С древнейших времен помощником человека был ветер. Но как ничтожно мало энергии воздушного океана могут взять неуклюжие ветряные мельницы и даже современные «ветряки»! Ученые нашли место над землей на границе тропосферы и стратосферы, где в сравнительно узком слое воздуха в полтора-два километра, так называемой тропопаузе, постоянно дуют сильнейшие ветры. Их энергия в 1.000-2.000 раз больше, чем в приземном слое. Гигантские воздушные реки несутся на высоте 10-12 километров со скоростью 25-30 метров в секунду.
Поистине неисчерпаемые запасы ветровой энергии и привлекли внимание авторов проекта тропопаузной ветроэлектрической станции — ТВЭС.
Вначале их было двое. Инженеры И. Спицын и Р. Гохман. Оба — авиаторы. Еще задолго до демобилизации из Советской Армии обдумывали они проект ТВЭС. Отслужив положенное, Спицын уехал в Калининград, а Гохман — в Киев. В Калининграде Спицын привлек к работе еще двух инженеров — кандидата технических наук Льва Константинова и Владимира Устинова, ставших энтузиастами ТВЭС, а его товарищ написал своему старому московскому другу — инженеру Г. Вайнштейну.
Так и работали около трех лет эти люди, даже не зная лично своих коллег по проекту. Первая встреча всех соавторов произошла лишь накануне обсуждения проекта техническим советом Министерства энергетики и электрификации СССР.
Как же технически решают авторы ТВЭС сложнейшую проблему? Во всех вариантах проекта электростанцию несет аэростат. Но как удержать гигантский корабль длиной около ста метров и весящий вместе с электростанцией и прочим оборудованием более 30 тонн? Самый прочный стальной трос не выдержит на такой высоте даже собственного веса и неизбежно порвется. Здесь может помочь только синтетика. Разрывная длина канатов из энанта и полипропилена превышает 70 — 80 километров.
Множество совершенно неожиданных, «неземных» трудностей предстоит преодолеть инженерам. Здесь и проблемы грозовой защиты кабеля и троса в приземных слоях, и защита его от оледенения, а громадной оболочки аэростата — от разнообразных атмосферных и космических воздействий.
ТВЭС можно полностью собирать на заводе и в готовом виде буксировать самолетами к будущему месту работы. Для пуска ее на месте установки необходимо забетонировать наземный «якорь», установить понизительный трансформатор и смонтировать аппаратуру автоматического управления станцией.
При поточном производстве, по предварительным расчетам, стоимость установленной мощности одного киловатта ТВЭС будет в пять-шесть раз ниже даже по сравнению с существующими мелкими сельскими электростанциями. В дальнейшем же с развитием большой химии ТВЭС будут еще дешевле.
Такие электростанции мощностью 1,5 - 2 тысячи киловатт могли бы решить проблему электрификации целинных совхозов, таежных поселков и промыслов, удаленных на большие расстояния от линий электропередачи. Кроме своего основного назначения, высотные электростанции могут быть использованы для установки ретрансляционных радио и телевизионных систем, автоматических метеостанций.
☆ ☆ ☆
Как сообщили редакции «Известий», проект тропопаузной ветроэлектростанции оценен технико-экономическим советом Государственного комитета Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению под председательством академика А.И. Берга как представляющий бесспорный интерес.
Серьезному обсуждению проект ТВЭС подвергся в начале этого года и на расширенном заседании технического совета Министерства энергетики и электрификации, где, кроме энергетиков и электротехников, были представлены специалисты по воздухоплаванию, аэродинамике, метеорологии и аэрологии. Совет высказался за продолжение работы по созданию ТВЭС.
Со времени заседания совета министерства прошел уже почти год. А заместитель председателя технического совета министерства И. Угорец все еще не нашел время оформить решение и хотя бы на миллиметр продвинуть исследования. Думается, что и читателям «Известий» небезразлично знать, сколько еще месяцев (а может быть, и лет) потребуется Угорцу, чтобы определить, наконец, свое отношение к смелому проекту?
А. БЛОХНИН
Известия 1962 № 294, 13 декабря
О присвоении звания Героя Советского Союза майору АНДРЕЕВУ Е.Н. и полковнику ДОЛГОВУ П.И.
Свой рассказ в № 272 «Известий» о суровой и мужественной профессии испытателей парашютистов, о своем друге полковнике П. Долгове, погибшем при исполнении служебного долга, Евгений Андреев назвал «Вдвоем из стратосферы».
Наш корреспондент позвонил майору Е. Андрееву в один из подмосковных домов отдыха, где он проводит сейчас отпуск.
- Моя первая мысль была о Петре Ивановиче Долгове, - ответил Андреев, - он действительно заслужил эту почетную награду! Хотя сам бы, вероятно, сказал, что это слишком большая честь… Это был самый скромный человек из всех, кого я знал!
Лично для меня присвоение звания Героя Советского Союза было полной неожиданностью. Как высоко оценили партия и правительство мой скромный труд! Этот прыжок с борта стратостата «Волга» - лишь конечный итог работы инженеров, конструкторов, летчиков.
- Мои планы? - продолжил Герой Советского Союза Е. Андреев. Буду работать, думаю, что прыжок с высоты 25.458 метров- не предел возмо;ностей.