алексей Владимирович Шиуков (по-грузински Шиукашвили) (3 марта 1893 года, Тифлис — 9 декабря 1985 года, Москва) — грузинский и советский планерист, авиаконструктор, военный лётчик и военачальник, один из создателей гражданской авиации СССР. Материалы на сайте:
  • Авиация Румынского Фронта в июльской операции 1917 года 1-1928, А.В. Шиуков
  • На Восточном Фронте 2-1928, А.В. Шиуков
  • Авиация Х Армии в летней операции 1917 года 10-1928, А.В. Шиуков